Ситуация в Турции: апрель 2017 г.

Важнейшим событием апреля в Турции, которое, без сомнения, окажет существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, стал состоявшийся 16 апреля конституционный референдум. В предыдущих статьях мы подробно информировали и анализировали подготовку к нему властей страны и оппозиции. Прогноз экспертов Института Ближнего Востока оказался верным: правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) одержала победу. Турция начинает переход на президентскую форму правления, предоставляющую в соответствии с принятыми на референдуме поправками ряда положений Конституции практически неограниченные во всех сферах полномочия главе государства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что победа на референдуме одержана с минимальным преимуществом. «Да» изменениям в Конституции сказали 51,2% избирателей, «нет» — 48,8%. Общее число зарегистрированных в Турции избирателей составляет на сегодня 58 366 647 человек. Из них в референдуме приняли участие 49 799 163 избирателей. Явка была традиционно высокой для Турции на подобных мероприятиях и составила 85,32 %.

Президент Турции Р.Эрдоган заявил, что большая часть граждан страны поддержала внесение изменений в конституцию республики. «Пока еще по неофициальным данным, 25 млн граждан поддержали поправки. Это на 1,3 млн голосов «за» больше, чем у тех, кто сказал «нет». Принято исторически важное решение по вопросу системы руководства страной, о которой спорили последние 20 лет. Нация защитила своё будущее и все должны уважать это решение турецкого народа», — подчеркнул турецкий президент.

По словам Р.Эрдогана, путь к голосованию был нелегким, но турки справились и теперь необходимо начать реализацию важнейшей реформы системы руководства республики. Президент отметил, что в истории Турции впервые «форма правления меняется в рамках гражданской политической системы», а не правящими чинами, пришедшими к власти «после переворотов или после национально-освободительной борьбы». Р.Эрдоган имеет в виду приход к власти Кемаля Ататюрка, при котором состоялось окончательное упразднение султаната в Турции, и несколько государственных переворотов, после которых новые власти, состоящие в основном из военных, меняли основной закон. Как заявил президент, все подобные изменения «должны происходить и происходят, конечно же, только путем внесения поправок в конституцию». Он также заверил, что ветви власти при президентской системе будут полностью разделены.

Президент в одном из интервью отметил, что внесение изменений в Конституцию страны не делает его диктатором. По его словам, проведение конституционного референдума не является шагом к диктатуре в Турции, поскольку «там, где существует диктатура, не нужно иметь президентскую форму правления». Р.Эрдоган, комментируя небольшую разницу между проголосовавшими «за» и «против» изменений в Конституцию, использовал спортивную аналогию. «Неважно, с каким счетом ты выиграл — 1:0 или 5:0. Конечная цель — победить», — подчеркнул он.

Оппозиционные Народно-республиканская партия (НРП) и прокурдская Партия демократии народов (ПДН) подали запрос в Верховный суд на аннулирование результатов референдума в связи с имевшими место нарушениями при подсчете голосов избирателей. Дело в том, что Центральная избирательная комиссия приняла к подсчету не утвержденные печатью бюллетени. Оппозиция требовала считать их недействительными, и тогда по ее подсчетам получились бы совсем иные результаты.

Апелляция с целью пересчета голосов — это новое для Турции явление. Обычно турки верят в чистоту выборов. Однако на этот раз многим кажется, что результат подогнан под чаяния власти. Три крупнейших города Турции Стамбул, Анкара и Измир проголосовали против проекта изменения Конституции. Против проголосовали также турки в европейской части Турции, в туристической Анталии, турецкие граждане в Европе, курды и весь северо-восток, районы, граничащие с Сирией с их арабским населением.

Однако суд отказался рассматривать требование двух оппозиционных партий. Еще одна оппозиционная Партия националистического движения (ПНД), несмотря на внутриполитические разногласия по вопросу референдума, поддержала правящую ПСР. Именно голоса части избирателей ПНД сыграли решающую роль в победе с минимальным перевесом команды Р.Эрдогана.

Одобрение на конституционном референдуме предложенной Р. Эрдоганом реформы подразумевает внесение в Конституцию 18 поправок, превращающих Турцию в президентскую республику. Сторонники реформы Основного закона наделили президента страны беспрецедентными в новейшей турецкой истории полномочиями, в т.ч. по введению в стране чрезвычайного положения. Упраздняется пост премьер-министра. Вместо этого будет введен пост вице-президента. Количество депутатов парламента (в его функциях – принятие законов, обсуждение бюджета, разработка и утверждение международных договоров) будет увеличено с 550 до 600 человек.

