О скандале по поводу визита главы МИД ФРГ в Израиль

Состоявшийся на этой неделе официальный визит министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля в Израиль оказался, по сути, сорван. Премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху отказался его принять и не изменил своего решения, несмотря на звонки федерального канцлера Ангелы Меркель из Берлина, которая пыталась переубедить его. Причиной такого решения израильского премьера стали встречи главы МИД ФРГ с представителями финансируемых ЕС экстремистских левых израильских организаций «Шоврим штика» и «Бецелем».

Можно сказать, что германская сторона приложила заметные усилия для срыва этого визита, пытаясь навязать израильтянам свое видение ситуации на Ближнем Востоке. В воскресенье, буквально перед началом упомянутого визита председатель германской парламентской комиссии по иностранным делам депутат Верберт Ротган, представляющий Христианско-Демократический Союз, партию Ангелы Меркель, заявил в интервью германскому телеканалу «Дойчландфунк», что между Израилем и Германией существуют «глубокие разногласия». Далее он пояснил, что «все те, кого очень волнует Израиль (…), опечалены, даже подавлены от того, насколько углубился конфликт (между Израилем и палестинцами – В.Ч.), и от того, насколько Израиль полагается на свое военно-полицейское превосходство и не разрабатывает никаких других будущих возможностей для разрешения ситуации». По словам Верберта Ротгана, Израиль выигрывает от напряженности, царящей в других ближневосточных странах, и от конфликтов между самими палестинцами (то есть, между ХАМАСом и ФАТХом), потому что она отвлекает внимание международной общественности от израильско-палестинского конфликта.

Пресс-секретарь Зигмара Габриэля Мартин Шефер заявил в минувшую пятницу журналистам по тому же поводу: «Мы верим, что нынешняя ситуация неустойчива, а потому мы заявили нашим партнерам в Рамалле, в Иерусалиме и в Тель-Авиве, что мы считаем, что необходимо предпринять дополнительную попытку оживить переговоры в рамках ближневосточного процесса. Мы все еще заинтересованы увидеть (…), что обе стороны предпринимают значительные усилия для нахождения общей почвы для решения, базирующегося на принципе двух государств» (для двух народов – В.Ч.).

Однако напряженность в отношениях между Германией и Израилем началась не с визита Зигмара Габриэля. Еще в марте федеральный канцлер Германии Ангела Меркель отменила свою назначенную на апрель встречу с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, которая должна была состояться в Иерусалиме. Согласно заявлениям официальных германских лиц, основной причиной этого шага стало возмущение Германии планами Биньямина Нетаньяху интенсифицировать строительство в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и в Восточном Иерусалиме, а также принятие Кнессетом закона об урегулировании представлявшегося спорным статуса множества единиц жилья в поселениях.

На этом фоне Зигмар Габриэль, прибыв в Израиль, заявил о своем намерении встретиться с представителями упомянутых экстремистских левых организаций. В ответ премьер-министр Биньямин Нетаньяху выдвинул ему ультиматум, что если германский гость проведет такие встречи, то премьер-министр Израиля его не примет. В официальном заявлении канцелярии премьер-министра по этому поводу было в частности сказано: «Израиль устанавливает ясную политику, несмотря на близкие отношения с Германией – с целью остановить наметившуюся тенденцию встреч представителей европейских государств с организациями такого рода». Имелся в виду состоявшийся три месяца назад визит в Израиль премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля. В ходе своего визита он встретился с представителями упомянутых экстремистских левых организаций. Тогда в ответ израильский МИД опубликовал резкую ноту, а бельгийский посол в Израиле был вызван для дачи разъяснений.

