О состоянии и ближайших перспективах развития ВВС Ирака. Часть1

Истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики

Согласно заявлению представителей парламентского комитета по обороне и безопасности Ирака, в нынешнем году будут завершены основные поставочные контракты по авиационной технике для военно-воздушных сил страны.

Как пояснил журналистам издания Baghdad Times председатель комитета Хаким аз-Замили, в настоящее время контрактным департаментом Министерства обороны во взаимодействии с ВВС осуществляется ряд контрактов по закупке самолетов, авиационных средств поражения, запасных частей и оборудования, вспомогательного и технического имущества, а также, по обучению иракских летчиков и наземного обслуживающего персонала, плюс, по техническому сопровождению и гарантийному обслуживанию авиационной техники. Речь идет, прежде всех о договорах, заключенных с Чехией (учебно-тренировочные и легкие штурмовики Aero Vodochody, L-159(, с Южной Корей (легкие истребители Т-50 IQ Golden Eagle) и с США, поставляющими Ираку истребители-бомбардировщики General Dynamics, F-16 IQ.

По чешскому контракту, заключенному в 2012 г., Ирак получил три партии самолетов, оставшиеся машины прибудут в этом году и присоединятся к остальным, уже принимающим участие в боевых действиях на севере и северо-западе страны. Как мы уже сообщали ранее на сайте Института Ближнего Востока (http://www.iimes.ru/?p=32576), 16 декабря прошлого года Министерство обороны Ирака сообщило о готовящейся поставке очередной партии чешских учебно-боевых самолетов Aero Vodochody L-159, которая была обсуждена с министром обороны Чехии Мартином Стропницким, находившимся в Багдаде с рабочей поездкой в октябре 2016 года.  Сама программа реализации этих самолетов в Чехии и на экспорт в свое время столкнулась с затруднениями, и иракский заказ позволил несколько стабилизировать ситуацию, хотя сообщалось о том, что цена для Ирака, в итоге, составила 2 млн долларов США за единицу, тогда как аналогичные самолеты западного производства предлагаются в среднем, по 10 млн долларов США.

Первые 3 L-159 прибыли в Ирак 7 ноября 2015 года, затем, 26 августа прошлого года в страну прибыла вторая партия этих машин, одновременно группа иракских летчиков и техников отправилась на учебу в Чехию, а небольшая группа чешских инструкторов занялась подготовкой самолетов и их техническим обслуживанием на одной их авиабаз в центральной части страны. 26 июня 2016 было объявлено о завершении обучения группы из 31 иракских летчиков и техников.  Всего, Чехия собиралась поставить Ираку 14 (12 одноместных и 2 двухместных) учебно-боевых самолетов.

Все поступившие, на сегодня, и ожидаемые к поставке L-159 числятся в составе 115-й эскадрильи ВВС Ирака и базируются на авиабазе «Аль-Балад».

Контракт на поставку 24 легких истребителей южнокорейского производства Т-50 IQ, стоимостью в 1, 1 млрд долларов США был заключен в 2013 г. Самолет может нести полезную нагрузку в 3.8 тонны, оснащен американским турбореактивным двигателем General Electric F 404, американским же радаром AN/APG 76, и способен применять широкую номенклатуру вооружений, включая корректируемые авиабомбы и ракеты «воздух-воздух», в том числе и средней дальности, AIM 120 AMRAAM.

Первые Т- 50 IQ прибыли в Ирак в середине марта и после сборки и тестирования приступили к облетыванию их экипажами.  Первая партия, по всей видимости, состоит из 6 машин, 2 из которых являются учебно-боевыми «спарками».  Некоторое отставание от графика поставок связано, по словам источника в ВВС Ирака с «технической неготовностью инфраструктуры на авиабазе «Эс-Сувейр», где должны базироваться Т-50. Прибывшие в порт Умм-Каср, самолеты были перевезены в военную зону аэропорта г. Басра, собраны, а затем перелетели на авиабазу «Эль-Кут», где приступили к тренировочным полетам. В отличие от чешских L-159 уже успевших отметится в ударах по позициям «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), «Беркуты», а именно так переводится название Т-50, пока еще не достигли операционного статуса. Не в полной мере поставлены для них и требуемые авиационные средства поражения.