Парламент сможет теперь преодолеть президентское вето только абсолютным большинством голосов. Президентские и парламентские выборы будут проводиться в один день, что автоматически обеспечивает победу на президентских выборах лидеру партии-победительницы. Количественный состав Высшего органа судей и прокуроров уменьшается с 22 до 13 человек, при этом 4 членов Высшего органа будет назначать президент.  Р.Эрдоган сможет участвовать в президентских выборах 2019 года и, в случае победы, получает возможность занимать пост президента два срока подряд, то есть до 2029 года.

Успех Р.Эрдогана на референдуме означает также еще одну его важную победу в традиционной для Турции последних десятилетий борьбе с военными за влияние в управлении государством. Отныне баллотироваться в президенты не сможет не только ушедший в отставку генерал, но и любой гражданин, «связанный с вооружёнными силами». Упраздняются военные суды, которым раньше были подсудны военнослужащие. Дела офицеров и генералов будут рассматриваться отныне в гражданских судебных инстанциях, а в ведении военно-полевых судов останутся только «преступления, совершенные военнослужащими в ходе военных действий».

Турецкий президент допустил также сразу после конституционного референдума проведение еще одного отдельного референдума по вопросу восстановления в стране смертной казни. Его исход, учитывая пропагандистское искусство властей, их виртуозное использование административного ресурса, слабость оппозиции и менталитет турок, вызывает куда меньше сомнений в результате, чем в случае с референдумом 16 апреля.

Одним словом, можно сделать вывод, что наряду со всеми преимуществами новой системы управления страной, о которых заявляют власти, результаты референдума в Турции закрепили высокий уровень и еще более повысили степень поляризации турецкого общества.

Наряду с этим, итоги состоявшегося 16 апреля конституционного референдума в Турции, полагаем, еще сильнее обострят отношения между Анкарой и Европейским союзом. И дело даже не в том, что победили сторонники конституционной реформы, которая предусматривает наделение президента страны беспрецедентными в новейшей турецкой истории полномочиями, а в ожидаемых следующих шагах главного вдохновителя указанной модели, который намерен без промедления использовать полученный им кредит доверия для создания новой системы государственного управления.

Первым шагом на этом пути может стать, как мы уже отмечали, возвращение спустя 30 с лишним лет смертной казни, после чего на турецкой заявке на вступление в ЕС можно будет, полагают политологи, смело «ставить крест». Напомним, что смертные приговоры не приводятся в исполнение в Турции с 1984 года. В 2004 году смертная казнь по инициативе Р.Эрдогана была отменена, но после неудавшейся попытки военного переворота летом 2016 года и на волне нарастания противоречий между ЕС и Турцией турецкие власти решили вернуться к прежней практике. Во время выступления перед журналистами в своей резиденции в Анкаре Р.Эрдоган подчеркнул, что намерен «немедленно» обсудить вопрос о возвращении в Конституцию Турции смертной казни с премьер-министром Бинали Йылдырымом и председателем оппозиционной Партии националистического движения Девлетом Бахчели, который в вопросе о конституционной реформе поддержал Р.Эрдогана.

В миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) заявили, что референдум по правкам в Конституцию Турции не соответствовал стандартам Совета Европы. Международные наблюдатели пришли к выводу, что техническая сторона референдума была хорошо организована, однако избирателям не предоставили беспристрастную информацию об основных положениях и последствиях реформ.

«В целом референдум не соответствовал стандартам Совета Европы. Правовая основа не отвечала требованиям проведения подлинного и демократического процесса», — говорится в заявление миссии наблюдателей. Глава делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы Цезарь Флорин Преда заметил, что 16 апреля серьезных нарушений не зафиксировано, «за исключением некоторых регионов, однако миссия сожалеет об отсутствии наблюдателей от гражданского общества на избирательных участках».

Глава миссии БДИПЧ ОБСЕ Каетана де Зулуета заявила, что «референдум проходил в политических условиях, при которых из-за действия в стране чрезвычайного положения были ограничены фундаментальные свободы, необходимые для подлинного демократического процесса». По её мнению, были неравными условия для информирования сторонников и противников изменения Конституции, а в турецких СМИ доминировала часть сторонников поправок. Как утверждает глава миссии, принимая во внимания ситуацию с арестами журналистов, это в целом «ограничило доступ избирателей к полноценной информации о референдуме».

