Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17 — 23 апреля 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Вновь обострилась обстановка на Синайском полуострове в Египте. В Иране определены шесть кандидатов, которые поведут борьбу за пост президента страны на выборах, которые должны состояться 19 мая.

В Сирии правительственные войска и союзные им силы при поддержке авиации российских ВКС вели боевые действия против вооруженных формирований экстремистских и террористических группировок в различных районах страны. На севере провинции Хама армия продолжала успешное наступление на позиции боевиков экстремистской группировки «Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ), освободив от противника несколько городов и других населенных пунктов. Тяжелые бои идут в городе Дераа — административном центре одноименной провинции на юге САР, где правительственные силы отражают атаки экстремистов. Бои велись также в провинциях Дамаск, Хомс, Алеппо, Латакия, Эль-Кунейтра и Дейр эз-Зор. Отряды преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» вели бои против боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в городе Табка в провинции Ракка и окружили сам город Ракка. По информации СМИ, боевики ИГ перенесли свою сирийскую «столицу» из Ракки в район города Дейр эз-Зор.

На минувшей неделе на основании достигнутой договоренности о локальном примирении боевики радикальных бандформирований (3,8 тыс. человек) и члены их семей покинули четыре горных курорта к северо-западу от Дамаска – Забадани, Сергаи, Букейн и Блудан – и переместились в северную провинцию Идлиб. Ранее боевики покинули соседний город Мадая.

20 апреля Исполнительный совет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) не поддержал предложение России и Ирана в связи с расследованием предполагаемого применения 4 апреля химического оружия в городе Хан-Шейхуне в сирийской провинции Идлиб. При этом Москва настаивала на том, что расследование должно проводиться непосредственно на месте событий, то есть в Хан-Шейхуне, и на аэродроме Шайрат, по которому в ночь на 7 апреля был нанесен ракетный удар США, а не ограничиваться материалами из интернета и опросами оппозиционеров, причем состав следователей должен быть сбалансированным. Результаты анализов показали, что в Хан-Шейхуне был применен зарин или похожее на него вещество, заявил гендиректор ОЗХО А. Узюмджю. Россия, со своей стороны, представила ОЗХО ряд свидетельств того, что инцидент с возможным применением отравляющих веществ в провинции Идлиб носит постановочный характер. Российская сторона констатировала, что серьезных действий по расследованию инцидента с предполагаемым применением химоружия в Хан-Шейхуне не предпринято. В Минобороны РФ заявили, что доказательств применения химоружия в Хан-Шейхуне до сих пор нет. Поэтому происхождение имеющихся у ОЗХО проб непонятно. «Блокирование США и их союзниками решения ОЗХО о расследовании предполагаемого применения химического оружия в Хан-Шейхуне направлены на смену режима в Сирии», — заявил 20 апреля министр иностранных дел России С. Лавров.

Президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган в ходе телефонного разговора, состоявшегося 18 апреля, «подчеркнули необходимость продвижения межсирийского переговорного процесса в астанинском и женевском форматах» и необходимость укрепления режима перемирия в Сирии.

В Тегеране 18-19 апреля прошла встреча экспертной группы стран-гарантов перемирия в Сирии (РФ, Турция, Иран) при участии ООН. Участники встречи обсудили пути по укреплению режима прекращения огня в САР и согласовали документ об обмене пленными, который будет представлен на встрече в Астане, намеченной на 3-4 мая.

Главы внешнеполитических ведомств России и США С. Лавров и Р. Тиллерсон обсудили 21 апреля по телефону сирийскую тематику. В частности, они «условились дать поручение еще раз изучить возможность организации под эгидой ОЗХО объективного расследования инцидента в Сирии».

В Дамаске на прошедшей неделе состоялся расширенный пленум ЦК правящей в Сирии Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), который проходил под руководством лидера партии, президента САР Б. Асада. В своем выступлении на пленуме Б. Асад подчёркнул «необходимость искать новые идеи и механизмы активизации партийной работы, ведения конструктивного партийного диалога для укрепления политических и социальных аспектов». Он призвал партийное руководство ориентироваться на новое поколение, что «сохранит преемственность и усилит патриотизм». По словам Б. Асада, «работа ПАСВ не должна вестись в офисах, но выйти на улицы, чтобы упрочить контакты с гражданским обществом». На пленуме был сформирован новый состав ЦК ПАСВ, изменения произошли и других руководящих органах партии.

