О «Турецком потоке» и «Южном газовом коридоре». Часть 4

«Турецкий поток» не на руку Болгарии (см. Часть 3), так как при этом она теряет и нынешние, и потенциальные транзитные денежные средства. Страна пытается сохранить свой статус и доходы государства-транзитера, реанимировав проект «Южный поток» (предшественник «Турецкого потока»). Однако болгарские финансовые ресурсы для строительства газотранспортной магистрали ограничены.

Кстати, весьма любопытно проанализировать, как воспримут появление «Турецкого потока» некоторые страны постсоветского пространства.

Руководство Украины отреагирует на появление нового газопровода весьма нервно. Хотя Киев все еще надеется, что Европейский союз не допустит потери Украиной статуса транзитного государства. Во-первых, Украина станет менее интересна и для Евросоюза, и для иностранных инвесторов. Во-вторых, в случае резкого сокращения или даже прекращения транзита газа через украинскую газотранспортную систему возникнут финансовые и технические проблемы для самой системы.

С помощью «Турецкого потока» Россия будет стараться обходить Украину, но компромисс с ней возможен, и украинская газотранспортная система все-таки будет использована в качестве аварийного запасного варианта транзита «голубого топлива» в Европу. Скорее всего, Украина сама будет настаивать на продлении транзитного контракта с «Газпромом», рассчитывая на платежи за транзит сырья.

Белоруссия вряд ли сможет убедить Россию, что необходимо расширение имеющихся на белорусской территории газотранспортных мощностей и тем самым получит возможность укрепить статус транзитного государства. В последнее время сложившаяся ситуация в нефтегазовых отношениях двух стран серьезно обострилась. Учитывая, что Белоруссия активно идет на сближение с Западом, в случае расширения экспортной инфраструктуры через ее территорию риски для «Газпрома» могут оказаться весьма существенными.

«Турецкий поток» не будет желанным в Иране и Азербайджане. Тегерану куда выгоднее договориться с Анкарой о совместном строительстве необходимой инфраструктуры для экспорта иранского природного газа в Европу, чем примыкать к «Турецкому потоку». Исламская Республика давно пытается начать трубопроводные поставки своего сырья европейским потребителям, и турецкая территория является вполне подходящим местом для прокладки газотранспортной магистрали.

«Турецкий поток» – конкурент проекта под названием «Южный газовый коридор», который уже строится и в котором активно задействован Азербайджан. Ввод в эксплуатацию российско-турецкой трубы понизит конкурентоспособность азербайджанского сырья на европейском рынке.

Европейский союз будет делать ставку на проекты TANAP и TAP, которые помогут европейцам частично заместить объемы российского «голубого топлива» азербайджанским сырьем. В перспективе ресурсной базой «Южного газового коридора» вполне могут стать иранские месторождения, что необходимо принимать во внимание нашему государству при двустороннем сотрудничестве с Исламской Республикой.

Проект «Южный газовый коридор» пришел на смену проекту Nabucco, который не был реализован и принес убытки его участникам. В рамках «Южного газового коридора» должны быть построены вышеупомянутые TANAP (Трансанатолийский трубопровод), ТАР (Трансадриатический трубопровод); расширен существующий Южнокавказский трубопровод «Баку – Тбилиси – Эрзурум»; завершена вторая стадия разработки месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря.

На начальном этапе проект «Южный газовый коридор» предусматривает транспортировку азербайджанского газа через Грузию и Турцию в Европу. В дальнейшем ресурсная база проекта вполне может быть расширена.

В феврале с.г. поступила информация, что Европейская комиссия выделит 14,018 млн евро для проекта строительства газопровода TAP, по которому «голубое топливо» будет транспортироваться из Азербайджана в Европу. Эти средства предполагается потратить на археологические исследования и охранные раскопки.

Напомним, Европейский союз ранее одобрил предложение Европейской комиссии инвестировать 444 млн евро в приоритетные для европейцев проекты по развитию энергетической инфраструктуры. Газопровод ТАР является одним из 18 проектов, выбранных для финансирования.

Ранее президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) С.Чакрабарти сообщил, что банк собирается оказать финансовую поддержку проекту TAP, поскольку он предоставляет большой интерес для Европы и будет способствовать энергетической безопасности региона, который в настоящее время сильно зависит от поставок российских энергоносителей.

Сообщалось, что ЕБРР ведет переговоры о выделении 500 млн евро в качестве прямого финансирования проекта и планирует привлечь еще столько же в рамках синдицированного кредита с коммерческими банками.

Предполагается, что газопровод ТАР соединится с газопроводом TANAP на турецко-греческой границе. Магистраль TAP длиной около 871 км должна пройти через Грецию, Албанию, Адриатическое море, Италию.

Акционерами консорциума ТАР являются британская компания BP (20%), Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%), швейцарский энергетический холдинг Axpo (5%).

52.29MB | MySQL:103 | 0,443sec