О развитии производства БЛА в Турции

Успехи китайских предприятий оборонно-промышленного комплекса в продвижении своих беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на международном рынке вооружений «подталкивают» иностранных производителей на разработку более современной техники. Примером такого конкурентного соревнования является деятельность Turkish Aerospace Industries Inc., которая предлагает государствам Аравийского полуострова как проверенные, так и новые разведывательно-ударные БЛА.

К новым предложениям турецкой компании на рынке вооружений следует отнести средневысотный БЛА средней продолжительности полета под обозначением Anka-S (тюрк. «Феникс»), который предназначен для ведения разведки и уничтожения «чувствительных» целей. По информации компании-производителя, первые шесть БЛА данной модели поступят на вооружение ВС Турции в течение 2017 г. и будут задействованы в операциях по борьбе со сторонниками РПК и организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ).

По данным китайских источников, БЛА Anka-S обладает следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ):

– длина: 8 м;

– высота: 3,4 м;

– размах крыла: 17,3 м;

– площадь крыла: 13,6 кв.м;

– максимальный взлетный вес: 1600 кг.

Многотопливный четырехтактный двигатель с турбонаддувом Centurion 2.0 производства немецкой компании Thielert объемом 2000 куб. см обладает мощностью 155 л.с. (114 кВт), оснащен модулем глушения/запуска в полете для экономии топлива и увеличения времени/дальности полета. Данный двигатель позволяет применять дизельное топливо или авиационный керосин марки JP-8 – стандартное топливо для самолетов и вертолетов ВВС США.

Двигатель Centurion 2.0 передает крутящий момент на трехлопастной винт из композитных материалов, что обеспечивает БЛА максимальную скорость полета 214 км/ч, крейсерскую скорость 204 км/ч и позволяет размещать на двух точках внешней подвески полезную нагрузку массой 200 кг. Благодаря установленному модулю глушения/запуска двигателя максимальная дальность полета БЛА Anka-S составляет 4896 км, максимальная продолжительность полета достигает 24 часа.

Практический потолок у БЛА «Anka-S» – 9144 м. Радиус боевого патрулирования данного аппарата составляет 200 км, что обусловлено дальностью действия комплекса радио/спутниковой связи, который входит в состав наземной станции управления (НСУ) под обозначением TAFICS (англ. Turkish Armed Forces Integrated Communications System), созданной по стандарту ВС стран-членов НАТО STANAG 4586.

Состав НСУ следующий:

– автоматическая система взлета/посадки;

– система видеонаблюдения и сопровождения БЛА;

– электрогенератор;

– радиолокационная станция и система связи (радио + спутниковая);

– два защищенных пункта управления (по два оператора в каждом);

– удаленные терминалы управления.

По данным китайских специалистов, управление БЛА вне прямой видимости осуществляется по защищенному каналу  цифровой спутниковой связи, который обеспечивает космический аппарат TURKSAT 4B. Для безопасной посадки БЛА оснащен тремя стойками шасси по схеме одна стойка в передней части и две стойки в средней части.

Следует отметить, что конструкторы турецкой компании TUSAS Engine Industries работают над созданием двигателя под обозначением PD170, Данная силовая установка будет обладать мощностью 120 л.с. на высоте 9100 м, 170 л.с. на высоте 7200 м, тогда как максимальные 210 л.с. будут доступны на высоте не более 4300 м. По данным китайских специалистов, у турецких конструкторов пока нет особого прогресса в достижении заявленных характеристик.

В отношении радиоэлектронного оборудования БЛА Anka-S известно, что в качестве основной системы наблюдения и поиска целей могут быть установлены на выбор две многоканальные оптико-электронные системы (ОЭС) Star SAFIRE 380HD (пр-во компании FLIR, США) и ASELFLIR-300T (пр-во компании ASELSAN, Турция). Сравнительные  ТТХ двух ОЭС приведены в таблице ниже.

