Участие китайских компаний в развитии энергетики в Королевстве Марокко

Королевство Марокко ежегодно приобретает электрической энергии более чем на 6 млрд долл. США в Испании. По словам министра окружающей среды Королевства Марокко Хакима аль-Хайтэ, в общей сложности государство импортирует около 94% электрической энергии, однако в условиях растущей ее стоимости официальный Рабат планирует  к 2020 г. полностью отказаться от импорта и даже поставлять избыток электрической энергии в соседние страны.

По данным СМИ КНР, в 10 км от марокканского города Варзазат (Уарзазат) – в районе поселка Нур закончено строительство первой очереди самой большой электростанции на солнечных батареях в мире. Стоимость проекта составила 7 млрд евро. Под строительство первой очереди электростанции отведено 4,8 кв. км, на которых размещено 650 000 солнечных панелей.

Всего запланировано возвести четыре очереди электростанции производительностью 160, 200, 150 и 80 мВатт. Для второй, третьей и четвертой очереди электростанции предусмотрено выделено участков площадью 6,8, 7,5 и 3 кв.мкм соответственно. Общая площадь территории станции, отведенная под солнечные панели, достигнет 30 кв. км. Стоимость строительства второй и третьей очереди оценивается 14,55 млрд евро. Запуск второй и третьей очереди запланирован в 2020 г.

Конечно, у официального Рабата отсутствует достаточный объем финансовых средств для реализации подобного проекта. Инвестиции на строительство получены в виде кредитов от таких кредитно-финансовых организаций, как немецкий банк KfW, Всемирный банк, Африканский банк развития, Европейский инвестиционный банк.

При  выборе места под строительство крупнейшей солнечной электростанции в мире китайские инженеры учитывали, что в данном регионе Марокко насчитывается 330 солнечных дней, а объем поступающего ультрафиолета таков, что при применении нагреваемых солнечных элементов возможно функционирование станции на максимальной мощности даже спустя три часа после захода солнца. Благодаря системе накопления электрической энергии станция способна обеспечивать потребителей даже в ночное время суток.

Благодаря только одной электростанции в Нуре на территории Марокко можно будет построить заводы по производству электротехники, электрического кабеля, металлических конструкций, запорной арматуры и трубопроводов. Ожидается, что благодаря снижению стоимости электрической энергии иностранные и местные предприниматели смогут открыть около 200 предприятий различного профиля. Фактически только одна солнечная электростанция в Нуре покроет 50% потребностей северных территории королевства в электрической энергии – позволит обеспечить более одного миллиона домов чистой энергией.

По словам министра иностранных дел Королевства Марокко Салахутдина Мезуара, государство планирует построить пять новых солнечных электростанций с привлечением иностранных специалистов и инвестиций.

В проекте  строительства солнечной электростанции в Нуре участвуют Saudi Electricity Company, Powerchina Limited и Shandong Electric Power Construction No.3 Engineering Company. Кроме того, в проекте электростанции в Нуре участвует испанская энергетическая компания Sener.

После проведения всех пуско-наладочных работ станция будет передана в ведение Управления солнечной энергии Королевства Марокко. Следует отметить, что китайские компании поставляют все необходимые компоненты для создания станции, тогда как арабская компания предоставила рабочих.

Кроме электричества на данной электростанции осуществляется выработка тепловой энергии для подогрева воды, которая подается потребителям в данной части Марокко. Для выполнения этой задачи на территории станции построено четыре установки подогрева воды объемом 25 000 куб. м каждая.  Следует отметить, что в процессе работы используется пресная вода, поступающая от водохранилища El Mansour Eddahbi. В настоящее время построено уже две станции по подогреву воды. Кроме того, электрическая энергия необходима для подачи воды на горные сельскохозяйственные плантации в бассейне реки Дра.

Как отмечает директор электростанции Мустафа Селлам, новейшие системы охлаждения солнечных панелей (нагрев до 393 градусов по Цельсию) требуют только 0,5% от объемов водохранилища El Mansour Eddahbi, что указывает на серьезный прогресс китайских разработчиков в области энергетического оборудования, ориентированного на самые суровые условия эксплуатации.

По словам посла КНР в Марокко Сунь Шучжуна, экономическое сотрудничество Китая и Марокко позволяет дополнять возможности двух государств при реализации достаточно крупных инфраструктурных проектов, для которых требуются большие объемы инвестиций. Солнечная электростанция в Нуре является примером реализации задач, поставленных в «Стратегии ускорения индустриализации Марокко на 2014-2020 гг.». В рамках данной стратегии к 2020 г. в Марокко будут получать 43% электрической энергии из возобновляемых источников (14% от солнечных электростанций), а при сохранении заданного темпа к 2030 г. этот показатель составит 52%.

Следует отметить, что строительство рассматриваемой электростанции в Нуре полностью соответствует замыслу совместного заявления председателя КНР Си Цзиньпина и короля Марокко Мухаммеда VI  об установлении стратегических партнерских отношений между двумя государствами, которое было подписано 11  мая  2016 г. в Пекине.

Китайская сторона окажет содействие в развитии техники и технологий, предоставит новые разработки в области переработки сырой нефти, добыче и переработке фосфатов, сельского хозяйства, океанического рыболовства,  строительства жилья и базовой инфраструктуры, а также модернизации национальной цифровой телекоммуникационной сети.

В этой связи следует отметить, что такие крупнейшие китайские корпорации, как Huawei Technologies Co., Ltd., ZTE CORPORATION, China North Industries Corporation (Norinco), Shandong Construction Engineering Co.,Ltd., China Harbour Engineering, Tongfang Weishi Technology Co.,Ltd, China Gezhouba Group Company и Forpetro Co.,Ltd уже открыли свои постоянные представительства в этом североафриканском государстве и намерены участвовать во всех доступных инфраструктурных проектах.

Примером такого проекта является строительство перспективной высокоскоростной железнодорожной магистрали от Марракеша до Агадира протяженностью 300 км. Следует отметить, что китайские строители уже участвуют в строительстве высокоскоростной железнодорожной ветки между городами Танжер и Кенитра протяженностью 350 км, однако подвижной состав и все электрические компоненты поставляют такие европейские компании, как Alstom и Cofely Ineo (Франция), Ansaldo STS (Италия). При продлении данного участка на 130 км появляется возможность перевозки в эти населенные пункты пассажиров из Касабланки со скоростью 350 км/ч.

В целом китайская сторона намерена задействовать Марокко в реализации стратегического проекта председателя КНР Си Цзиньпина «Новый морской шелковый путь XXI века», а также размещать больше перерабатывающих производств на территории королевства для повышения прибыли и снижения затрат на доставку продукции до европейского потребителя.  Подобная заинтересованность обусловлена низкой стоимостью рабочей силы в Марокко и соседних странах Северной Африки.

52.19MB | MySQL:103 | 0,487sec