Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24 — 30 апреля 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Напряженная обстановка сохраняется на севере Синая в Египте.

25 апреля турецкая авиация нанесла массированные удары по позициям курдских «Отрядов самообороны Синджара» в одноименном горном районе на севере Ирака и «Отрядов народной самообороны» в провинции Хасеке на северо-востоке Сирии. Обе эти организации в Анкаре считают связанными с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК). Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара заранее проинформировала своих партнеров, включая Вашингтон, Москву, Багдад и главу иракской курдской автономии М. Барзани о планах нанесения ударов по курдским вооруженным формированиям в Сирии и Ираке. Что касается Синджара, то Р.Т. Эрдоган объяснил, что этот район стал базой РПК. Он также подтвердил, что турецкая военная операция в Синджаре и на севере Сирии продолжится до тех пор, «пока не будет уничтожен последний террорист».

Правительство Ирака заявило, что действия Анкары являются «нарушением международного права и суверенитета Ирака». С аналогичным заявлением выступил и официальный Дамаск. Власти иракской курдской автономии назвали действия Турции «неприемлемыми», но одновременно вновь потребовали от РПК вывести свои вооруженные отряды из района Синджар. Сирийское курдское ополчение призвало международную коалицию во главе с США по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) остановить авиаудары Турции по Сирии и создать бесполетную зону на севере САР. МИД Ирана осудил удары ВВС Турции по территории Ирака и Сирии. Вашингтон выразил Анкаре обеспокоенность в связи с ее действиями на севере Сирии и Ирака «без должной координации ни с США, ни с глобальной коалицией против ИГ». В Госдепартаменте заявили, что турецкий удар поставил под угрозу американских военных. США «понимают озабоченности Турции по поводу РПК», но Вашингтон с этим «не согласен». «Мы дали им (Турции) ясно понять, что они должны полностью координировать свои действия с нами и с коалицией». Военные США начали патрулирование сирийско-турецкой границы с целью воспрепятствовать столкновениям между курдскими ополченцами и турецкой армией. Россия в связи с ударами Турции в Сирии и Ираке призывала все стороны «проявить сдержанность и сфокусировать внимание на борьбе с терроризмом». В МИД РФ подчеркнули, что удары были нанесены по территории суверенных государств без санкции на то их правительств. «Считаем подобные акции неприемлемыми».

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 29 апреля призвал США прекратить поддержку курдов на границе Турции и Сирии. Турецкие вооруженные силы продолжат наступательные действия в Ираке и Сирии, и будут наносить новые удары по позициям курдских повстанцев, вновь пообещал 30 апреля Р. Т. Эрдоган. Он также заявил, что действия США в Сирии «огорчили» Турцию.

Тем временем в Сирии не прекращаются боевые действия правительственных войск и союзных им сил с вооруженными формированиями экстремистских и террористических группировок. По данным Генштаба ВС России, «сирийская армия, наступая на севере и юге провинции Хама, взяла под контроль 80% ее территории». На минувшей неделе сирийские военные и ополченцы отбили у отрядов ИГ крупнейшее в стране газовое месторождение Шаер, расположенное недалеко от Пальмиры. Обострилась ситуация в южной провинции Сувейда, где формирования т. н. вооруженной оппозиции «попытались разрезать надвое силы сирийской правительственной армии». Интенсивные бои велись в провинциях Дамаск, Дейр эз-Зор и Алеппо. В целом, по оценке российского Генштаба, «боевики ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ) продолжают оказывать ожесточенное сопротивление, демонстрируя готовность к затяжной войне». На северо-востоке САР формирования преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» при массированной поддержке авиации коалиции во главе с США продолжали наступление на боевиков ИГ с целью овладения городами Табка и Ракка. Артиллерия турецкой армии вела интенсивные обстрелы курдских селений в Африне к западу от Алеппо на севере Сирии. Сообщается и о боестолкновениях между турецкими военными и курдскими ополченцами в этом районе.