В период с 19 по 23 апреля министр обороны США Дж. Мэттис совершил первую после назначения на эту должность поездку на Ближний Восток, посетив Саудовскую Аравию, Египет, Израиль, Катар и Джибути.

В Саудовской Аравии Дж. Мэттис заявил, что он прибыл в Эр-Рияд с намерением «придать новую силу» американо-саудовскому альянсу, подчеркнув, что США заинтересованы в укреплении вооруженных сил и спецслужб королевства, особенно в деле противостояния Ирану. В Эр-Рияде глава Пентагона был принят королем Сальманом и провел переговоры с наследником наследника престола, министром обороны КСА принцем Мухаммедом  бен Сальманом.

Тем временем 22 апреля король Саудовской Аравии Сальман распорядился возобновить дополнительные выплаты госслужащим и военным, которые были отменены в 2016 г. из-за режима экономии в стране. Монарх также произвел ряд изменений в правительстве КСА и назначил нового саудовского посла в США. Им стал один из его сыновей — принц Халед бен Сальман. Король Сальман также создал центр национальной безопасности. По информации ЦБ КСА, дефицит бюджета королевства «оказался вдвое ниже ожидавшегося — благодаря более аккуратной политике в отношении расходов».

На встрече с президентом Египта А. Ф. ас-Сиси американский министр заявил, что Вашингтон поддерживает Каир в его усилиях по борьбе с терроризмом, сохранению стабильности в ближневосточном регионе и урегулированию кризисов. Дж. Мэттис отметил «прочное сотрудничество между двумя странами в военной сфере и особые отношения между министерствами обороны», подчеркнул заинтересованность США активизировать их. В ответ А. Ф. ас-Сиси «указал на прочность египетско-американских отношений, их стратегический характер и стойкость перед лицом многих сложных вызовов в последние годы» Президент АРЕ «выразил надежду на новый мощный импульс в их развитии при новой американской администрации».

23 апреля начался визит президента Египта А. Ф. ас-Сиси в Саудовскую Аравию. По итогам его переговоров с королем Сальманом достигнута договоренность всемерно укреплять двусторонние отношения, «поддерживать тесные консультации и координировать свои действия в интересах арабов и мусульман».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху и глава Пентагона Дж. Мэттис 21 апреля обсудили совместные американо-израильские усилия по стабилизации ситуации в регионе и противостоянию «стратегическим угрозам», включая Иран и ИГ. Нетаньяху положительно оценил изменения американской политики в отношении Ирана. Дж. Мэттис же отметил, что региональные союзники должны объединиться, чтобы противостоять как ИГ, так и иранскому режиму. В ходе встречи с министром обороны Израиля А. Либерманом Дж. Мэттис подчеркнул, в частности, что израильтяне продолжат получать доступ к наиболее современным американским военным технологиям.

Дж. Мэттис 22 апреля провел переговоры с эмиром Катара Тамимом Аль Тани, обсудив вопросы борьбы с терроризмом, особенно с ИГ, ситуацию в Сирии, Йемене, Ливии, политику Ирана, которую глава Пентагона охарактеризовал как «дестабилизирующую», двусторонние отношения в различных областях. 23 апреля Мэттис прибыл в Джибути.

