Ситуация в Алжире: март 2017 г.

2 марта президент Алжира Абдельазиз Бутефлика отметил свой 80-летний юбилей на фоне растущего числа вопросов о состоянии его здоровья и об его дееспособности в качестве главы государства. Спекуляции на эту тему вспыхнули с новой силой после того, как в последнюю минуту был аннулирован намечавшийся на 20 февраля визит в Алжир канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Канцелярия президента объяснила тогда отмену визита «острым бронхитом» у главы государства.

9 марта на пресс-конференции в ходе визита в Тунис глава правительства Алжира Абдельмалек Селлаль заверил, что А.Бутефлика «чувствует себя хорошо». Это было первое официальное заявление относительно здоровья президента АНДР после 20 февраля.

Что касается собственно визита алжирского премьера в Тунис, то там был подписан ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве, и в частности, в сферах безопасности и культуры. Как подчеркнул премьер-министр Туниса Юсеф Шахед, двум странам «необходимо развивать сотрудничество в сфере безопасности, потому что мы противостоим общим опасностям» в лице терроризма. «Алжир имеет богатый опыт в области безопасности и борьбы против террористических групп. Это соглашение позволит укрепить технические обмены», — сказал он.

По словам тунисского премьера, в ходе переговоров с алжирским коллегой обсуждались также вопросы развития приграничного сотрудничества, а также ситуация в Ливии.

«В настоящее время налажена координация действий (по Ливии) между Египтом, Тунисом и Алжиром. Мы также расширили сотрудничество за счет других стран — соседей Ливии — Судана, Чада и Нигера, так как есть взаимодействие между террористическими группами, действующими в Сахеле, что оказывает негативное воздействие на ситуацию в Ливии», — заявил А.Селлаль. Он подчеркнул, что решение ливийской проблемы должно  быть «политическим и ливийско-ливийским».

Уже 19 марта, месяц спустя после аннулирования визита А.Меркель, А.Бутефлика впервые вновь появился на телеэкранах, правда, без звуковой дорожки. Согласно комментатору государственного телевидения, в Алжире он принял министра по делам Магриба и Африки Абделькадера Мессахеля. В ходе встречи последний информировал главу государства «о ситуации в регионе, и в частности, в Сахеле, Мали и Ливии».

28 марта в Алжире было объявлено, что А.Бутефлика принял президента Конго Дени Сассу Нгессо, посетившего Алжир с государственным визитом в период с 27 по 30 марта.

2 марта алжирские власти объявили, что идентифицировали террориста, попытавшегося совершить 26 февраля теракт в качестве смертника против комиссариата полиции в Константине. Ответственность за эту попытку теракта взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), назвав несостоявшегося террориста как Абу аль-Хасан Али (боевой псевдоним). Как отметил в этой связи министр юстиции Тайеб Лух, личность террориста в тот момент не подлежала оглашению.

26 февраля теракт был предотвращен лишь благодаря бдительности полицейского, который, заподозрив неладное и после предупредительного огня открыл огонь на поражение, попав при этом в пояс смертника, после чего взрывное устройство сдетонировало. В результате последовавшего затем взрыва ранения получили двое полицейских.

6 марта Минобороны Алжира сообщило об уничтожении двух вооруженных исламистов в городе Деллис (80 км к востоку от Алжира). При боевиках были обнаружены два автомата Калашникова и два пистолета. По данным этого ведомства, с начала года алжирские военные уничтожили по меньшей мере 32 террориста, главным образом – на востоке страны.

26 марта алжирские военные сообщили, что днем ранее в районе Константины на востоке страны были уничтожены 2 «опасных» вооруженных исламиста. Боевики попали в засаду, устроенную военными в районе Джебель эль-Уаш. Один из них, Нуреддин Лауира (боевой псевдоним — Абу аль-Хаммам) был представлен местными СМИ как главарь местной ветви ИГ. По данным Минобороны Алжира, он присоединился к одной из групп вооруженных исламистов еще в 2008 г. До недавнего времени он командовал фалангой «Эль-Гораба», которая была связана с «Аль-Каидой в странах (исламского) Магриба» (АКИМ), однако затем перешел «под знамена» ИГ.

2 марта министр религиозных дел и вакуфов Алжира Мухаммед Аисса предписал, что «мечети не должны вмешиваться каким-либо образом в избирательную кампанию накануне назначенных на 4 мая парламентских выборов». Очевидно, против кого была направлена эта директива – против исламистских партий.

Министр подчеркнул, что места отправления культа должны в условиях избирательной кампании оставаться нейтральными. Он указал имамам на необходимость «уважать законы республики, этические нормы, и сохранять полный нейтралитет по отношению к избирательной кампании».