Израильские ВВС атаковали 27 апреля один из объектов в районе международного аэропорта в Дамаске. Удар был нанесен по оружейному складу ливанской группировки «Хизбалла». Нанесенный удар соответствует политике Израиля по недопущению передачи продвинутых типов вооружений «Хизбалле» через Сирию из Ирана, заявил министр разведки еврейского государства И. Кац. Россия осудила удар ВВС Израиля по территории Сирии.

Глава Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) А. Узюмджю сообщил 28 апреля о готовности организации направить своих специалистов в сирийский город Хан-Шейхун, где произошла предполагаемая химатака. По его словам, окончательный доклад ОЗХО по инциденту в Хан-Шейхуне будет готов примерно через два месяца, а предварительный доклад будет представлен приблизительно через 10 дней. «ОЗХО пока не пришла к выводу относительно того, кто несет ответственность за инцидент в Хан-Шейхуне». Сирийские военные готовы в случае направления специальной миссии экспертов по расследованию событий 4 апреля в Хан Шейхуне прекратить там боевые действия, заявили 24 апреля в Минобороны России.

Пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил 26 апреля: «Что касается поддержки Асада, позиция России и президента Путина по Асаду не менялась и она хорошо известна… Путин, не являясь адвокатом Асада, является адвокатом международного права и защитником международного права. Он отстаивает позицию, которая не допускает принятия решения о будущем той или иной страны какими-то третьими лицами или третьими странами».

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 26 апреля, что пока Асад остается во главе страны, разрешения сирийского конфликта быть не может.

С. Шойгу сообщил 26 апреля, что Минобороны РФ готово поддержать усилия США для оперативного разрешения кризисных ситуаций в Сирии.

В Турции после прошедшего 16 апреля референдума о расширении полномочий президента Р.Т. Эдогана началась новая волна арестов и увольнений госслужащих, подозреваемых в связях с организацией оппозиционного проповедника Ф. Гюлена ФЕТО и в участии в попытке переворота в июле 2016 г. Так, в ночь на 26 апреля турецкая полиция провела массовые задержания лиц, подозреваемых в связях с ФЕТО. Министр внутренних дел Турции С. Сойлу заявил о задержании 1009 человек. Также более 9000 сотрудников турецкой полиции, подозреваемых в связях с Гюленом, были отстранены 26 апреля от работы. Ранее прокуратура выдала предписания на задержание 4,9 тыс. человек, работающих в структурах Управлений безопасности республики или связанных с ними. 29 апреля были уволены 3974 человека, занимавших посты в госструктурах, в том числе 1,2 тыс. военнослужащих. Согласно президентскому указу, этих людей уволили за «подозрительные связи с террористическими организациями и структурами, представляющими угрозу национальной безопасности». В общей сложности из-за возможной причастности к путчу и организации ФЕТО более 120 тыс. человек лишились работы, свыше 40 тыс. были арестованы.

Турция решительно осудила решение Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) вернуть страну под политический мониторинг, «чтобы обеспечить рассмотрение глубокой озабоченности в отношении уважения прав человека, демократии и верховенства права». Отношения Турции и ЕС находятся в наихудшем состоянии за последнее время, заявил премьер-министр страны Б. Йылдырым, комментируя результаты голосования ПАСЕ.

Высшая избирательная комиссия Турции 27 апреля официально признала одобренным пакет из 18 поправок в Конституцию республики на референдуме, состоявшимся 16 апреля. Евросоюз признает результаты референдума в Турции и заинтересован в стабильности страны, заявила 28 апреля глава дипломатии ЕС Ф. Могерини после дискуссии по Турции на неформальном заседании глав МИД стран-членов Евросоюза, а также стран-кандидатов.