Р.Эрдоган жестко прокомментировал заявление наблюдателей ОБСЕ о том, что на референдуме по конституционной реформе в Турции зафиксированы нарушения. Он заявил, что ОБСЕ «должна знать свое место». «Знайте свое место! Мы не станем прислушиваться к политически мотивированным отчетам, которые вы готовите», — отметил Р.Эрдоган.

Референдум, его результаты и реакция на них Европы вызвали в апреле новую волну резкой полемики между Турцией и Евросоюзом. Так, на митинге в провинции Балыкесире Р.Эрдоган заявил, что «сегодня на глазах миллионов людей в европейских странах нарушаются права человека, и там не считаются с нормами демократии. Европа – это уже не центр демократии, а центр насилия и нацизма». По его словам, сегодняшняя Европа — это «загнивающий континент». «Европе уже нечего сказать ни Турции, ни мировому сообществу. Европа исчерпала себя и пришла в то состояние, за которое заплатит высокую цену. Ценности, которые европейцы защищали веками, отвергнуты», — подчеркнул турецкий президент.

На митинге в городе Бурса президент Р.Эрдоган назвал Европейский союз «больным человеком», добавив, что Турция больше не нуждается в европейских критериях. По его словам, Турция устойчиво стоит на ногах, в то время как Европа «еле дышит». «Нам больше не нужны их критерии, у нас есть свои — критерии Анкары. Нашей демократии нам хватит. Мы нашу демократию строим не так, как хотят они, а как хотят наши граждане. Теперь ЕС — это больной человек», — сказал он. Он также добавил, что Европа не принимает в свой союз Турцию только потому, что 99% населения республики исповедуют религию ислам.

Президент Турции призвал граждан Турции в ЕС бросить вызов «внукам нацистов» и поддержать референдум по изменению конституции в стране. Он назвал Европейский союз «альянсом крестоносцев». На площади в столице Анкаре Р.Эрдоган обвинил во лжи политиков Евросоюза: «Вы понимаете, почему Турцию, несмотря на все обещания, до сих пор не приняли в ЕС? Я скажу это громко и отчетливо: все потому, что ЕС — это все еще альянс крестоносцев, и они лгали нам все время». Германия резко отреагировала на подобные сравнения. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что подобные сравнения должны прекратиться.

Наряду с этим, еврокомиссар по расширению ЕС Йоханнес Хан заявил, что отношения Евросоюза и Турции неустойчивы, вызывают разочарование и требуют доработки. «Я считаю, что нынешняя ситуация в отношениях с Турцией неустойчива и она очень разочаровывает обе стороны. Но есть целый ряд направлений, по которым нам нужны корректные и продуктивные отношения. Совместно с турецкими коллегами мы должны решить, как мы можем улучшить ситуацию», — сказал Й.Хан. По его словам, в ближайшем будущем своё мнение о том, какими будут отношения с Турцией после референдума выскажут все страны-члены ЕС.

А глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что переговорный процесс по вступлению Турции в ЕС после референдума о поправках в конституцию страны де-факто прекращен. «Со времени проведения референдума свободная, справедливая, прозападная Турция, которую мы знали раньше, умерла — и де-факто вместе с этим и процесс по её вступлению в ЕС», — заявил министр. По его мнению, «вряд ли из новой Турции выйдет что-либо хорошее».

А Р.Эрдоган, в свою очередь, акцентировал внимание на скандальной акции у здания федерального парламента Швейцарии, где был поднят плакат с призывом физического устранения президента Турции.  «Перед зданием парламента Швейцарии подняли плакат с моим изображением и наставленным на него пистолетом. Кто вы такие, чтобы решать судьбу Эрдогана? Начиная политическую деятельность, мы были готовы ко всему», — отметил турецкий президент. Он также подчеркнул, что благодаря изменениям в турецкой Конституции развитие Турции продолжится с новой силой, а этого не желают враги страны. «Экономический рост в Турции в 2016 году составил 2,9 процента, тогда как целый ряд стран Запада не может выйти из затяжной полосы экономического кризиса», — сказал Р.Эрдоган.