 

Модель/характеристика Star SAFIRE 380HD ASELFLIR-300T
Разрешение камеры дневного света 720/1080 720/1080
Разрешение камеры ночного видения 720/1080 (высокая четкость) нет данных
Разрешение инфракрасной камеры 640х512 или 1280х720 1440х516
Стандарты передачи данных RS-232, 422, MIL-STD-1553B, MIL-STD-461 RS-422, MIL-STD-1553B

 

Углы поворота по вертикали от +30° до -120° от +20° до -105°
Угол поворота по горизонтали 360° 360°
Кол-во осей стабилизации 6 4
Рабочее напряжение (вольт) 22-29 28
Потребляемая мощность (ватт) 280-350 нет данных
Вес (кг) 45 95

 

Обе ОЭС позволяют применять малокалиберные ракеты класса «воздух-земля» с лазерным наведением под обозначением Bozok (пр-во компании TUBITAK-Sage, Турция), которая при весе 16 кг и длине 79 см способна поражать наземные цели на дальности до 6 км. Кроме того, рассматриваемый БЛА может быть вооружен ПТУР Mizrak-U или даже  корректируемыми авиабомбами Мк.81 (вес 125 кг), на которых установлены модули лазерного наведения и комплексное оперение серии Teber производства турецкой компании Roketsan. Дальность пуска данного боеприпаса с максимальной высоты полета может достигать 60 км, а круговое вероятное отклонение не превышает 3 м. Турецкие специалисты признаются, что модифицированные боеприпасы серии Teber предназначены для поражения неподвижных целей.

Кроме того, представители Turkish Aerospace Industries Inc. сообщают, что намерены до 2030 г. поставить для ВС Турции высотный разведывательно-ударный БЛА под обозначением Anka-TP, который будет обладать следующими ТТХ:

– максимальный взлетный вес: от 5000 до 6000 кг; –

– полезная нагрузка: от 1000 до 1500 кг;

– продолжительность полета: 20 часов;

– практический потолок: 12199 м;

– максимальная скорость: 463 км/ч;

– крейсерская скорость: 370 км/ч.

При указанной массе полезной нагрузки данный БЛА представляется возможным оснастить как ОЭС, так и радиолокационными станциями с активными фазированными антенными решетками или синтезированной апертурой для ведения разведки. Кроме того, в качестве вооружения на внешних точках подвески данного аппарата можно размещать авиабомбы Мк.82 (вес 250 кг), которые также модернизированы за счет комплекта оперения и лазерного наведения серии Teber.

Другая турецкая компания Vestel Savunma Sanayi предлагает ВС Турции легкий разведывательно-ударный БЛА под обозначением Karayel-100, который обладает следующими ТТХ:

– длина: 6,4 м;

– размах крыла: 12 м;

– вес: 450 кг;

максимальная полезная нагрузка: 70 кг (две точки внешней подвески для ракет типа Bozok);

– максимальная скорость полета: 100 км/ч;

– мощность двигателя: 70 л.с.;

– практический потолок: 6858 м,

– рабочая высота: 5486 м;

– максимальное время полета: 20 часов.

По своей конструкции Karayel-100 представляет собой высокоплан с центральной хвостовой балкой и хвостовым оперением в форме глубокое V, которое обеспечивает хорошую управляемость и низкую заметность в радиолокационном поле.

Интересно наличие тесной кооперации между турецкими и американскими компаниями, которые производят комплектующие для БЛА. При этом ни китайские, ни турецкие аппараты по своим ТТХ не являются конкурентами для американских БЛА, которые были созданы в 90-е гг. прошлого столетия и в настоящее время подвергаются лишь регулярной модернизации.

Подчеркнем, что турецким специалистам не дает покоя подписанные между КНР и Королевством Саудовская Аравия контракты на поставку 300 комплектов для сборки БЛА «Радуга-4» и строительство сборочной линии на территории КСА. Подобных контрактов не удавалось подписывать даже американским корпорациям, лидирующим в области конструирования беспилотной техники. Вероятно, причина такой заинтересованности Эр-Рияда состоит в том, что китайская сторона построит на территории КСА несколько сотен станций непрерывного сигнала системы глобального позиционирования «Бэйдоу», которые обеспечат ракетному вооружению китайских БЛА точность наведения в 0,2 м при проведении спецопераций на территории соседних государств. Очевидно, что официальный Эр-Рияд хочет обеспечить свои ВС альтернативной системой навигации на случай сбоев в американской GPS в условиях распространения технологий и аппаратуры по постановке помех сигналам этой системы.

52.14MB | MySQL:103 | 0,497sec