За рубежом по-разному оценивают результаты прошедшего в Турции 16 апреля референдума по внесению изменений в конституцию страны. Правительства Саудовской Аравии и Пакистана поздравили президента Р. Т. Эрдогана и турецкий народ с успехом референдума. Иран заявил, что уважает решение турецкого народа по конституционному референдуму. «Прошедший референдум — это абсолютно суверенное дело Турецкой Республики», — отметили в Кремле, а президент России В. Путин поздравил Р. Т. Эрдогана с итогами референдума. Президент США Д. Трамп позвонил Р. Т. Эрдогану, чтобы поздравить его с результатами референдума и «обсудил действия в ответ на использование режимом Асада химического оружия и борьбу с терроризмом». В то же время в странах Евросоюза отнеслись к итогам турецкого референдума достаточно сдержанно. В частности, было заявлено: «Можно поддерживать сотрудничество с Турцией в сферах общих интересов, таких как борьба с терроризмом или по линии НАТО, при этом не разделяя некоторых подходов. Вопрос о вхождении страны в ЕС сейчас не стоит». Прошедший конституционный референдум продемонстрировал разделение турецкого общества на две части и не соответствовал стандартам Совета Европы, заявили 17 апреля в миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. МИД Турции назвал «неприемлемыми» подобные комментарии миссии БДИПЧ ОБСЕ.

Президент Р. Т. Эрдоган заявил, что положительный исход референдума о переходе страны на президентскую систему правления был достигнут, несмотря на противодействие «тех, кто имеет мировоззрение крестоносцев». При этом он подчеркнул, что наблюдателям ОБСЕ следует «знать свое место». Высшая избирательная комиссия Турции 19 апреля отклонила запросы оппозиционных Народно-республиканской партии и Партии демократии народов об аннулировании результатов референдума о внесении поправок в турецкую конституцию. Тем временем турецкие власти продлили на три месяца (до 20 июля) режим чрезвычайного положения в стране.

20 апреля в Иране было объявлено, что шесть кандидатов поведут борьбу за пост президента страны в ходе предстоящих 19 мая выборов. Ими стали: М. А. Мирсалим, Э. Джахангири, Х. Роухани, Э. Раиси, М. Б. Галибаф и М. Х. Таба. Кандидаты проведут три раунда теледебатов в прямом телевизионном эфире.

Действия Ирана идут вразрез с духом Совместного всеобщего плана действий (СВПД), считает президент США Д. Трамп. Он вновь назвал СВПД «ужасным соглашением», которое «не следовало бы подписывать». Трамп поручил Совету национальной безопасности США провести оценку соглашения по ядерной программе Ирана, в том числе оценить, является ли жизненно важной для интересов национальной безопасности США приостановка связанных с Ираном санкций в соответствии с условиями СВПД. Госсекретарь США Р. Тиллерсон отметил, что Тегеран выполняет все условия соглашения, однако ИРИ «по-прежнему является ведущим государством-спонсором терроризма», подрывая интересы США в таких странах, как Сирия, Йемен, Ирак и Ливан, «продолжая поддерживать атаки против Израиля». По словам Тиллерсона, «ядерные амбиции Ирана представляют огромную угрозу всеобщему миру и безопасности», а СВПД «не смог достичь своей цели», лишив Тегеран доступа к ядерным материалам. «Он лишь отсрочил превращение Ирана в ядерное государство».

21 апреля 150 афганских военнослужащих погибли, десятки получили ранения в результате нападения боевиков радикального движения «Талибан» на военную базу в Мазари-Шарифе в провинции Балх на севере страны.

Президент Д. Трамп заявил 21 апреля, что он не желает втягивать США в урегулирование ситуации в Ливии. В то же время глава правительства национального согласия Ливии Ф. Саррадж обратился к международному сообществу с просьбой вмешаться в ситуацию в стране после обострения боевых столкновений, особенно в районе Себха на юге Ливии.

Приложение

 

 

О проблемах национальной безопасности Саудовской Аравии

(внешние аспекты)

 

 

В условиях усиления нестабильности на Ближнем Востоке руководству Королевства Саудовская Аравия приходится прилагать все больше усилий и расходовать значительные финансовые ресурсы для обеспечения внешней, военной и внутренней безопасности государства. К этому обязывают и претензии Эр-Рияда на роль регионального лидера, курс правящих кругов КСА на прямое воздействие на ситуацию в ряде арабских стран в соответствии с саудовскими интересами и целями. При этом неизменно главным в сфере национальной безопасности остается обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, поддержание стабильности в королевстве, жесткий отпор вызовам, исходящим от экстремистских и террористических группировок, недопущение смены существующего в КСА государственно-политического строя, основанного на власти династии Аль Саудов.

