О назначении нового посла Ирана в Ираке

Как очередное усиление влияния и роли, играемой Ираном, в целом, и Корпусом стражей исламской революции (КСИР), в частности, в региональных перипетиях на Ближнем Востоке, восприняли многие аналитики и востоковеды известие о назначении советника командующего внешними операциями (подразделения «Аль Кодс») КСИР Касема Сулеймани, бригадного генерала Ираджа Месджеди, новым послом Исламской Республики Иран в Ираке.

Официальное сообщение об этом назначении пришло по каналам информационных агентств, в том числе, и по линии иранского IRNA, в среду, 19 апреля. Сам И.Месджеди прибыл в иракскую столицу накануне, во вторник, где был встречен иракскими сотрудниками протокола и официальными лицами в аэропорту, заявив на встрече, что считает обе страны «друзьями и братьями».

Вручая верительные грамоты министру иностранных дел Ирака Ибрагиму аль-Джаафари новый иранский посол указал в своей речи на то, что он желает видеть Ирак «единым, безопасным и сильным».

Единым. Вот ключевое слово, если взяться описывать ту непростую задачу, которая поставлена перед этим ветераном КСИР, некогда, еще во времена ирано-иракской войны, отвечавшим за подготовку и обучение бойцов из отрядов самого различного оппозиционного толка, в том числе, и из числа курдов, которые проходили под его руководством слаживание и, в последующем, забрасывались на иракскую территорию для ведения разведывательно-диверсионных операций против армии С.Хусейна. Тогда, И.Месджеди командовал базой КСИР «Рамадан» в Западном Иране, и некоторые выходцы из тех самых разведывательно-диверсионных отрядов, готовившихся под его руководством, впоследствии преуспели в постсаддамовском Ираке, занимая сейчас различные высокопоставленные военные и политические посты.

Именно единым в глазах высшего иранского политического руководства должен оставаться Ирак. И в этом – коренное отличие иранской позиции от всего того, что делали и делают в этой стране США. Разумеется, единство это должно зиждиться на существующем «статусе-кво», основанном на доминирующей общественно-социальной и военной роли иракских шиитов. И, желательно, той их части, которая ориентируется на Тегеран.

60-тилетний Ирадж Месджеди 35 лет своей жизни отдал служению в КСИР. На посту посла в Ираке он сменил Хасана Данайфара, который возглавлял иранскую дипмиссию в Багдаде с 2011 года. До них, эту должность занимал Хасан Каземи Куми, первый посол ИРИ в Ираке после вторжения войск США и коалиции в страну в 2003 г.   Все они, как и И.Месджеди являются выходцами из…да, все того же КСИР, что делает излишним объяснять ту роль и значение, которые придавались и придаются в Иране всему, что творится в Ираке.

Корпус Стражей исламской революции (КСИР), как известно, «оказывает содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя»), распространения господства ислама в самой Исламской Республике Иран (ИРИ) в рамках действующей Конституции, постоянного содействия осуществлению мусульманских идей в мире, разумеется тех мусульманских идей, которые являются господствующими у богословов из иранского Кума. С начала 2000-х гг. КСИР стал активно участвовать в своеобразных экспедиционных операциях и в настоящее время принимает активное участие в войне в Сирии на стороне режима Б.Асада, направив туда десятки своих военных советников. С 2012 г. сотни офицеров КСИР находятся в Ираке, его подразделения, включая боевую авиацию и бронетехнику, периодически принимают участие в боевых действиях, а командующий подразделением «Аль Кодс» («Иерусалим»), генерал К.Сулеймани регулярно посещает различные районы Ирака и Сирии.

Ирадж Месджеди ценен в качестве посла не только своим жизненным опытом и статусом выходца из КСИР, а как раз именно тем, что долгое время курировал в нем курдскую оппозицию режиму С.Хусейна, имеет многочисленные связи контакты среди курдских политиков и это, как нельзя лучше, характеризует озабоченность Тегерана курдским вопросом, грозящим разрастись в ближайшей перспективе в полномасштабный кризис для нынешней иракской государственности. Еще у всех на слуху недавние события в Киркуке, о чем мы сообщали на страницах сайта Ближнего Востока. А ведь это всего лишь один из эпизодов в противостоянии между Эрбилем и Багдадом, угрожающим развалить Ирак и поставить под удар весь регион.

Поэтому назначен именно этот человек.

Представитель регионального правительства Курдистана в Тегеране Назим Дабах прокомментировал это назначение «как свидетельство того значения, которое уделяется Ираном всему происходящему в Ираке и в федеральном регионе».

«В 90-е гг. Месджеди удавалось достаточно успешно проводить переговоры между Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана», — вспоминает Биляль Сулейман, работающий в настоящее время в Тегеране курдский функционер, считающий, что это назначение сыграет положительную роль в отношениях между федеральным центром и регионом.

К слову, курды, представляющие иранское крыло ДПК, отрицательно отозвались о И.Месджеди, припомнив ему расправу над 300 активистами партии в свое время. Но, по нашей оценке, это лишний раз характеризует его как человека решительного, и к тому же, назначают его послом не к курдам, а в Багдад.

Кроме стабилизирующего влияния нового иранского посла на курдско-иракские отношения, многие обозреватели полагают, что он будет способен противостоять тем вызовам, которые сулит Ираку предстоящая компания по выборам новых депутатов в парламент страны, неизбежно означающая все присущие парламентским республикам «прелести» в виде ожесточенной схватки за власть между еще вчерашними союзниками. Тем более, что сплачивавшая из прежде общая угроза от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), постепенно сходит на «нет».

52.19MB | MySQL:103 | 0,423sec