Алжир и ЕС продолжают сближать позиции в энергетической сфере

Руководство АНДР и Евросоюза продолжает сближать позиции в энергетической сфере с целью добиться увеличения экспорта алжирского газа в Европу.

Это следует из их последних действий, направленных, с одной стороны, на усиление геологоразведки и добычи на территории АНДР, а с другой стороны, из стремления устранить на данном направлении юридические противоречия.

Важным соответствующим индикатором стало проведенное 11 апреля в Брюсселе совещание политического диалога высокого уровня по энергетике между Алжиром и ЕС. Сопредседателями на нем были: от ЕС комиссар по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете, от Алжира – министр энергетики страны Нуреддин Бутарфа.

Важно отметить, что это уже вторая подобная встреча (первая состоялось в 2015 году и после соответствующего мероприятия Алжир впервые с 2007 года добился в 2016 году пусть и сравнительно незначительного, но роста своего газового экспорта).

На подобном мероприятии 2017 года Бутарфа заявил, что АНДР стремится «укрепить» свое положение как «надежного актора на международном, региональном и европейском рынке» и с этой целью он анонсировал активизацию усилий по геологоразведке собственной территории.

По его словам, «Мы наращиваем усилия на этом направлении, чтобы увеличить наши запасы энергоресурсов. Это позволит нам не только удовлетворить растущие потребности нашего внутреннего рынка, но и позволит обеспечить большую безопасность поставок газа Евросоюзу».

Н.Бутарфа подчеркивает, что его страна является «крупнейшим производителем природного газа в Африке и третьим поставщиком газа Европе», и что она не намерена довольствоваться нынешним положением.

Он указал, что «Алжир продолжает инвестировать в свою газодобывающую отрасль, чтобы удовлетворить нужды своих партнеров», и «будет продолжать развивать с ними сотрудничество в соответствии с их запросами и в тесном взаимодействии с потребителями алжирского газа».

По словам Н.Бутарфа, это означает неуклонное наращивание производства и экспорта газа в среднесрочной перспективе.

Следует особо заметить, что прежде все более заметную тревогу у европейских партнеров Алжира вызывал тот факт, что из общих разведанных запасов (сейчас это около 3.5 трлн куб. м) реально извлекаемыми являются лишь менее 2 трлн куб. м.

Это вызывает у них сомнения относительно возможностей АНДР поставлять газ даже в среднесрочной перспективе с учетом среднегодовой добычи в этой стране за последние 10 лет в диапазоне 120 – 130 млрд куб. м.

Однако Н.Бутарфа открыто указал, что «потенциал Алжира с точки зрения запасов углеводородов остается относительно слабо изученным».

По его словам, в стране 1.5 млн квадратных километров территории представлены потенциально богатыми углеводородами «осадочными бассейнами», из которых две трети вообще не подверглись геологоразведке, особенно на юго-западе и севере Алжира, равно как и приморская полоса площадью 100 000 квадратных километров, в которой, как полагают специалисты, также велики шансы открыть не только средние, но и крупные месторождения нефти и газа.

В ответ на это замечание комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Канет указал, что этот момент служит дополнительным серьезным фактором для дальнейшего углубленного развития энергетического партнерства между сторонами.

По его словам, сказанным на совместной итоговой пресс-конференции, это в сочетании с, «географическая близость и наличие хорошей инфраструктуры для транспортировки газа из Алжира в Европу делает его еще более привлекательным для увеличения присутствия алжирского газа на европейском рынке».

Вместе с тем, он предупредил министра энергетики АНДР, что реальное расширение сотрудничества в данной сфере возможно лишь после «усовершенствования алжирских инвестиционных законов, чтобы Алжир стал наиболее привлекательным для европейских инвесторов местом».

Необходимо напомнить, что в стране до сих пор действует целый ряд ограничений на деятельность иностранных компаний, в том числе самый болезненный для них «закон 51/49», согласно которому зарубежные структуры могут работать здесь лишь совместном с местными компаниями и иметь при этом в проектах долю не более 49 процентов.

Подобное положение отягощает наличие в Алжире ограничений, связанных с «использованием дополнительной прибыли», в том числе связанных с «колебанием валютных курсов», а также возможностей для иностранцев самостоятельно продавать извлекаемые из недр страны полезные ископаемые.

И пока утвердительного ответа на пожелания ЕС из Алжира получено не было. Чиновники лишь договорились продолжить в ближайшие месяцы данный диалог, направленный на усиление привлекательности инвестиций.

Между тем, есть и другие индикаторы относительно заметного сближения сторон по энергетическому вопросу. Так, по данным французской прессы, компания Total отказывается от начатого ранее арбитражного суда против своего алжирского партнера Sonatrach, связанного с оспариванием введенного ранее руководством АНДР требования о выплате «налог на дополнительную сверхприбыль», точный размер которого не был известен, но сумма его, по имеющимся данным, составляла «нескольких сотен миллионов евро».

Французская сторона отказалась от выполнения этого требования. В ответ на это Sonatrach обвинил Total в невыполнении своих обязательств в отношении разработки месторождения Ахнет, после чего стороны пошли в арбитражный суд в Женеве.

Примечательно, что ранее Sonatrach выиграл схожие дела против компаний Repsol Exploracion Argelia S. A., Samsung C&T Corporation и SK Innovation Co Ltd.

Однако скорее на позицию Парижа повлияло именно стремление Алжира сблизиться с ЕС по вопросу модернизации своей энергетической отрасли.

По имеющимся данным, французская сторона в лице генерального директора Total решила найти урегулирование в ходе личных переговоров с премьер-министром АНДР Абдельмалеком Селлалем. И произошло это сразу после недавнего визита в Алжир коллеги последнего, Бернара Казнёва.

По имеющимся данным, обе стороны отказались от исков, причем Total не только продолжит эксплуатацию своего единственного газового месторождения в Алжире в Фуйе Табанкоре, контракт по которому истекает в 2019 году и приступит к запуску нового месторождения газа в Тимимуне с июля 2018 года.

Кроме того, французский энергогигант рассчитывает поучаствовать в заявленной Алжиром комплексной геологоразведке с расчетом получить там крупные контракты на добычу и газа, и нефти.

Следует заметить, что если раньше, в условиях высоких цен на энергоносители, алжирское руководство было непреклонным в своем решении ограничить иностранные компании при работе на его территории, опасаясь попасть от них «в кабалу», то в условиях нынешней непростой ситуации его позиция несколько трансформируется.

Вместе с тем, не следует ожидать от алжирского забюрократизированного режима серьезной гибкости на данном направлении. Судя по всему, «потепление» в этой сфере будет происходить довольно медленно, что, в свою очередь, будет отражаться на темпах увеличения добычи углеводородов в стране и их экспорта.

Тем не менее, уже в обозримом будущем Алжир в состоянии сократить нынешние доходы российского «Газпрома» в Европе на миллиарды долларов в год.

62.83MB | MySQL:102 | 0,656sec