Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 21

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем рассмотрение отчёта с раздела, который называется «Использование со стороны ОНС противотанкового оружия».

Как указывают авторы отчёта, в районе базы в Ширнаке со стороны РПК был подбит турецкий танк немецкой противотанковой ракетой «Милан». Каким образом, «Милан» сначала попал в руки ОНС, а от них к РПК – было объяснено в предыдущем материале.

Кроме того, ещё одним инцидентом, на который указывают авторы документа стали два подбитых танка со стороны ОНС в ходе начавшейся (на момент написания данной статьи – «успешно завершенной») операции «Щит Евфрата». Согласно информации, просочившейся в прессу, один из них был подбит ракетой «Корнет», а другой – «Милан». Согласно, впрочем, другой версии – оба танка были подбиты «Корнетом». В видео, опубликованном со стороны ОНС зафиксирован момент, когда турецкий танк подбивается противотанковой ракетой. Проведённый военными экспертами анализ показал, что речь идёт именно о случае применения ракеты «Корнет». На использование «Корнета», а не «Милана», по словам авторов отчёта, указывает «непрямая траектория» полета ракеты. Сюда же авторы добавляют «цвет ракеты» и «вид её в полёте». Этот анализ соответствует информации просочившейся в прессу.

Итак, переходим в раздел «Заключение» отчёта. Авторы указывают на следующие ключевые положения:

  1. ПДС, в качестве структуры РПК, осуществляла свою деятельность в Сирии. Соответственно, сирийская революция, начавшаяся в 2011 году, была воспринята в качестве возможности. При этом были начаты скоординированные взаимовыгодные шаги с режимом Б.Асада.
  2. ОНС заключили ряд военных соглашений с РПК и получили поддержку режима. Это позволило им взять контроль над курдским населением и провозгласить образование кантонов. ОНС стали влиятельным негосударственным вооруженным игроком.
  3. Структура провозглашенных в Северной Сирии кантонов – на самом деле является моделью того, что РПК планировала сделать в Турции. Авторы отчёта обращают внимание на то, что РПК начала проводить политику исключающую наличие каких-либо «других элементов» на указанных территориях.
  4. РПК-ПДС удалось себя «продать» США в качестве полезного союзника в деле борьбы с ИГ. После того, как в войну вступила Россия, указанные структуры предприняли усилия к установлению союзнических отношений по образу и подобию тех, что возникли с США.
  5. ПДС, с целью реализации своих амбиций, вступила в тактический союз с силами Б.Асада, США и Россией. При этом она начала устанавливать контроль над территориями проживания сирийских арабов и туркоманов. Целью же является формирование своего пояса с выходом к побережью Средиземного моря. При этом ПДС не стесняется в средствах используя политику насильственного переселения. После того, как в Турции был сорван режим прекращения огня с РПК, к стране был принят откровенно враждебный подход. ПДС стали тыловой базой РПК и связанных с ней организаций.
  6. В вопросе формирования пояса («Революция Рожавы») ПДС наличествуют и серьезные противоречия. Так, Турция контролирует всю «северную линию», в то же самое время ПДС продолжает делить часть Джезире и Хасеке с силами режима в Дамаске. Здесь также присутствует заметное арабское население – прежде всего, представленное племенем Шаммар. Также, в Африне, в Айн-эль-Арабе (Кобани) и в Джезире наличествуют серьёзные движения оппозиционно настроенных по отношению к ПДС курдов. В частности, авторы указывают на подразделения пешмерга, оппозиционные к ПДС, созданные при поддержке правительства Иракского Курдистана и Демократической партии Курдистана.
  7. Другой слабостью ПДС является недостаточность её военного потенциала. Значительным срезом ОНС (ударной силы ПДС) являются необстрелянные юноши в возрасте 16-20 лет. Не располагая тяжелыми вооружениями и испытывая острый дефицит живой силы, ОНС вынуждены вводить на подконтрольных территориях всеобщую воинскую повинность. Ярким примером этого тезиса является осада Айн-эль-Араба при воздушной поддержке со стороны США, которая явно указала на ограниченные военные возможности ОНС, самих по себе.
  8. Отдельным вопросом для авторов Отчёта является то, насколько долго продлится тактический альянс между сирийскими курдами с одной стороны и Б.Асадом, США и Россией. Уже стали фактом столкновения между силами ПДС / ОНС и режимом в Дамаске после провозглашения курдской федерации. Тесное сотрудничество с США ставит под угрозу отношения с Россией. Турция, в свою очередь, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, начала свою операцию «Щит Евфрата», воспрепятствовавшую объединению курдских кантонов. Что в перспективе ставит под большой вопрос успешность политики ПДС по продаже себя «большим игрокам», в условиях сирийского хаоса, в качестве силы «на земле», воюющей по доверенности.

Итак, подводим черту под рассмотрением Отчёта SETAV: Турция рассчитывает на противоречия между ПДС / ОНС в треугольнике между режимом Б.Асада, США и Россией. Стремясь маневрировать между США и Россией, турки стараются извлечь для себя максимальную пользу. Очередной раунд этих маневров состоится в мае месяце этого года в ходе визита Р.Т.Эрдогана сначала в Россию (ориентировочно 3 мая), а потом в США (середина мая месяца). Эти встречи будут во многом определяющими для всей внутрисирийской повестки.

52.21MB | MySQL:103 | 0,532sec