В настоящее время областью наиболее пристального внимания саудовского руководства являются районы, расположенные по периметру границ королевства: зона Персидского залива, в первую очередь Иран; страны Аравийского полуострова, особенно Йемен; Ирак, Иордания, Египет, зона палестино-израильского конфликта, акватории Аравийского и Красного морей. Наряду с этим саудовцы усиливают активность и в других регионах арабского мира, поддерживая действующие там исламистские политические силы. Это наиболее отчетливо проявляется в саудовском вмешательстве в сирийский конфликт с целью свержения режима президента САР Б. Асада.

Главным региональным противником КСА является Иран, что обусловлено политическими амбициями руководства двух стран и религиозным аспектом: Эр-Рияд и Тегеран считают арабский и мусульманский мир зонами своих геополитических интересов. При этом КСА – лидер суннитской ветви ислама, а Тегеран – шиитской. Данные факторы определяют различие их подходов к оценке общей ситуации и многим конкретным событиям в арабском и исламском мире. В Эр-Рияде считают иранскую доктрину «экспорта исламской революции» и идею объединения шиитских территорий в единое государственное образование реальной угрозой территориальной целостности КСА, где в Восточной провинции компактно проживает многочисленная и политически активная шиитская община. Саудовцы опасаются наращивания военной мощи ИРИ, возможного создания Тегераном ядерного оружия. Эр-Рияд негативно отнесся к соглашению ИРИ с шестью мировыми державами по ядерной программе Тегерана. КСА и Иран конкурируют на мировых рынках углеводородов. Саудовцы всячески стремятся окружить Иран враждебными государствами, ослабить его позиции в арабских странах, отстранить от власти в них (или не допустить к ней) сторонников ориентации на ИРИ. Это — Йемен, Бахрейн, Сирия, Ирак и Ливан. Именно здесь проходит сейчас основная линия противоборства между Эр-Риядом и Тегераном. В свою очередь, Иран угрожает дестабилизировать обстановку в КСА. В последнее время Эр-Рияд и Тегеран действует в отношении друг друга все более жестко. В то же время обе страны к прямому военному противостоянию не готовы и продолжат действовать преимущественно «в публичном поле и в сфере тайных операций». Причем саудовцы будут оказывать давление на Иран с тем, чтобы вынудить его пересмотреть свою региональную политику.

Эр-Рияд активно вовлечен в конфликт в Йемене, который «грозит стать «саудовским Афганистаном»». Для ведения войны в Йемене Саудовская Аравия создала т. н. «арабскую коалицию» в составе аравийских монархий (кроме Омана), Египта, Иордании, Судана, Марокко. Вне всякого сомнения, военная акция КСА в Йемене, начавшаяся в марте 2015г., была непродуманной авантюрой, потребовала крупных финансовых расходов. Значительные потери понесли саудовцы в людях и боевой технике. Напряженная обстановка сохраняется на границе между КСА и Йеменом. Йеменские шиитские мятежники-хоуситы регулярно совершают нападения на приграничные районы королевства, обстреливают его территорию ракетами. Операция в Йемене стала первым широкомасштабным использованием ВС КСА за пределами страны. Ранее «Эр-Рияду удавалось достигать целей руками союзников».

Саудовская Аравия все глубже втягивается в сирийский кризис, «в очень разрушительную для себя борьбу на истощение с очень непредсказуемыми результатами». Расширяется разносторонняя саудовская помощь силам, ведущим борьбу против режима президента Асада, прежде всего, исламистским, в том числе экстремистским, таким как «Джабхат ан Нусра» (запрещена в РФ). Во многом при саудовской помощи из сирийских оппозиционеров был создан Высший комитет по переговорам («эр-риядская» группа), который позиционирует себя как главный представитель оппозиции на межсирийских переговорах. В Эр-Рияде заявляют, что «самый эффективный и сильнейший вариант избавится от Асада — это военное решение конфликта».