Реакция США на итоги конституционного референдума была двоякой. Сказывается отсутствие у новой американской администрации четкой внешнеполитической концепции, в т.ч. и в отношении Турции. С одной стороны, президент США Д.Трамп поздравил в телефонном разговоре президента Турции с результатами референдума. С другой, Белый дом и Госдепартамент не стали комментировать турецкий референдум и заявили, что ожидают публикации итогового доклада Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) по этому вопросу. Официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Марк Тонер заявил, что, согласно первоначальным оценкам, в ходе его проведения были допущены нарушения.

Пресс-секретарь президента РФ сообщил, что В.Путин поздравил президента Турции Р.Эрдогана с победой его сторонников в ходе референдума. Он также отметил, что Кремль оценивает состоявшейся референдум как «исключительно внутреннее дело Турецкой Республики и относиться к волеизъявлению турецкого народа следует с уважением». Накануне ряд турецких СМИ также сообщил, что российский лидер направил турецкому коллеге поздравительную телеграмму.

Такая реакция Москвы и Вашингтона закрепляет возможность для Анкары и далее вести политику лавирования между интересами США и России, не становясь полностью ни на ту, ни на другую сторону. Что касается Москвы, то для нее такой результат является приемлемым. Россия поддержала Р.Эрдогана и тогда, когда ему угрожал государственный переворот. Президент В.Путин протянул ему руку помощи. Оценит ли турецкий лидер по достоинству такую позицию российской стороны, мы увидим в ближайшем будущем, а именно на переговорах в Сочи 3 мая с.г. Полагаем, на них турки продолжат линию лавирования, попытаются свести к минимуму обсуждение сирийского вопроса, но акцентируют внимание на решении вопросов снятия Москвой экономических санкций, что на нынешнем этапе является для Анкары первостепенной задачей.

А пока реальное развитие событий в апреле подтверждает нашу гипотезу по поводу лавирования Анкары между Москвой и Вашингтоном. Так, президент Турции следующим образом прокомментировал ракетный удар по сирийской авиабазе в Хомсе. «Хочу сказать, что считаю позитивным событием удар США по авиабазе, который стал конкретным шагом по противодействию военным преступлениям, совершаемым президентом Сирии Башаром Асадом. Достаточно ли этого? Я так не считаю. Мне бы хотелось, чтобы это было началом полноценной операции», — сказал он.

Он также добавил, что ситуация с химической атакой в Идлибе указала на важность заняться созданием в Сирии зон безопасности (давняя мечта турок – автор) на освобожденных от террористов территориях. Кроме этого президент Турции заявил, что «те, кто терроризирует собственный народ, падут, и, вероятно, произойдет это скоро». И это после того, как в переговорах с Москвой Анкара демонстрировала готовность «терпеть» Б.Асада и на переходный период.

Р.Эрдоган, отвечая на вопросы журналистов, прокомментировал информацию о том, что Д.Трамп рассматривает военные меры против Сирии после химической атаки в Идлибе. «Важно, чтобы это не оставалось на словах. Если действительно последуют действия, мы также сделаем в этом направлении всё, что от нас зависит», — сказал Р.Эрдоган. Кроме этого, турецкий президент коснулся в своих заявлениях России. По его словам, он говорил на эту тему с президентом России В.Путиным. «Однако, если уважаемый Путин до сих пор, несмотря на то, что прошло три дня, не может понять: стоит ли за этой атакой Б.Асад или нет, это нас расстраивает», — добавил он.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция поддерживает ракетный удар в США по аэродрому сирийского Хомса, а также то, что президента Сирии Башара Асада нужно срочно отстранить от власти. «Режим продолжает совершать преступления против человечества. Его нужно срочно отстранить от власти. Если он не захочет этого, и если не будет создано переходное правительство, а Асад продолжит совершать преступления, то надо решить, как это сделать», — сказал министр. Напомним, что вооруженные силы США по приказу президента Дональда Трампа запустили 59 крылатых ракет «Томагавк» по военному аэродрому в сирийской провинции Хомс. Ракетный удар был ответом на предполагаемое применение 4 апреля химического оружия в сирийской провинции Идлиб и Анкара рассчитывала, что это и есть начало силового устранения Б. Асада с сирийской политической арены.

