Каракорумское шоссе как один из элементов китайско-пакистанского экономического сотрудничества

Перемещение людей, грузов мирного и военного назначения в сложных горных условиях остается актуальным для таких азиатских государств, как Китайская Народная Республика и Пакистан. Два государства разделяют самые высокие горные вершины мира, 100 из которых достигают высоты 7000 метров и более.

Как известно, строительство Каракорумской высокогорной автодороги протяженностью 1224 км велось в период с  18 марта 1966 г. по 18 июня 1978 г. Данная транспортная артерия имеет условное обозначение «Шоссе китайско-пакистанской дружбы». По «Соглашению о строительстве китайско-пакистанской автомобильной дороги» автотрасса была поделена на два участка. Восточный участок протяженность 416 км был проложен от перевала Кунджераб до города Кашэ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В ходе строительства данного участка китайские строители провели ремонт и модернизацию существовавшей дороги на протяженности 290 км и построили «с нуля» еще 126 км.

Западный участок дороги протяженностью 616 км был проложен от упомянутого перевала Кунджераб до города Такот. Для обеспечения работ на западном участке, их выполняла пакистанская сторона, Пекин передавал Исламабаду в течение трех лет строительную технику, горюче-смазочные материалы, одежду и даже обувь для строителей.

По данным китайской стороны на маршруте Каракорумского шоссе возведено 24 моста, 70 эстакад. Самая высокая точка шоссе находится на высоте 5425 метров над уровнем моря, а самая низкая на высоте 700 метров над уровнем моря.

В ходе строительства было использовано более 8000 тонн взрывчатых веществ, 80000 тонн цемента, перевезено 30 млн куб. м скального грунта. С китайской стороны в строительных работах было задействовано 22000 рабочих, тогда как с пакистанской только 6000.

В строительство первого этапа Каракорумской высокогорной автодороги официальный Пекин инвестировал около 270 млн юаней и еще 50 млн юаней было выделено пакистанской стороне в виде беспроцентных займов.

По данным китайских источников на строительных работах погибло более 600 человек и еще более 300 получили тяжелые травмы. На территории КНР даже имеется отдельное место захоронения строителей, погибших при выполнении этой важной стратегической задачи.

На территории КНР задачи по ремонту и модернизации отдельных участков выполняют гражданские строительные компании, тогда как в Пакистане эти задачи возложены на  военных строителей. Следует отметить, что после мощного землетрясения 2005 г. строителям двух государств пришлось провести серьезный ремонт дороги, которая в некоторых местах имеет ширину не более 4 метров. Камнепады, обвалы, промывы полотна дороги – постоянные явления на Каракорумской высокогорной автодороге.

После анализа загруженности шоссе китайские и пакистанские специалисты пришли к выводу о необходимости серьезной модернизации автодороги и 20 февраля 2006 г. между Министерством транспорта КНР и Министерством портов и морского транспорта Пакистана был подписан «Меморандум о сотрудничестве при модернизации Каракорумской автодороги». На церемонии подписания официального документа присутствовали председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Пакистана Первез Мушарраф.

В августе 2008 г. китайская China Road and Bridge Corporation начала модернизацию участка дороги от пакистанского города Лакот до пограничного перехода Кунджераб. Протяженность данного участка составляет 335 км и благодаря  усилиям китайских строителей время поездки на автомобильном транспорте было сокращено с 14 до 7 часов.

Подобная экономия во времени стала возможной после того, как китайские специалисты возвели 32 новых моста, отремонтировали и модернизировали 27 мостов, в некоторых местах расширили проезжую часть с 10 до 30 метров, а также уложили 815 000 куб м защитных стен. Максимальная безопасная скорость на данном участке дороги составляет 80 км/ч.

Следует отметить, что строительство этого участка было фактически профинансировано китайскими кредитно-финансовыми организациями, а именно Китайский экспортно-импортный банк выделил заем в размере 327 млн долл. США, а другие подрядные организации с китайской стороны выделили еще 163 млн долл. США. Подобная практика финансирования пакистанских проектов используется официальным Пекином для поддержания деятельности крупных национальных строительных корпораций, которые выполняют контракты, жизненно необходимые для развития экономики.

В декабре 2015 г. Правительство Пакистана подписало с китайской «China Road and Bridge Corporation» контракт стоимостью 1,315 млрд.долл.США на строительство новой ветки шоссе протяженностью 120 км между населенными пунктами Havedian и Thakot. Срок реализации контракта составляет 42 месяца.

В рамках строительства этого участка дороги китайские специалисты прорыли два новых тоннеля в районе г. Абботабад, которые позволят автомобильному транспорту двигаться со скоростью 100 км/ч. Левый тоннель имеет длину 1724 метра, а правый 1765 метра. В каждом тоннеле по две полосы движения. Кроме того, данное инженерное сооружение будет включено в систему дорог г. Абботабад, что позволит улучшить ситуацию с дорожным движением.

На строительстве только одного тоннеля задействовано около 1600 рабочих, однако, по словам китайских специалистов, в ходе дальнейшей реализации проекта количество рабочих мест может быть увеличено до 15 000. В настоящее время выполнено примерно 8% от общего объема строительных работ, предусмотренных планом строительства второй очереди шоссе.

После завершения строительства второй очереди Каракорумского шоссе наибольшую выгоду от транспортной артерии получат примерно 15 млн жителей Пакистана, а также предприятия, которые будут размещены на удалении до 50 км от транспортной артерии. Под строительство сопутствующей инфраструктуры будет использовано около 75000 кв. км территории Пакистана.

Следует отметить, что кроме помощи Пакистану в строительстве автомобильных дорог китайская сторона наращивает инвестиции в проект «Китайско-пакистанского экономического коридора». По информации СМИ КНР, официальный Пекин принял решение об увеличении стоимости проекта КПЭК до 62 млрд долл. США.

Для сравнения: в первоначальном варианте стоимость проектов КПЭК оценивалась в 46 млрд долл. США, тогда как в 2016 г. ВВП Пакистана составил 282,7 млрд долл. США. Дополнительные инвестиции необходимы для реализации проектов по увеличению объемов выработки электроэнергии, модернизации автомобильных дорог, прокладки новых участков железных дорог, а также трубопроводов для перекачки газа.

Вероятно, дополнительные ассигнования с китайской стороны обоснованы тем, что бюджет Пакистана стремительно расходует золотовалютные резервы, которые уменьшились до 17,1 млрд долл. США и при определенном темпе экономических потерь (в 2016 г. еще 18,9 млрд долл. США) официальный Исламабад уже в конце 2017 г. может обратиться к Международному валютному Фонду за кредитом. Подобное развитие событий не входит в планы Поднебесной, поскольку Пекин заинтересован в обеспечении финансовой, а значит политической независимости Исламабада от стран Запада, которые попытаются при помощи кредитов скорректировать линию поведения политического руководства Пакистана.

62.84MB | MySQL:102 | 0,414sec