Зигмар Габриэль проигнорировал ультиматум Биньямина Нетаньяху, видимо, рассчитывая, что израильский премьер не решится не принять представителя столь влиятельного государства, как Германия. Однако он ошибся. Последовали звонки Ангелы Меркель из Берлина, но они не помогли. Биньямин Нетаньяху отказался принять германского министра иностранных дел. С Зигмаром Габриэлем встретился президент Израиля Реувен Ривлин, однако, во-первых, он выразил ему резкий протест в связи с упомянутыми встречами с левыми экстремистами, а, во-вторых, Израиль — это парламентская республика, реальная власть в еврейском государстве сосредоточена в руках премьер-министра, а не президента. Визит германского министра иностранных дел был сорван.

Как и следовало ожидать, этот шаг Биньямина Нетаньяху получил полную и даже восторженную поддержку со стороны всех правых политиков. Левая оппозиция, в свою очередь, осудила премьер-министра. Ее точку зрения выразил лидер крупнейшей оппозиционной партии «Сионистский лагерь» Ицхак Герцог, заявивший, что «Нетаньяху наносит ущерб внешним связям Израиля с крупнейшей экономикой Европы и с истинным другом Израиля». Вместе с тем и он с неодобрением отозвался о решении Зигмара Габриэля встретиться с представителями «Шоврим штика» и «Бецелем» и призывал премьер-министра встретиться с министром иностранных дел Германии лишь для того, чтобы представить «свою позицию и позицию Израиля, не опасаясь тех или иных организаций».

В мягкой форме позицию официального Израиля по поводу упомянутых экстремистских левых организаций выразил председатель Кнессета депутат Юлий Эдельштейн (Ликуд), написавший в «Твиттере», что «Бецелем» и «Шоврим штика» это «антиизраильские пропагандистские организации». Прочие правые израильские политики, представляющие как входящие в правящую коалицию, так и представляющие внепарламентские движения, обрушились с крайне резкой критикой и на эти организации, и на финансирующие их страны ЕС, и лично на Зигмара Габриэля.

В израильских СМИ и социальных сетях развернулась полемика между левыми и правыми по поводу отмена Биньямином Нетаньяху встречи с германским министром иностранных дел. Однако споры идут главным образом по поводу тактической рациональности такого шага, в которой левые сомневаются. То, что решение Зигмара Габриэля (безусловно, действовавшего от имени всего правительства Германии) встретиться с представителями финансируемых ЕС антиизраильских организаций «Бецелем» и «Шоврим штика» было недружественным актом по отношению к еврейскому государству, не оспаривается практически никем. Лично Зигмару Габриэлю припомнили и его поддержку антиизраильского ядерного соглашения с Ираном, и его визит в Тегеран.

Израильтяне в своей массе считают нелегитимным вмешательством в их внутренние дела оказание ЕС финансовой и политической поддержки упомянутым организациям, по следующей основной причине: Европейцам не придется расплачиваться своими жизнями за последствия деятельности этих организаций, добивающихся от Израиля далеко идущих уступок арабам. Если в результате этой деятельности в Израиле снова, как 90-е годы, будут взрываться автобусы, то гибнуть в них будут израильтяне, а не европейцы. Правые и левые израильтяне «находятся в одной лодке». Они взаимно несут ответственность за последствия решений, принятых их согражданами, придерживающимися противоположных политических взглядов. Политические же организации, финансируемые из-за рубежа являются в этом смысле не частью демократической игры в еврейском государстве, а инструментами проведения чуждых ему иностранных интересов.

Подводя итог, можно предположить, что федеральное правительство Германии, принимая решение совершить столь вызывающий демарш в отношении Израиля, как упомянутая встреча Зигмара Габриэля с представителями финансируемых ЕС экстремистских левых организаций, не учло степени решимости израильского правительства положить конец подобным демаршам. После прихода к власти в США администрации Дональда Трампа, занявшей по вопросу ближневосточного урегулирования позицию, резко отличающуюся и от позиции предыдущей американской администрации, и от позиции ЕС, у Израиля появился мощный союзник в противостоянии с ЕС. Несмотря на декларируемое обеими сторонами взаимное дружелюбие, это противостояние является достаточно острым.

52.22MB | MySQL:103 | 0,563sec