Движение «Талибан» должно отказаться от насилия и отвергнуть терроризм, если оно хочет принять участие в политическом процессе, направленном на улучшение ситуации в Афганистане, заявил 24 апреля в Кабуле глава Пентагона Дж. Мэттис. Сотрудничество США с Афганистаном он назвал «прочным и плодотворным», заверив, что Вашингтон продолжит оказывать поддержку афганской армии в противостоянии терроризму. Пентагон отправляет в Афганистан дополнительно 1,5 тыс. военнослужащих. В настоящее время в стране размещено примерно 8,4 тыс. американских военных, которые обучают местные силы безопасности, выполняют функции военных советников, а также оказывают поддержку в борьбе с боевиками экстремистских группировок.

Талибы должны подключиться к процессу достижения национального согласия в Афганистане, отказавшись от вооруженной борьбы, заявил 25 апреля глава МИД РФ С. Лавров. Он отверг обвинения США в поставках Россией оружия талибам. Москва готова использовать любые форматы по урегулированию в Афганистане, отметил Лавров.

28 апреля талибы опубликовали заявление о начале весеннего наступления, пообещав наносить удары в основном по иностранным «оккупационным» войскам, чтобы вынудить их покинуть Афганистан. В отличие от предыдущих лет, талибы собираются проводить операцию не только в военной, но и в политической сфере, уделяя внимание «государственному строительству» и расширению механизмов социального и юридического контроля.

На переговорах министров иностранных дел России и Саудовской Аравии С. Лаврова и А. аль-Джубейра, состоявшихся 26 апреля в Москве, стороны «позитивно оценили состояние политического диалога, межпарламентских связей, взаимодействия в энергетической сфере, в области мирного атома, реализацию совместных проектов в сельском хозяйстве, а также инвестиционное взаимодействие». С. Лавров отметил, что разногласия РФ и КСА по сирийскому урегулированию преодолимы, а Эр-Рияд подтвердил поддержку межсирийских переговоров в Астане. С. Лавров также заявил, что ливанская «Хизбалла» и иранские силы находятся в Сирии по просьбе сирийского правительства, как и ВКС РФ. А. аль-Джубейр отметил, что КСА рассчитывает, на помощь России в политическом урегулировании в Йемене. По словам саудовского министра, Б. Асад не может играть роль в будущем Сирии, а «Хизбалле» нет места в этой стране. КСА выступает за расследование возможного применения химоружия в Сирии и считает ракетный удар США по Сирии сбалансированным, а Дамаск ответственным за применение химоружия. Саудовцы не хотели бы пока расширения числа участников межсирийских переговоров в Астане. Было сообщено, что саудовский король Сальман принял приглашение посетить Россию, сроки обсуждаются.

Саудовской Аравии следовало бы задуматься о возврате того огромного количества денег, которое тратится Америкой на защиту королевства, заявил 29 апреля президент США Д. Трамп.

Сотрудничество России и Израиля будет направлено на усиление борьбы с терроризмом и дальнейшую координацию действий в Сирии, сообщил 26 апреля министр обороны РФ С. Шойгу на встрече со своим израильским коллегой А. Либерманом, который, в свою очередь, отметил конструктивное сотрудничество в рамках соглашения о предотвращении инцидентов воздухе в Сирии и назвал этот механизм эффективным. Власти Израиля не позволит Ирану и «Хизбалле» концентрировать силы у северной границы Израиля на Голанских высотах, заявил Либерман. Глава МИД РФ С. Лавров также провел встречу с А. Либерманом. «Была обсуждена актуальная ближневосточная проблематика с акцентом на ситуации в Сирии и вокруг нее, перспективы палестино-израильского урегулирования, а также вопросы противодействия терроризму. Были затронуты некоторые аспекты дальнейшего укрепления дружественных российско-израильских отношений».