Значительную угрозу для КСА представляет экстремистская группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), взявшая на вооружение идеологию радикального ваххабизма, которая «в чистом виде» отрицает монархический принцип, а значит, ставит под сомнение власть Аль Саудов. Саудовская Аравия участвует в международной коалиции во главе с США по борьбе с ИГ со времени ее основания в 2014 г.

В декабре 2015 г. в Эр-Рияде объявили о создании под руководством КСА исламской военной антитеррористической коалиции. Как сообщалось, в нее помимо КСА вошли еще 33 страны, в том числе Египет, Турция, Пакистан, Малайзия, Иордания, Марокко, Судан, ОАЭ, а также ряд других стран Азии и Африки. В целом же коалиция во многом носит декларативный характер. Такие исламские «тяжеловесы» как Пакистан, Турция и Египет не желают находиться в подчинении КСА.

В Эр-Рияде с настороженностью следят за развитием ситуации в Ираке. Особое беспокойство в КСА вызывает усиление позиций иракских шиитов и высокая террористическая активность в соседней стране. Саудовцы опасаются и возможного распада Ирака как единого государства. КСА негативно расценивает вмешательство Ирана в иракские дела, не доверяет нынешнему руководству в Багдаде, полагая, что оно во многом находится под влиянием Тегерана.

Саудовская Аравия занимает центральное место в ССАГПЗ. Однако в отношениях Эр-Рияда с аравийскими монархиями имеются проблемы политического и территориально-пограничного характера, а партнеры по ССАГПЗ выступают против саудовской гегемонии в организации. Серьезные противоречия существуют между КСА и ОАЭ по Йемену и в отношении «Братьев-мусульман». Катар и КСА соперничают за влияние на ход событий в ряде арабских стран. Независимую от Саудовской Аравии политику по многим вопросам проводит Оман.

Отношения между КСА и Пакистаном характеризуются как «политическое стратегическое партнерство», однако в последние годы между двумя странами обозначились расхождения по ряду вопросов. Так, Пакистан отказался направить свои войска в Йемен, скептически отнесся к созданию исламской коалиции по борьбе с терроризмом и др. В то же время Эр-Рияд стремится не допустить дальнейшего осложнения отношений с Исламабадом.

Сложно развиваются саудовско-египетские отношения. В КСА ожидали, что Каир в обмен на финансовую помощь «будет проводить свою внешнеполитическую стратегию исключительно с оглядкой на Эр-Рияд». Однако этого не случилось. «В Каире резонно посчитали, что национальные интересы страны не всегда совпадают с саудовскими «рекомендациями»». И, несмотря на наметившееся в последнее время улучшение отношений, «глобальные египетско-саудовские противоречия сохранятся».

Относительная стабильность характерна для отношений КСА с Турцией. Эр-Рияд и Анкара пол мере возможностей взаимодействуют по Сирии.

В целом же попытки КСА стать региональным лидером не привели к желаемому результату. Желания подчиняться распоряжениям Эр-Рияда в большинстве столиц стран Ближнего и Среднего Востока не испытывают.

Саудовская Аравия и США заинтересованы в дальнейшем развитии связей в различных сферах, прежде всего экономической, политической и военно-технической, и, как показывает практика, в состоянии сглаживать существующие между ними противоречия. Это в настоящее время находит свое подтверждение в политике администрации президента Д. Трампа, которая взяла курс на восстановление стратегического партнерства с Эр-Риядом после периода охлаждения в двусторонних отношениях при Б. Обаме. В частности, Вашингтон обещает поддержку саудовцам в Йемене и против Ирана, но при этом настоял на улучшении отношений КСА с Египтом и Ираком.

Саудовское руководство уделяет повышенное внимание укреплению национальных вооруженных сил, улучшению их технической оснащенности. В то же время ВС КСА, обладая во многом самым современным вооружением среди армий арабских стран, реально имеют крайне низкую боеспособность, что со всей очевидностью демонстрирует их участие в войне Йемене.

62.89MB | MySQL:102 | 0,620sec