Ирано-израильское противостояние глазами Лиги арабских государств

1-2 мая 2017 г. в Дубае проходил 16-й арабский медиа-форум, одним из участников которого стал генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) А.Гейт. С трибуны мероприятия он сделал ряд важных заявлений, во многом характеризуя то, как арабский мир сегодня видит одно из главных противостояний, развернувшихся на пространстве региона и влияющих на международную повестку дня, а именно геополитическую борьбу Ирана и Израиля. По словам генерального секретаря ЛАГ, оба государства выигрывают от разногласий, парализовавших арабские страны. Израиль благодаря межарабским противоречиям получает возможность уйти в тень, отказаться от усилий по урегулированию конфликта с палестинцами. Происходит это благодаря тому, что давление, оказываемое на израильское руководство, существенным образом снижается в условиях внутреннего или внешнего конфликта, касающегося одного или нескольких арабских государств.

Определенные политические выгоды из такого рода ситуации извлекает и Иран, занимающий выжидательную позицию, наблюдая за тем, как претенденты на региональное лидерство попросту уничтожат друг друга. Как подчеркивает А.Гейт, политика Тегерана в отношении арабских государств Ближнего Востока существенным образом активизировалась после начала в них протестных выступлений. При этом иранские власти стремятся поддерживать те силы, которые только способствуют дестабилизации. Таким способом власти республики получают возможность контролировать процесс принятия решений в попавших под влияние странах. В этой связи для борьбы с внешними угрозами, которые, как утверждает А.Гейт, и являются истинной причиной конфликтов в арабском мире, он предложил создать под эгидой ЛАГ объединенные вооруженные силы.

Анализируя сказанное генеральным секретарем ЛАГ, можно предположить, что истинной целью данного заявления является, скорее, не борьба с негативными тенденциями, являющимися следствием политики Израиля или Ирана, а стремление к тому, чтобы повысить популярность организации, отношение к которой со стороны государств-участников характеризуется снижением доверия. Проявляется это, прежде всего в вопросах наполнения бюджета организации. Как отметил в рамках  того же выступления в Дубае А.Гейт, с начала 2017 г. организация получила лишь чуть более 20 % взносов государств. В прошлом году страны-члены ЛАГ проспонсировали немногим более 40% бюджета.

Вторым важным компонентом выступления стало то, что критика в адрес Израиля оказалась более сдержанной в сравнении с обвинением Ирана в региональной дестабилизации. Эту особенность политики ЛАГ можно объяснить тем, что Тегеран действительно воспринимается сегодня как более явная угроза, представляющая опасность с точки зрения самостоятельности государств, в то время как Израиль, пусть и имеющий свою точку зрения на региональные очаги напряжённости, не претендует на вмешательство в межарабские противоречия. Более того, во многом тональность заявления в части Израиля объясняется стремлением не испортить отношения с президентом США Д.Трампом, продемонстрировавшим готовность к борьбе с иранской угрозой и лояльность к традиционным американским союзникам из числа стран арабского мира, среди которых Египет и Иордания. Они, в свою очередь, являются претендентами на участие в региональном процессе по достижению палестино-израильского урегулирования. В этих условиях игроком, негативно влияющим на факторы, способствующие сближению, может стать Турция. Анкара пользуется политической поддержкой США, активно сотрудничает с Израилем в области реализации газовой политики, одновременно стремясь воплотить в регионе собственную стратегию. Недаром А.Гейт назвал ее третьей потенциальной враждебной силой.

Наконец, нельзя не учитывать то, что Израиль сегодня после недолгого периода снижения активности на данном направлении вновь превратился в одного из наиболее рьяных борцов с Ираном. При этом страну волнует уже не столько противостояние ядерной сделке, а предотвращении ситуации, в которой Исламская Республика и ее союзники вплотную приблизятся к израильским границам. Воплощение этого сценария возможно в том случае, если арабские государства попадут под упоминавшийся выше иранский контроль. Впрочем, в полной мере от своей антиизраильской риторики ЛАГ и ее руководство отказываться не собирается. К примеру, во время недавней забастовки палестинских заключенных в израильских тюрьмах А.Гейт выступил с призывом к Международному Красному Кресту, пытаясь склонить организацию к давлению на израильские власти. Однако данная позиция является, скорее, примером следования традиционной линии на поддержку палестинской борьбы, без которой организация также не сможет получать политические очки. Таким образом, Лига арабских государств, стремясь к тому, чтобы создать некое подобие единства и одновременно побороть внутренние трудности, прибегает к давно известному способу поиска внешних врагов. Учитывая геополитические реалии региона, спектр потенциальных противников известен, однако, в их числе один представляет явную угрозу, в то время как второй является скорее атрибутом традиционного подхода к трактовке региональных проблем.

52.23MB | MySQL:103 | 0,456sec