Приложение

 

 

О проблемах национальной безопасности Саудовской Аравии

(внутренние аспекты)

 

 

В последние десятилетия в Королевстве Саудовская Аравия происходят перемены, модернизация и реформы в сферах экономики, общественной жизни, политике и др. Противниками реформ, а тем более их ускорения наряду с религиозными радикалами выступают влиятельные круги консервативного духовенства, часть правящей элиты. В то же время в руководстве КСА растет число тех, кто понимает неизбежность и необходимость перемен в стране, причем не только для того, чтобы королевство могло успешно вписаться в реалии мирового развития и укрепить свои позиции в регионе, но и для сохранения у власти ныне правящей династии. В целом трудности в деле продвижения страны по пути преобразований, новые вызовы, возникающие в ходе этого процесса, наряду с большим числом нерешенных старых проблем способствуют осложнению общей ситуации в королевстве.

К актуальным задачам обеспечения внутренней безопасности в КСА следует отнести недопущение роста активности исламского радикализма и терроризма, поддержание стабильности внутриполитической ситуации в стране, обеспечение бесконфликтного перехода власти внутри династии Аль Саудов. Кроме того, угрозу для внутренней безопасности и стабильности в королевстве представляют осложнение экономического положения КСА в последние годы, быстрый рост численности населения и связанное с этим увеличение безработицы, религиозные противоречия (сунниты – шииты), наличие сепаратистских тенденций (Восточная провинция, Хиджаз), усиление социальных контрастов, присутствие в стране многомиллионной массы иностранных работников, сохранение господствующего положения нефтяного сектора в национальной экономике, проблема обеспечения населения и экономики пресной водой, опустынивание, беззаконие и систематические нарушения прав человека.

При всем этом за последние несколько лет Саудовская Аравия «столкнулась с сильнейшими вызовами за новейшую историю королевства». Речь идет о значительном снижении мировых цен на нефть, что оказывает очень серьезное негативное влияние на ситуацию в стране, так как связанное с этим падение доходов от экспорта «черного золота» ведет к сокращению расходов на различные программы внутреннего развития с возможной «угрозой для социальной стабильности».

Оценки экспертов МВФ текущего положения дел в саудовской экономике не утешительны для КСА и его руководства. Налицо признаки замедления экономического роста. Так, в январе 2017 г. эксперты МВФ понизили прогноз экономического роста королевства до 0,2% по сравнению с 2,0% по состоянию на октябрь 2016 г. Замедление темпов роста экономики КСА происходило и в 2016 г. – 1,4% против 3,5% в 2015 г. «И это имеет место быть на фоне роста цен, отмеченного в 2016 г., и, который, судя по всему, продолжится и в году нынешнем». Выводы экономических советников МВФ свидетельствуют о том, что в самое ближайшее время экономика саудовского королевства вступит в этап так называемой стагфляции – экономического процесса, характеризующегося замедлением экономического роста, сопровождаемого повышением цен на товары и услуги. В случае с королевством можно уверенно говорить и о повышении уровня безработицы». Здесь же можно добавить, что негативно на финансовом положении страны сказываются высокие военные расходы (63,7 млрд долларов в 2016 г., хотя это на 30% (25,8 млрд долл.) меньше, чем в 2015 г.), а также многомиллиардная помощь, оказываемая руководителями королевства экстремистским исламистским и просаудовским силам в различных странах (Сирия, Йемен, Ливия и др.).

Для правящего монархического режима, стремящегося упрочить положение династии, очевидно, что первоочередными и потенциально наиболее опасными являются не столько социальные или политические проблемы, сколько религиозные. Нынешнее переходное положение саудовского общества позволяет предположить развитие в двух направлениях: откат назад к уровню большей верности канонам ислама и шариата, или, напротив, смягчение их жестких норм во внутренней жизни. Однако в обоих случаях Саудовская Аравия останется центром мирового ислама, а, следовательно, исламский фактор по-прежнему будет играть важную роль в ее общественно-политической жизни.

