О достоверности нефтяной статистики Ирака. Часть 5

Ведущие российские средства массовой информации, как и всемирно известные зарубежные агентства (см. Часть 4), также порой бегут впереди паровоза и, публикуя непроверенную информацию, подрывают собственный авторитет в экспертной среде.

Например, утром 11 апреля с.г. государственное информационное агентство ТАСС сообщило, что министр энергетики России А.В.Новак выступил в Совете Федерации (при этом приведены цитаты из доклада главы ведомства!)[i]. На самом деле министр выступил перед сенаторами на следующий день, 12 апреля с.г., о чем сказано на официальных сайтах Совета Федерации[ii] и Министерства энергетики[iii].

За годы научной деятельности автор неоднократно сталкивался с дезинформацией в заметках известных СМИ, а также официальных заявлениях иранских и иракских должностных лиц (см. Часть 2). Не зря говорят, что дурной пример заразителен.

В апреле с.г. министр энергетики Казахстана К.Бозумбаев заявил, что не знает, когда именно страна выполнит взятые на себя обязательства по сокращению добычи нефти на 20 тыс. баррелей в сутки (государство является участником соглашения в формате ОПЕК+ – Э.К.): «Методологии нет, сколько обязательно нужно в январе (здесь и далее речь о 2017 годе – Э.К.) выдержать, или в феврале, или в марте»[iv].

Ранее глава ведомства высказал предположение, что договоренность о сокращении добычи в формате ОПЕК+ приведет к увеличению нефтяных доходов государства. Тогда же в Министерстве энергетики Казахстана сообщили, что снижение объемов производства сырья будет обеспечено за счет месторождений, расположенных в Актюбинской, Кзыл-Ординской и Мангистауской областях.

В январе с.г. пресс-служба ведомства сообщила, что страна уже сократила объем добычи на 20 тысяч баррелей в сутки. Хотя Казахстан изначально не собирался присоединяться к соглашению. «Мы пока не готовы под этим подписаться»[v], – в конце октября 2016 года заявил заместитель министра энергетики Казахстана М.Мирзагалиев.

Позже глава ведомства сделал более развернутое заявление: «Мы занимаем очень маленькую долю, если в мире добывают 34 млн баррелей в сутки, то Казахстан добывает всего лишь 1,5 млн баррелей в сутки. И наше сокращение или повышение на самом деле большой роли не играет. Если кому и надо задумываться об ограничениях нефтедобычи, так это Саудовской Аравии и Российской Федерации. Вот они должны определиться, более 10 млн баррелей ежесуточно каждая из этих стран добывает. Они должны сказать свое веское мнение, более 60% всей добычи занимают. Кроме того, Иран, который около 4 млн баррелей в сутки производит, другие страны Персидского залива. Есть Бразилия, Мексика. Когда ключевые страны что-то скажут, тогда Казахстан, возможно, выскажет свою позицию. Мы участвуем во всех этих переговорах в качестве наблюдателя»[vi].

Проведенный анализ официальных документов и заявлений иракских чиновников не оставляет сомнений в том, что нефтяная статистика Ирака отнюдь не достоверна. К сожалению, как было отмечено выше, ложную информацию порой можно также услышать в заявлениях должностных лиц других государств. Этот факт позволяет усомниться в точности статистических данных, отражающих уровень производства «черного золота» и в Саудовской Аравии.

Как известно, слово к делу не пришьешь. Заявляя о внушительном сокращении производства сырья, официальные представители королевства вполне могут лишь словесными интервенциями «раскачивать» глобальный рынок. На самом деле вполне вероятен сценарий, при котором фактического сокращения нефтедобычи в тех объемах, о которых на весь мир заявлено монархией, нет и в помине.

Схожую схему может весьма успешно применять любой участник сделки в формате ОПЕК+. Почему?

Нефтяной рынок – это рынок ожиданий. Котировки так называемых фьючерсов (контрактов на будущую покупку сырья) реагируют большей частью на ожидания участников рынка, а не на действительное положение дел. «Бумажную» нефть не стоит сравнивать с физическим товаром.

На протяжении нескольких месяцев в своих статьях и публичных выступлениях автор настойчиво высказывает мнение о том, что государства, подписавшие венские договоренности, едва ли способны добросовестно выполнить условия сделки. Речь, конечно, идет не о многочисленных громких заявлениях о том, что добыча сырья снижена и в результате ситуация на глобальном рынке «черного золота» начала стабилизироваться.

Как представляется, добросовестное выполнение добровольно взятых обязательств подразумевает реальное (!) снижение производства нефти странами – участницами соглашения в формате ОПЕК+ до зафиксированных в документе объемов.

[i]Минэнерго проконсультируется с нефтяниками по продлению участия РФ в сделке с ОПЕК // ТАСС, 11.04.2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4172375

[ii]Министр энергетики РФ А. Новак выступил в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» // Официальный сайт Совета Федерации России, 12.04.2017. URL: http://www.council.gov.ru/events/news/79272/

[iii]Александр Новак рассказал о развитии Топливно-энергетического комплекса России в рамках «Правительственного часа» // Официальный сайт Министерства энергетики России, 12.04.2017. URL: http://minenergo.gov.ru/node/7682

[iv]Казахстан обещает выполнить обязательства перед ОПЕК // Regnum, 10.04.2017.URL: https://regnum.ru/news/economy/2261065.html

[v]Там же.

[vi]Там же.

62.81MB | MySQL:102 | 0,513sec