Москва не предпринимает необходимых шагов в связи с нарушениями перемирия в Сирии, заявил М.Чавушоглу. По его словам, об этом он сообщил министру иностранных дел России Сергею Лаврову в ходе телефонного разговора. «Турция по-прежнему привержена прекращению огня в Сирии, однако Россия должна прекратить настаивать на оставлении Асада на посту лидера страны. Я сказал своему российскому коллеге, что Москва не предпринимает необходимых шагов в связи с нарушением в Сирии режима прекращения огня», — констатировал он.

«Мы организовали встречу оппозиции и РФ, спасли людей в Алеппо, большая часть которых ушла в Идлиб, и тут Россия сдержала обещания. Мы обсудили вопросы перемирия, подписали документы по астанинскому процессу и режиму прекращения огня. Однако важно то, будут ли продолжаться такие нападения. Если да, то смысла в переговорах в Астане и Женеве не останется», — сказал турецкий министр, подчеркнув, что гарантами соглашений выступили Анкара и Москва. Однако чуть позже, понимая, что продолжения силового сценария со стороны США не последует, глава турецкого МИД вновь увидел смысл в переговорах и констатировал после разговора с российским коллегой «безальтернативность продолжения межсирийского переговорного процесса как единственного пути достижения мира в Сирии».

Примечательно, что сразу же произошел «разворот» в позиции Турции и по сирийскому летчику. Как известно, властями Турции арестован пилот, разбившегося в марте на турецкой территории истребителя МиГ-21 ВВС Сирии. По данным турецкой стороны, 56-летний летчик Мехмет Суфхан теперь обвиняется в нарушении безопасности границы и шпионаже. После катапультирования и приземления Суфхан повредил позвоночник, ноги, а также получил ранения лица. Необходимо отметить, что до ареста он находился на лечении в больнице Турции. Тогда турецкие власти заявляли, что самолет не нарушал границ страны, он мог упасть по техническим причинам или из-за иного инцидента, произошедшего над сирийской территорией. Напомним, что 4 марта самолёт сирийских ВВС исчез с радаров у границы с Турцией. Сирийский пилот утверждает, что его самолёт был сбит.

Совет национальной безопасности Турции после заседания под председательством президента страны Р. Эрдогана объявил, что операция «Щит Евфрата» на севере Сирии успешно завершена. Как говорится в заявлении, эта операция проводилась с целью «обеспечения национальной безопасности, предотвращения исходящей от ИГИЛ угрозы, возвращения на родину сирийских беженцев».

Операция началась 24 августа 2016 года и продлилась 216 дней. Действиями турецкой армии и Сирийской свободной армией (ССА) от террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) были освобождены города Джараблус, Чобанбей, Дабык и Эль-Баб, а также еще 243 населенных пункта. В результате боевых столкновений погибло 67 турецких военных, 427 получили ранения, 560 солдат погибло со стороны ССА. Турецкая армия уничтожила 2 тыс. 608 боевиков ИГ и 462 члена Отрядов народной самообороны (ОНС), запрещённой в Турции сирийской курдской организации. Турция совместно с ССА на данный момент контролирует 2 тыс. 225 кв. км.

Анкарой была заявлена цель — провести операцию «Щит Ефрата» для освобождения территорий на севере Сирии от террористов ИГ, и эта цель была достигнута. Однако территория, которую предполагалось освободить для достижения цели, была заявлена площадью в 5 тыс. кв. км. И говоря об «очистке», Турция имела ввиду также формирования группировок сирийских курдов. Именно поэтому ряд политологов отказываются называть итоги операции успешными. Нейтрализовать угрозу сирийских курдов полностью не удалось, потому, что США взяли под защиту курдские Отряды народной самообороны (онс) и не дали продвинутся турецкой армии к своей цели.

Вашингтон обещал вывести курдов с этих территорий после освобождения от ИГИ, но этого так и не произошло. Американцы создали некую смешанную арабско-курдскую группировку т.н. «Силы демократической Сирии» (СДС) и передали ей контроль над освобожденными территориями. Влиятельная турецкая газета Birgün обращает внимание на то, что завершение операции «Щит Евфрата» совпало по времени с визитом в Анкару госсекретаря США Рекса Тиллерсона. По данным издания, Р.Тиллерсон в ультимативном порядке потребовал от президента Р.Эрдогана свернуть военную операцию в Сирии с тем, чтобы «успокоить» курдские отряды, которым Вашингтон отводит важную роль в собственных операциях, прежде всего, в Ракке. Это не устраивает Турцию и станет, по нашему мнению, предметом жесткого торга между Д.Трампом и Р.Эрдоганом в рамках предстоящих майских переговоров.

