Перспективы продления соглашения о снижении нефтедобычи в формате ОПЕК+. Часть 3

Мало кому известно, что нынешнее соглашение в формате ОПЕК+ не единственная совместная инициатива картеля и России по стабилизации ситуации на глобальном рынке «черного золота». Почти 20 лет назад основными нефтеэкспортирующими государствами была предпринята попытка сократить объем производства сырья, чтобы улучшить ценовую конъюнктуру.

В Приложении приведен почти полный текст любопытной заметки на эту тему, опубликованной в газете «Коммерсантъ» 3 сентября 1998 года, и развернутый комментарий автора.

Приложение 

«Вчера министр нефти ОАЭ и президент ОПЕК Обейд бен Сейф ан-Насири заявил, что на ноябрьской сессии ОПЕК будет рассмотрена возможность дополнительного снижения нефтедобычи на 20%, чтобы повысить цены на нефть на мировом рынке (здесь и далее выделено мною – Э.К.). Напуганные масштабами финансового кризиса в России, члены ОПЕК стремятся избежать катастроф у себя.

Безусловно, членам ОПЕК, успевшим за годы нефтяного бума накопить солидные валютные резервы, финансовый кризис такой остроты, как в России, вряд ли угрожает. Но их резервы тоже стали таять с начавшимся год назад мировым падением цен на нефть. Только страны арабской “нефтяной шестерки” (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн и Катар) недополучили от нефтепродаж за первые шесть месяцев 1998 года 12 млрд долларов. В результате, считают эксперты, в 1998 году их суммарный ВВП сократится в сравнении с 1997 годом на 4 млрд долларов. И из-за нежелания членов ОПЕК соблюдать обязательства по сокращению нефтедобычи, утверждает Обейд ан-Насири, вряд ли удастся предотвратить дальнейшие потери.

Большинство аналитиков ОПЕК уверены, что важнейшей причиной финансового кризиса в России стал фактический провал предпринятой в марте – апреле этого (1998 – здесь и далее курсив Э.К.) попытки ОПЕК и Москвы скоординировать усилия по стабилизации нефтяного рынка. На весенней сессии ОПЕК, в которой приняли участие представители Минтопэнерго (Министерство топлива и энергетики) России, было принято решение о поэтапном сокращении нефтедобычи членами ОПЕК, в результате чего цена на нефть до конца этого года должна была возрасти с 12–14 долларов за баррель до 20–25 долларов. Этого, однако, не произошло.

“В конечном счете мы предпочли не доверять друг другу, скрытно выбрасывая на рынок больше нефти, чем договаривались”, – заявил в интервью британской Financial Times министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Наими.

Упреки руководителей ОПЕК адресованы главным образом членам организации, а не России. Между тем хотя Москва и обещала действовать солидарно с ОПЕК и постепенно сокращать объем нефеэкспорта, российские нефтяные компании активно наращивали объемы поставок на мировые рынки. По данным Госкомстата, в первом квартале 1998 года Россия экспортировала нефти на 9,9% больше, чем за тот же период 1997 года. Это понятно: для многих российских компаний продажа нефти – единственный источник получения “живых” денег. А необходимость выплатить задолженность по налогам заставила их закрыть глаза на российские договоренности с ОПЕК.

Ввиду глубокого кризиса в России руководство ОПЕК решило, что требовать от российских компаний солидарных действий по сокращению нефтяного экспорта – дело безнадежно, и заявило о своем намерении попытаться стабилизировать нефтяной рынок путем сокращения экспорта стран ОПЕК на 20%. По мнению экспертов, страны-нефтеэкспортеры, напуганные российским кризисом, вполне могут согласиться с существенным сокращением продаж. И тогда у России через некоторое время могут возрасти доходы от экспорта нефти»[i].

Как видно из заметки, в 1998 году уровень добросовестности выполнения обязательств по сокращению нефтедобычи среди членов ОПЕК оставлял желать лучшего. Правда, не отличилась порядочностью и Россия, обещавшая одно, а сделавшая другое.

Отрадно, что сегодня наша страна действует по правилам fair play («честной игры»), но поведение некоторых других участников венских договоренностей по-прежнему серьезно «хромает». Например, Ирак (занимающий вторую позицию по объему производства сырья в картеле) устами официальных лиц предоставляет ложные данные по поводу уровня выполнения сделки о сокращении добычи «черного золота». Иракский министр нефти Д.Луэйби в начале месяца заявил о 98%-ой реализации государством взятых на себя обязательств. Статистика, недавно опубликованная ОПЕК, свидетельствует о том, что страна сократила производство лишь на 75,7%.

Справедливости ради отметим, что «запятнанным» оказался не только Ирак. Ряд других государств – подписантов соглашения в формате ОПЕК+ также оказались недобросовестными.

Есть информация, что Иран (которому, кстати, было разрешено повысить добычу на определенный объем) превысил персональный уровень производства, в ноябре прошлого года согласованный с членами картеля.

Имеющиеся данные по сокращению саудовской нефтедобычи весьма противоречивы. Наблюдаются серьезные расхождения между статистикой, предоставленной королевством, и показателями, полученными из независимых источников.

В начале года профильный министр Казахстана заявил, что страна полностью выполнила сделку, а недавно выяснилось, что государство даже не приступало к сокращению производства «черного золота».

Таким образом, девизом некоторых участников венских договоренностей вполне может стать известное выражение «обещать – не значит жениться».

[i]ОПЕК спасает себя. И Россию // Коммерсантъ, 03.09.1998.

URL: https://www.kommersant.ru/doc/204437

52.35MB | MySQL:103 | 0,667sec