Скорее всего, до конца 2017 г. в Ирак будет поставлено не менее 12-16 истребителей Т-50. Их ввод в строй сдерживается неготовностью места для их базирования, нехваткой и пока еще недостаточным уровнем подготовки местных кадров инженерно-авиационной службы. Техническое обслуживание «Беркутов» ведется южнокорейскими специалистами.

В конце марта в страну прибыли очередные 4 истребителя-бомбардировщика F-16 IQ, тем самым, в ВВС Ирака сформирована первая полноценная эскадрилья из 14 самолетов этого типа. Это 9-я эскадрилья, приписанная к авиабазе «Аль-Балад», и получившая название «Черные пантеры». Завершение производства всех заказанных в США машин ожидается в июле 2017 г.

Напомним, что Агентство по оборонному сотрудничеству США (The Defense Security Cooperation Agency) 13 сентября 2010 проинформировало Конгресс о возможности поставки Ираку 18 F-16IQ.  В контракт входило:

18 истребителей-бомбардировщиков F-16IQ;

— 24 авиационных силовых установки с улучшенными характеристиками типа F100-PW-229 или F110-GE-129;

-36 авиационных пусковых устройств LAU-129/A Common Rail Launchers;

— комплекта радиолокационных станций типа 24 APG-68(V)9;

-19 авиационных пушек M61 20mm «Vulcan»;

-200 ракет «воздух-воздух» AIM-9L/M-8/9 «Sidewinder»;

-150 ракет «воздух-воздух» AIM-7M-F1/H «SPARROW»;

-50 ракет «воздух-поверхность» AGM-65D/G/H/K «MAVERICK»;

-200 корректируемых авиационных бомб GBU-12 «PAVEWAY II»  (500 фунтовых);

-50 корректируемых авиационных бомб GBU-10 «PAVEWAY II»  (2000 фунтовых);

-50 корректируемых авиационных бомб GBU-24 «PAVEWAY II» (2000 фунтовых);

— 22 комплекта бортовых комплексов обороны и постановки помех Advanced Countermeasures Electronic Systems (ACES) (включающих систему радиоэлектронного противодействия ALQ-187 и систему предупреждения об облучении AN/ALR-93).

Кроме этого, к поставке запланированы подвесные прицельные контейнеры AN/AAQ-33 SNIPER или AN/AAQ-28 LITENING, и накладные, так, называемые, конформные, топливные баки для увеличения радиуса действия самолетов.

По крайней мере, 6 иракских F-16 уже совершили несколько десятков боевых вылетов под Мосул, и даже успели попасть в скандал, связанный с большими потерями среди мирного населения, в результате чего их полеты временно были прекращены, а командующему ВВС Ирака, генералу Анвару Хамиду Амину пришлось выступать с разъяснениями кого и чем бомбят его подчиненные в городской черте.

Таки образом, к конце 2017 года ВВС Ирака в своем основном боевом составе будут насчитывать, вероятно, все заказанные F 16 IQ, 14 чешских L -159, то есть, 2 авиационные эскадрильи, 115-ю и 9-ю. Корейские истребители будут вводится в строй с отставанием от графика.

Следует упомянуть и о штурмовиках Су -25. Их насчитывалось 17-19 (по другим данным – 21) единиц, примерно половина из которых была поставлена из наличия ВВС РФ (после проведения их предпродажной подготовки с помощью белорусских специалистов), а часть – Ираном, вернувшим в качестве жеста доброй воли бывшие иракские Су-25, дезертировавшие в Иран во время войны 1991 года.  Один учебно-боевой Су 25 был потерян в летном происшествии. Су-25 приписаны к авиабазе «Ас-Салам» (бывшая «Рашид») и достаточно активно применяются против сторонников ИГ, действуя с авиабаз «Эль-Кут» и «Аль-Балад». В последнее время местные источники информации сообщают о некоторых проблемах с их обслуживанием, ремонтом и вооружением, из-за возникших задержек с выполнением контрактных обязательств между Ираком и российской стороной.

52.23MB | MySQL:103 | 0,689sec