Он же в выступлении в Совете нации (верхняя палата парламента) объяснил причины, по которым в Алжире была запрещена деятельность секты «Аль-Ахмадия». По его словам, этот запрет исходит из фетвы Высшего исламского совета, объявленной еще в 70-е годы прошлого столетия. В этой фетве данная секта определена как «изолированная группа, не имеющая ничего общего с исламом». По его словам, алжирские сторонники секты попытались «оформиться в организацию с тем, чтобы потом запросить международной защиты, однако спецслужбы разоблачили их намерения и пресекли их активность».

Тогда же стало известно о намерении Министерства национального образования закрыть в течение года коранические школы. В качестве мотивов этого шага назывались, в частности, невозможность проверить программы этих заведений, а также квалификацию «преподавателей». Ведомство предписало своим подразделениям на местах провести совместно с Министерством религиозных дел и вакуфов перепись детей, посещавших подобные учебные заведения, с тем, чтобы затем устроить их в государственные учреждения доначального образования.

22 марта глава Департамента предупреждения заболеваний Министерства здравоохранения АНДР Смаил Месбах сообщил, что большинство родителей отказались делать их детям в возрасте от 6 до 14 лет прививки от кори и краснухи. С начала государственной кампании, запущенной в начале марта 2016 г., вакцинацию прошли всего 1,5 млн детей из 6,5 млн запланированных. Алжирские медицинские власти рассчитывали подвергнуть вакцинации по меньшей мере 90% детей этой возрастной категории.

С.Месбах назвал две причины сложившейся ситуации — опасения родителей из-за возможных побочных явлений (после вакцинации два ребенка умерли) и плохая информационная кампания. Кстати, обе смертных случая имели место после использования многофункциональной вакцины от дифтерии, коклюша и стобняка, после чего она была изъята из оборота и заменена другой.

Еще одно социальное явление в Алжире связано с ростом числа работающих женщин. Их число выросло с 10,2% в 2005 году до 13,6% в 2015 году. Сейчас работающие женщины составляют 18% от общего числа активного населения. За это же время почти вдвое выросло число разводов, достигнув примерно 60 тысяч случаев в год. Основной причиной разводов стала невозможность для супругов договориться относительно расходования «женской» части семейного бюджета, на которую стали покушаться мужчины — мужья, отцы и даже братья, что связывается с патриархальным характером алжирского общества.

Традиционно в арабо-мусульманской семье  расходы по содержанию жены и детей несет муж, а средства, которыми располагает жена, предназначены исключительно для ее личного пользования.

20 марта Министерство энергетики и шахт Алжира объяявило, что на пост главы государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК назначен Абдельмумен ульд Каддур. Он сменил на этом посту Амина Мазузи, находившегося на нем с мая 2015 г. Про нового главу крупнейшей алжирской компании известно, что он — выпускник Массачусетского технологического института, вхож в ближайшее окружение главы государства, имел достаточно много (для его уровня) проблем с правосудием.

Будучи главой созданной в 1994 году алжирской компании Brown and Root Condor (BRC — СП, образованное СОНАТРАК и американской компанией KBR («дочка» компании Halliburton, которая не нуждается в представлении), в 2007 году он попал в предварительное заключение по обвинению в использовании необеспеченного средствами чека. В рамках этого же дела он был осужден военным трибуналом к 30 месяцам тюрьмы за передачу американской компании информации, касающейся обороны страны. Был условно освобожден в марте 2009 года, отсидев в тюрьме 20 месяцев, после чего долгое время жил в одной из стран Персидского залива. В 2007 году по решению А.Бутефлики правительство Алжира выкупило американскую долю в СП, а затем распустило его.

Во второй половине марта А.Бутефлика вроде бы вернулся на политическую сцену. Надолго ли? В любом случае сейчас мало кто рискнет назвать его возможного преемника. Ясно одно: если с президентом что-то случится, согласно конституции, страной в течение 90 дней до выборов нового главы государства будет руководить спикер Совета нации (верхняя палата алжирского парламента) 75-летний Абделькадер Бенсалах.

В качестве возможной переходной фигуры в последнее время стали называть главного алжирского военного — генерала Ахмеда Салаха Гаида. За последним стоит не только армия, но и с недавних пор — спецслужбы. Сторонники такого поворота событий приводят в пример не такой уж далекий Египет с его известными перипетиями. Даже очень оппозиционный Али Бенфлис не так давно призвал Национальную народную армию (ННА) Алжира стать «гарантом переходного процесса».

Что касается самого генерала, то во всех официальных клипах он без устали напоминает о роли ННА как «гаранта конституции» и защитника «стабильности страны, ее территориальной целостности и единства ее народа». Все бы ничего, но генерал — ровестник президента…

52.25MB | MySQL:103 | 0,371sec