Ситуация в Ливане: март 2017 г.

Ситуация в Ливане в марте 2017 года характеризовалась внутриполитической и внешнеполитической напряженностью, связанной с рядом факторов: продолжающейся полемикой вокруг проекта нового избирательного закона, ожесточенными спорами по поводу введения правительством новых налогов и обозначившейся конфронтацией в отношениях с Израилем. Последний фактор вызвал в Ливане настолько большую тревогу, что в стране начали распространяться слухи о неминуемой новой войне с Израилем, равной по масштабу военным конфликтам 1982 и 2006 годов. Определенные политические силы в стране вновь поднимали вопрос о легитимности вооруженных формирований движения «Хизбалла», считая вовлеченность этого движения в региональные конфликты в Сирии и Йемене угрозой для национальной безопасности Ливана.

Напомним, что в июне с.г. в Ливане должны состояться парламентские выборы. Парламент страны не обновлялся с 2009 года. Осенью 2014 года срок его действия был продлен до 2017 года в связи с президентским кризисом. В настоящее время в стране действует избирательный закон 1960 года, предусматривающий мажоритарную избирательную систему. Это категорически не устраивает христианскую общину, считающую себя ущемленной в политическом плане Таифскими соглашениями 1989 года. В частности в избирательном округе Джбейль, где ранее христиане составляли большинство, в настоящее время 66% избирателей составляют шииты, что не дает возможности маронитам вдвинуть своего депутата в парламент. В этой связи  министром иностранным дел и лидером партии Свободное патриотическое движение (СПД) Джебраном Басилем был выдвинут новый законопроект, предусматривающий переход к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Предполагается, что в 14 округах избиратели будут голосовать по пропорциональной системе, а в 4 – по мажоритарной. В пропорциональных округах предусматривается, что избиратель может голосовать не за всех, а только за часть кандидатов, например, за 6 из 10. При такой системе избиратель-христианин получит возможность голосовать за христианских кандидатов. Предполагается также проводить выборы в два тура: предварительные выборы (праймериз) на уровне районов (каза) и окончательные на уровне провинций (мухафаза). Одновременно Д.Басиль предлагает предоставить гражданство 4 миллионам этнических ливанцев, проживающих за рубежом, чтобы они получили возможность участия в выборах. Последнее предложение вряд ли пройдет из-за сопротивления всех остальных партий.

Предложения Д.Басиля получили крайне негативную оценку со стороны многих ливанских политических партий и движений, прежде всего, движения «Мустакбаль» и Прогрессивно-социалистической партии (ПСП), полагающих, что они ущемляют политические права суннитов и друзов. Таким образом, принятие нового избирательного закона в ближайшем будущем не предвидится, а значит полномочия парламента будут продлены. Вместе с тем, проект Д.Басиля получил положительную оценку со стороны руководства «Хизбаллы», для которого критически важно поддерживать хорошие отношения с христианскими силами. 10 марта состоялась встреча шейха Наима Касема (второе лицо в руководстве «Хизбаллы») с христианскими избирателями региона Баальбек-Хермель, считающегося вотчиной «партии Бога». В районе Баальбека проживают 22700 маронитов, 17000 греко-католиков и 3000 православных. С христианской стороны собрание вел депутат парламента Эмиль Рахме, старый союзник «Хизбаллы». В ходе встречи Наим Касем поддержал проект нового избирательного закона, дающего христианской общине более широкое представительство. Он также подчеркнул необходимость поддержания безопасности в христианских районах, учитывая произошедшее в июне 2016 года нападение террористов из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на христианское селение Каа в этом районе.

4 марта спикер ливанского парламента Набих Берри, являющийся оппонентом нового законопроекта, заявил, что для утверждения нового избирательного закона, по его мнению, потребуется одобрение двух третей кабинета министров. Министр внутренних дел Ливана и близкий соратник Саада Харири Нухад Машнук, выступая 5 марта, призвал политические силы страны отойти от конфронтации и совместно создавать новую стабильную политическую систему Ливана. «По его мнению, региону Ближнего Востока придется пройти через сложный трехгодичный переходный период до окончательной стабилизации, и мы не должны позволить, чтобы в Ливане случилось то, что в соседней Сирии». Министр отметил, что в случае выборов Саад Харири является безальтернативным лидером суннитской общины Ливана. Это было камнем в огород популистского политика Ашрафа Рифи, пользующегося поддержкой КСА, который пытается оспорить лидерство С.Харири. В то же время Н.Машнук заявил свое несогласие с проектом нового избирательного закона, нуждающимся в доработке, и отметил, что потребуется краткое продление полномочий данного парламента.

9 марта состоялась встреча президента Ливана Мишеля Ауна с бывшим премьер-министром Наджибом Микати. По ее итогам Н.Микати отметил, что президент не подпишет декрет о проведении парламентских выборов на основе избирательного закона 1960 года. Вместе с тем он подчеркнул, что президент готов к компромиссам и к внесению изменений в законопроект Басиля.