Активизация вооружённого вмешательства США в Сирии вызывает в Турции озабоченность не только в силу укрепляющегося американо-курдского военно-политического альянса, но и в более широком контексте попыток Вашингтона спровоцировать конфликт в треугольнике Москва-Анкара-Тегеран. «Здесь на передний план, — пишет информированная турецкая газета Milli Gazete, — выходят следующие три момента, которые беспокоят наших американских партнеров в отношениях с Турцией: 1. Турецко-российское сотрудничество и его влияние на развитие ситуации на Ближнем Востоке. 2. Отсутствие чёткой позиции Турции в отношении Ирана. 3. Поиски Турцией баланса во внешней политике и её желание по-новому определить отношения с Западом».

Продолжается рост экономики Турции несмотря на вызовы и геополитические риски, с которыми столкнулась страна, в том числе, действия террористов и путчистов, а также манипулирование финансовыми рынками. Согласно данным Института статистики Турции, в период с 2002 по 2016 года в Турции лишь раз фиксировалось снижение темпов развития – в 2009 году, когда имел место глобальный экономический кризис (минус 4,8%). Затем ситуация стабилизировалась и вновь наметился рост (2010 год – 9,2%, 2011 – 8,8%, 2012 – 2,1%, 2013 – 4,2%, 2014 — 3%, 2015 — 4%).

Причем даже негативное воздействие кризиса в отношениях с Россией и последствия попытки переворота 15 июля 2016 года не привели к экономическому кризису в стране: рост продолжился и в 2016 году, составив 2,9%. При этом правительство Турции наметило новую цель – достичь к концу 2017 года показателя роста национальной экономики в 4,4%.

Эксперт Фонда политических, экономических и общественных исследований Турции (SETA) Эрдал Карагёль отметил, что экономическое развитие страны в период с 2002 года по 2009 год было во многом связано с политической стабильностью в Турции, где все это время у власти находилось правительство Партии справедливости и развития. «Спад 2009 года в Турции был связан с внешними факторами. Поэтому совсем неслучайно, что уже на следующий год наметился мощный скачок экономики в 9,2%. В последующие годы появились новые риски, но уже внутреннего характера: попытки дестабилизации ситуации путем организации беспорядков, действия сторонников террористического течения, возглавляемого проживающим в США религиозным проповедников Ф.Гюленом», — констатировал эксперт. По словам Э.Карагёля, развитие страны в период после 2010 года стало возможным благодаря продуманной финансовой политике и стабильной банковской системе, что сохранило доверие инвесторов и граждан к национальной экономике.

В подтверждение этого турецкая лира в апреле показала самые высокие значения за последние два месяца по отношению к доллару США. Показатель составил 3,56 турецких лир за 1 доллар США. Рыночная стоимость всех фирм, представленных в Стамбульской бирже, установила абсолютный рекорд превысив отметку в 718 млд лир.

Примечательно, что эти определенные успехи в сфере экономики достигнуты в условиях сложной внутриполитической обстановки в стране после 2009 года. Власти пытаются жесткими методами регулировать эту ситуацию. Об уровне жесткости властей говорят цифры, обнародованные в апреле министром внутренних дел Сулейманом Сойлу. Он заявил, что за 8 месяцев после неудавшейся попытки государственного переворота более 113 тыс. граждан Турции были задержаны правоохранительными органами по подозрению в связях с организацией исламского проповедника Ф.Гюлена.

«Среди заключённых под стражу 10 тыс. 732 полицейских, 7 тыс. 643 военнослужащих, 168 генералов, 2 тыс. 575 судей и прокуроров, 208 чиновников и 26 тыс. 177 гражданских лиц», — заявил министр. В настоящий момент под стражей остаются более 47 тыс. подозреваемых в связях с Ф.Гюленом. Как сообщил министр, всего было проведено 113 260 задержаний: 65,36 тыс. человек были позже отпущены на свободу, из них 41,5 тыс. остаются под надзором правоохранителей. Однако еще 863 подозреваемых находятся в бегах, утверждает министр.

