О позиции США по соглашению по иранской ядерной программе

По оценке американских экспертов, нынешняя администрация США так до конца и сформулировала свою политику в отношении сделки по иранской ядерной программе (ИЯП). Наряду с призывами президента Д.Трампа к соответствующим органам государственной власти США провести ревизию условий сделки и угрозой повышения уровня экономических санкций в отношении Тегерана, тот же Госдепартамент США подчеркивает в своих заявлениях, что Вашингтон безусловно будет выполнять условия достигнутого соглашения. При этом времени для принятия окончательного решения у Д.Трампа, который, как представляется, и несет в себе основной заряд нынешнего всплеска антииранской риторики, остается совсем немного. Дело в том, что согласно условиям соглашения по ИЯП от июля 2015 года, в обмен на отказ Ирана от своей ядерной программы, Вашингтон согласился снять ряд экономических ограничений, и прежде всего в сфере модернизации нефтяной промышленности и продажи иранской нефти. Соответствующие указы в развитие этой темы, который подписал бывший президент Б.Обама, а затем и увеличил срок их действия буквально в последнюю неделю своего пребывания во власти, истекают в середине мая с.г. В случае отказа Д.Трампа продлевать действие этих указов, США автоматически выходит из сделки по ИЯП, а ситуация с продажей иранской нефти возвращается на круги своя, что будет означать помимо мощного роста цен на углеводороды, еще и резкое усиление шансов кандидата иранских консерваторов Э.Раиси на победу в предстоящих 19 мая в Иране президентских выборах. Стартовавшая в Вене 25 апреля встреча представителей «шестерки» и Ирана в общем-то будет использоваться ее участниками прежде всего для того, чтобы укрепить свои позиции в этом диспуте. Иран в принципе выполнил все условия сделки и формально придраться к нему не за что. На этой позиции помимо России стоят и страны ЕС (ФРГ и Франция), которые безусловно поддерживают продолжение действия сделки по ИЯП с постепенным снятием всех санкций. Той же позиции придерживается и Китай, хотя он и не входит в число подписантов. В этой ситуации Вашингтон пребывает фактически в одиночестве, если не считать ничего не решающей горячей поддержки их антииранских действий со стороны Израиля и КСА, и очень условно — со стороны Лондона. В этой связи практически все американские эксперты склоняются к выводу, что Д.Трамп будет вынужден продлить нынешние условия сделки по ИЯП, и США останутся в числе ее участников. При этом давление на Тегеран будет продолжаться по другим поводам, включая прежде всего испытания баллистических ракет или же проявления «иранского терроризма».
Формально, согласно утечкам из Белого дома, такое решение уже фактически принято. Немаловажную роль в данном случае сыграл доклад госсекретаря Дж.Тиллерсона Конгрессу США в отношении мониторинга выполнения условий сделки по ИЯП со стороны Ирана. Общий вывод, который конечно же был приправлен соответствующей антииранской риторикой, звучал примерно так: «Тегеран свое слово держит. Выход из сделки по ИЯП является крайним способом влияния на ситуацию в случае ее осложнения, поскольку инструмент санкций оказался эффективным инструментом давления на Иран. «Экономика сопротивления» со своей задачей не справилась, риал ослаб, инфляция галлопирует. Соответственно выход на сделку о ИЯП оказался для Тегерана единственной возможностью избежать экономической катастрофы». От себя добавим, что с учетом жесткой позиции верховного лидера ИРИ аятоллы А.Хаменеи по отсеиванию популистских лидеров типа экс-президента М.Ахмадинижада из числа кандидатов в президенты, вне зависимости от того, кто одержит победу и станет президентом, курс Ирана на модернизацию экономики останется прежним. Этот аспект сейчас расценивается в Тегеране как приоритетный даже по сравнению с перспективой обладания ядерным оружием. В случае же выхода Вашингтона из сделки по ИЯП очень вероятны сценарии возобновления Тегераном своей ядерной программы. Особенно при условии того, что фактически вся соответствующая инфраструктура осталась нетронутой. Одновременно американский Госдеп крайнее волнует и тот факт, что такой сценарий сделает невозможным участие Северной Кореи в переговорах на тему заключения аналогичной сделки. Из этого можно сделать вывод о том, что последние игры Вашингтона с авианосной группой имели своей целью создать необходимые условия для начала такого диалога. Кстати, на точке зрения принятия КНДР в ядерный клуб стоят несколько членов администрации, в том числе и Дж.Тиллерсон. Таким образом, Вашингтон скорее всего выберет тактику мелких и средних фолов. Он будет нажимать на болевые точки Иран вне его энергетической сферы: испытания баллистических ракет, участие в региональных конфликтах, права человека. Последний пункт сильно условен и чреват «эффектом бумеранга» в отношении новых «старых» союзников Вашингтона в лице КСА, АРЕ и Израиля с его палестинским досье. При этом в качестве одной из мер давления на Иран будет усиление союзнических альянсов сфере безопасности с членами СААПГЗ, АРЕ и Ираком. Насчет безусловной поддержки антииранского курса двумя последними странами существуют большие сомнения. Со степенью иранского влияния в Ираке все предельно понятно, а что касается Каира, то ему безусловно ближе позиция Дамаска в сирийском конфликте, нежели чем позиция Эр-Рияде. Кроме того, нарастание антитурецкого тренда во внешней политике Ирана применительно к Ираку безусловно ставит Тегеран в ряд потенциальных союзников Каира. Следует ожидать и совместных акций США и КСА по сдерживанию иранской экспансии в регионе. что в общем-то по большому счету является общим местом. Ничего более того, что уже делается, Эр-Рияд и Вашингтон сделать уже не смогут.
Таким образом, американские аналитики делают вывод о том, что Вашингтон останется в числе участников сделки по ИЯП. но при этом будет действовать в рамках санкционного сдерживания (прежде всего в рамках продолжения ограничений в банковской сфере и продления сроков замораживания иранских активов в банках США) Ирана по направлениям, не входящим в ее содержание. При этом сам ход выполнения сделки по ИЯП будет подвергаться усиленному мониторингу с целью скомпрометировать ее в глазах ЕС прежде всего. Тегеран в свою очередь будет бороться за свое выживание, при этом не оставляя своих нынешних двух основных направлений во внешней политике: поддержка шиитских военизированных движений в мусульманском мире и развитие программы создания и модернизации баллистических ракет.

52.25MB | MySQL:103 | 0,534sec