Что касается исламской оппозиции, то она выступает за неуклонное соблюдение норм шариата во всех сферах жизни королевства. Исламский радикализм и связанная с ним террористическая деятельность представляют реальную опасность для нынешнего саудовского режима. Экстремисты выступают против дальнейшей модернизации общества, связей с США и Западом, мирного решения ближневосточного конфликта. Осложнение экономических и социальных проблем в стране, очень сильная религиозность ее населения способствует усилению позиций исламистов. В целом религия в КСА играет двоякую роль: с одной стороны – она опора власти, с другой – источник для деятельности оппозиции. В то же время число тех, кто выступает за перемены либерального характера пока не очень велико.

Властями разработаны и реализуются специальные программы по противодействию распространения радикальных религиозных идей и вербовки молодежи в «заблудшие секты» исламских экстремистов. В 2013 г. в Саудовской Аравии был принят «Закон о борьбе с терроризмом и его финансированием». Тем самым в стране впервые появился четко оформленный законодательный акт, определяющий как само понятие «террористическое преступление», так и меры государственного воздействия на тех, кого этот акт рассматривает в качестве террористической деятельности, их сторонников и тех, кто осуществляет финансовую поддержку террористов. Регулярно проводятся аресты экстремистов и террористов. В последние годы саудовские органы безопасности смогли нанести определенный урон террористам, однако говорить о значительном уменьшении террористической угрозы в стране достаточных оснований не имеется, так как, несмотря на все принимаемые меры, в КСА сохраняется питательная база для поддержания террористической деятельности. Сохраняется и реальная опасность экспансии в королевство сторонников «Исламского государства» (запрещено в РФ) из Ирака и Сирии.

Потенциально опасным для саудовского режима является шиитский фактор. Многие саудовские шииты весьма критично воспринимают нынешнюю религиозную политику властей в Эр-Рияде. На сегодняшний день в высших эшелонах власти королевства нет ни одного представителя шиитского меньшинства. В то же время протестные выступления шиитов в Восточной провинции носят пока локальный характер. Они жестко и оперативно подавляются правительством. МВД КСА неоднократно предупреждало участвующих в акциях протеста шиитов не действовать «по наущению иностранной страны» (подразумевается Иран) и пообещало, что власть «ударит железным кулаком» по недовольным подданным, чтобы защитить «безопасность и стабильность» королевства.

В условиях сложной внутриполитической ситуации саудовские власти особое внимание уделяют повышению боеспособности Национальной гвардии, главной задачей которой является обеспечение безопасности режима.

Значимой проблемой стабильности и безопасности страны, «являются подспудные, но от этого не менее весомые разногласия в королевской семье Саудов», в том числе связанные с быстрым возвышением сына правящего короля Сальмана принца Мухаммеда бен Сальмана. «Но также верно, что КСА после десятилетий геронтократии нуждается в «притоке свежей крови»». Принц Мухаммед бен Сальман выступил с программой реформ «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», призванной превратить экономику страны из «опирающейся на производство нефти» в «инвестиционную экономику» с привлечением местных и зарубежных капиталовложений, расширение приватизации, открытие саудовского фондового рынка для инвесторов, включая иностранных, за большую открытость королевства. Вместе с тем, как считают политические наблюдатели, на проведение кардинальных реформ у принца Мухаммеда бен Сальмана «не хватает опыта и решимости, а у короля Сальмана — элементарно здоровья и воли». Сохраняется и соперничество Мухаммеда бен Сальмана со старшим поколением принцев, а также разногласия с первым наследником престола, главой МВД принцем Мухаммедом  бен Наефом.

В целом, как полагают эксперты, «характер внутренних угроз в КСА не носит в настоящее время системного характера и не сможет в кардинальной степени привести к серьезной дестабилизации государства. Во многом и способность саудовского силового блока адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы будут определяться длительностью периода волатильности мировых цен на углеводороды и способность руководства гибко и решительно подходить к проведению структурных реформ в попытке диверсифицировать экономику и замораживанию уровня добычи нефти». Тем не менее, вопрос о том, насколько долго сохранится в КСА относительно стабильная ситуация остается открытым.

52.31MB | MySQL:103 | 0,517sec