Из сферы российско-турецких отношений следует обратить внимание на два заявления членов кабинета министров Турции. Это заявление министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу, в котором дана оценка сотрудничеству двух стран. «За последнее время мировое сообщество стало свидетелем важного значения сотрудничества Турции и России. Эвакуация населения из восточных кварталов Алеппо, последующее распространение режима перемирия на всю территорию Сирии, доставка гуманитарной помощи, переговоры по переходу к политическому процессу – все это результат взаимодействия Анкары и Москвы. И сторонники, и противники сотрудничества Турции и России констатируют его реальные положительные результаты. Наша цель – полностью пресечь факты нарушения режима перемирия в Сирии. Мы продолжим сотрудничество в этом направлении», — отметил М.Чавушоглу.

Министр коснулся также и взаимоотношений РФ с ЕС. «Страны Европейского союза должны признать Россию как сильное государство, если они действительно хотят улучшить с ней отношения. Одна из самых больших ошибок Европейского союза заключается в том, что они видят себя выше других», — констатировал глава турецкого дипломатического ведомства.

Второе заявление принадлежит министру национальной обороны Турции Фикри Ышику, в котором он мотивирует необходимость закупок российского комплекса С-400. «Учитывая степень угроз безопасности Турции, Анкара стремится ускоренными темпами создать национальную систему противоракетной обороны. Решение о необходимости закупок российского зенитного ракетного комплекса С-400 будет принято в самом скором времени. Обсуждение вопроса С-400 находится на завершающей стадии. Итоговое решение примут президент и премьер-министр», — пояснил Ф.Ышик на круглом столе в Вашингтоне. Министр напомнил, что Турция, как член НАТО с самого начала отдавала приоритет закупкам систем ПРО из стран-членов альянса, однако этого сделать не удалось. «Поэтому мы начали поиски альтернатив», — указал Ф.Ышик, заметив при этом, что итогового решения по российским комплексам пока не принято.

Турецкий министр, касаясь событий в Сирии, выразил недоумение поддержкой режима Башара Асада со стороны России. «Позиция Москвы неприемлема. Мир в Сирию при режиме Асада не придет. Асад заводит в тупик мирные инициативы», — пояснил министр. Относительно ракетного удара США по авиабазе в Сирии, Ф.Ышик сказал: «Реакция Вашингтона на применение химических веществ была очень важна. Если бы администрация Обамы предприняла этот шаг еще три года назад, то в Сирии можно было бы во многом избежать хаоса».

Оба заявления следует рассматривать через призму уже упоминаемого нами лавирования Анкары между Москвой, Вашингтоном и ЕС, которое филигранно осуществляет и продолжит реализовывать дипломатия Турции на предстоящих в мае с.г. турецко-российском турецко-американском саммитах.

Неофициальный визит нанес в апреле в порт Новороссийска отряд боевых кораблей Турции в составе фрегата «Барбарос» и корвета «Бююкада» под флагом командующего ВМС Турции адмирала Вейсела Коселе. Пропустить рекламу: 5 сек

Перейти на сайт рекламодателя

Реклама 00

Пропустить

Наведите курсор,
чтобы включить звук

Турецкие суда зашли в порт по окончании военно-морских учений «Морская звезда», которые проводили ВМС Турции. Корабли из Турции встречал капитан первого ранга Олег Шастов, командующий Новороссийской военно-морской базой. Полагаем, что это можно оценивать, как попытку сторон вернуться к былому сотрудничеству военных моряков РФ и Турции на Черном море.

Укладку труб первой нитки газопровода «Турецкий поток» начнут летом с.г., — сообщил 27 апреля «Газпром». Компания Allseas Group получила контракты на укладку двух ниток морской части газопровода. Для укладки 1800 км труб первой и второй ниток газопровода привлекут крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit. «Турецкий поток» пройдет по дну Черного моря от побережья России до побережья Турции и далее до границы Турции с сопредельными странами. Первая нитка газопровода предназначена для турецкого рынка, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность каждой нитки составит 15,75 млрд куб. м газа в год.

«На российском участке завершено бурение первого микротоннеля. Второй микротоннель готов на 98,5%. Это очень важное решение. Таким образом, созданы все условия для начала морской укладки «Турецкого потока». Проект находится в активной фазе строительства. Продолжаются гидрографические исследования в турецких водах. Завершается работа над оценкой воздействия на окружающую среду на заключительном участке маршрута «Турецкого потока». Во второй половине текущего года мы приступим к морской укладке газопровода и планируем завершить строительство двух ниток «Турецкого потока» к концу 2019 г.», — заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

24.57MB | MySQL:59 | 0,535sec