12 марта против законопроекта Басиля высказались лидеры ПСП, считающие, что новый избирательный закон дискриминирует права ливанских друзов. Бывший министр здравоохранения Ливана Ваэль Абу Фаур отметил, что новый закон будет «не избирательным законом, а назначающим законом и ликвидирует демократию в стране». По его мнению, новая система выборов существенно урежет представительство друзов в округах Алей и Шуф со смешанным друзско-христианским населением. Многолетний лидер ПСП Валид Джумблат написал в своем «Твиттере» о том, что он «поддерживает пропорциональную систему, которая соответствует минимальным требованиям общественного партнерства, но выступает против пропорциональной системы, сеющей раздор и изоляцию». 17 марта в годовщину гибели основателя ПСП Камаля Джумблата В.Джумблат торжественно передал руководство партией своему сыну Тимуру. Он повязал ему палестинскую куфию, такую же, какую носил Ясир Арафат, со словами: «Носи этот знак отваги и мужества, чести и верности, знак мученичества и добивайся того, чего не добились дед и отец – освобождения Палестины». Т.Джумблат заявил, что будет баллотироваться в парламент на выборах этого года.

В марте ливанское руководство продолжало поддерживать активную внешнеполитическую деятельность. 15-16 марта президент Ливана М.Аун совершил свой первый европейский визит. Он посетил Ватикан, где провел переговоры с Папой Римским Франциском. Напомним, что римско-католическая церковь сыграла важную роль в урегулировании президентского кризиса в Ливане. На переговорах речь шла о проблемах ближневосточных христиан и необходимости их защиты от терроризма и экстремизма. Папа Франциск обещал посетить Ливан с пастырской поездкой в ближайшее время. 16 марта премьер-министр Ливана Саад Харири провел переговоры с находившейся в стране с официальным визитом президентом Эстонии Керсти Кальюлайд. Обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества и борьбы против международного терроризма, а также региональная ситуация. Президент Эстонии навестила военнослужащих этой страны, размещенных в составе сил UNIFIL на юге Ливана. 24-25 марта С.Харири посетил Египет, где провел переговоры с президентом страны Абдель Фаттахом ас-Сиси. В ходе визита он отметил, что продолжает выступать за разоружение отрядов «Хизбаллы» и этот момент является пунктом разногласия между ним и президентом республики. В то же время подобны разногласия не могут поколебать их дружной совместной работы. Он также заявил, что будет поощрять работу Спецтрибунала по Ливану, чтобы выявить убийц своего отца, но не затем, чтобы им мстить. Ливанский премьер отметил, что угрозы Израиля по отношению к его стране являются безосновательными и выявляют израильскую враждебную политику. «Они грозят отбросить нас в средние века за политику «Хизбаллы», но «Хизбалла» — это региональная, а не чисто ливанская проблема. Кроме того, почему Ливан в одиночку должен противостоять военным угрозам Израиля? Почему нас не поддержат другие арабские государства?», — сказал С.Харири.

Ливан продолжал поддерживать военное сотрудничество с другими государствами. 6 марта состоялся визит военно-морской эскадры Великобритании в порт Бейрута. «Это послание дружбы со стороны Великобритании по отношению к Ливану и выражение нашей воли развивать сотрудничество между двумя странами», — отметил британский посол в Ливане Хьюго Шортер. Корабли посетил ливанская делегация во главе с министром обороны страны Якубом Саррафом.

8 марта президент страны утвердил долгожданные назначения руководителей силовых ведомств. Напомним, что по причине президентского кризиса назначения силовиков откладывались, начиная с 2015 года. Новым командующим ливанской армией вместо ушедшего в отставку Жана Кахваджи стал генерал Жозеф Аун (не является родственником президента). Генерал-лейтенант Ж.Аун служит в вооруженных силах страны, начиная с 1985 года. Он долгое время командовал силами специального назначения  на юге Ливана. В последнее время командовал бригадой, расквартированной на границе с Сирией.  Генерал-майор Имад Осман стал новым командующим Сил внутренней безопасности (внутренних войск). Генерал-майор Антуан Салиба стал новым руководителем Службы общей безопасности. Руководителем Службы внутренней безопасности остался до достижения предельного возраста в 64 года генерал-лейтенант Аббас Ибрагим. Во время своего вступления в должность 20 марта Жозеф Аун обещал, что «сделает все для укрепления вооруженных сил Ливана в плане усиления их вооружения, организации, эффективности и боевого духа». Он назвал две главные угрозы национальной безопасности Ливана: враждебные действия Израиля и международный терроризм, отметив, что ливанская армия готова их отразить.

В марте в Ливане не утихали дебаты вокруг военной деятельности «Хизбаллы». 11 марта патриарх маронитской церкви Ливана Бутрос Бешара ар-Раи отметил в интервью Sky News Arabia, что участие «Хизбаллы» в сирийском конфликте разделило ливанцев: «Участие «Хизбаллы» в сирийской войне противоречит государственной политике нейтралитета. В результате народ разделился на тех, кто поддерживает военные действия «Хизбаллы» в Сирии и на тех, кто выступает против». Патриарх выразил сомнения в сохранении вооруженных формирований движения: «Я гражданин, и мой приятель и сосед тоже гражданин, но я безоружен, а он вооружен. Это ненормально».

52.16MB | MySQL:103 | 0,610sec