Судьба «Википедии» и свободной прессы в новой Турции

Согласно заявлению турецких властей, доступ к крупнейшей интернет-энциклопедии «Википедия» был заблокирован в Турции из-за того, что «она работала на ухудшение имиджа страны».

В заявлении Министерства коммуникаций Турции, в частности, говорится: «Вместо вклада в борьбу с терроризмом, (она) стала частью кампании по очернению имиджа Турции на международной арене».

29 апреля турецкий суд принял решение заблокировать доступ к «Википедии». Управление информационных и коммуникационных технологий (ICTA) объявило, что доступ к «Википедии» заблокирован из-за содержания статьи, в которой отмечается, что Турция сотрудничает с террористическими организациями, такими как «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

В других источниках пишется, что главная статья, которую хочет изменить турецкое правительство, это статья, где попытка государственного переворота определяется как «само-переворот» (self-coup), организованный и совершенный президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом.  Основателя «Википедии» Джимми Уэйлс и его персонал, в свою очередь, заявили, что они основали «Википедию» для свободного обмена информацией и фактами, поэтому у них нет прямой власти над тем, что пишут редакторы.

В первый раз «Википедия» распространила новость в Турции во время визита Джимми Уэйлса в страну в 2008 году. Он выступил с докладом, в котором подчеркнул, что ключевым понятием, лежащим в основе «Википедии», является доверие. Он отметил, что никогда не будет прямо диктовать то, что будет опубликоваться в «Википедии». Почти все медиа-ресурсы Турции осветили его визит, так как «Википедия» символизировала начало новой эры в информационном поле, «где никогда больше не будет централизации и монополии со стороны правительства».

Примечательно, что даже некоторые проправительственные круги оценивают такие действия правительства «не совсем правильные» и характеризовали их как «пиар-катастрофу», так как теперь «реальная попытка госпереворота ставится под вопросом».

Журналист газеты «Хюрриет» Эрсу Аблак считает, что с одной стороны, фундаментальные принципы и то, как работает «Википедия», абсолютно ясны, а с другой стороны, турецкое правительство не хочет видеть ничего, что компрометирует его: «Лично у меня нет никаких сомнений в том, что 15 июля имело место настоящее военное восстание против правительства и реальная попытка государственного переворота. Более того, я считаю, что турецкое правительство в праве призывать к изменениям в статье, но средства, к которым оно прибегает, не верны. «Википедия» — это ресурс, который ежедневно используют миллионы людей в Турции. Вместо того чтобы запретить весь сайт, правительственные чиновники должны были попытаться внести изменения в статью или обсудить проблему с редакторами «Википедии»».

Напомним, в июле 2016 г на территории страны был прекращен доступ к сайту организации «Викиликс» после того, как она выложила в открытый доступ почти 300 тыс. электронных писем членов правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР).

Турецкий журналист, аналитик Мурат Белген известный своими про-правительственными взглядами, отмечает, что достаточно написать 3 слова «Турция запретила «Википедию»», чтобы у всех создалось представление о Турции. «По моему мнению, это представление имеет более эффективное влияние, чем несколько строк в статье. Более того, если бы «Википедия» была бы турецкой компанией, то его руководители на ряду с многими другими журналистами оказались бы в тюрьме. А президент объявил бы их террористами. Однако, в этом случаи ситуация иная. Сотрудники «Википеди»и спаслись, да еще и выступают с заявление, что они рядом с турецким народом».

Многие турецкие пользователи социальных сетей отметили, что запрет «Википедии» является неопровержимым признаком авторитарного и репрессивного мышления турецкого руководства.

Депутат главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Эрдал Аксунгер, комментируя создавшуюся ситуацию, в интервью «Аль-Монитор» сказал: ««Википедия» — онлайн энциклопедия, информационный ресурс. Нельзя утверждать, что она поддерживается террористическими организациями. Если мышление и подход правительства в вопросе доступа к интернету и информации заключается в том, чтобы блокировать или ограничить материалы с «нежелательным» содержанием, то они должны блокировать все сайты без исключения, включая Google. К сожалению, ограничение основных прав человека здесь, в Турции, может быть легко введено».

Говоря об условиях работы журналистов в Турции, депутат той же партии Барыш Яркадаш заявил, что десятки журналистов находятся в тюрьме в течение нескольких месяцев и что обвинения в отношении некоторых из них даже еще не предъявлены. «Я думаю, они не могут подготовить обвинительные заключения из-за своей неспособности найти само преступление», — сказал Б.Яркадаш, добавив, что «правительство пытается всячески заставить замолчать тех, кто пишет правду».

Между тем в Турции 3 мая — международный день свободы прессы, так же отмечается, однако на фоне ожесточающихся мер против свободы слова.

По данным Ассоциации турецких журналистов (TGC), в настоящее время в турецких тюрьмах находятся 159 журналистов.

«Чтобы установить мир в стране, 159 журналистов в тюрьме должны быть немедленно освобождены», — говорится в заявлении Ассоциации.

Высшая комиссия Совета прессы Турции провела встречу, посвященную Международному дню свободы прессы в Культурном центре имени Яшара Кемаля, который находится недалеко от тюрьмы Силиври в Стамбуле, где в настоящее время находятся большое количество журналистов.

Союз журналистов Турции организовал демонстрацию в Стамбуле около площади Таксим, требуя освобождения журналистов и писателей. Во время протеста Союз заявил, что Турция «переживает худший период в отношении свободы прессы и свободы слова».

Ассоциация прогрессивных журналистов (ÇGD) заявила, что «право людей на получение информации полностью исключены». «Уже долгое время пресса не может выполнять свои обязанности в Турции. Мы сталкиваемся с истэблишментом, которое хочет управлять страной роз без шипов», — сказал глава Ассоциации Тевфик Кызылкая в интервью газете «Биргюн», некоторые сотрудники которой на данный момент находятся в заключении.

Несомненно, говоря о журналистике, нарушениях прав человека, свободы слова в Турции  последнее время, нужно отметить, что международная общественность в лице многочисленных международных организаций, высокопоставленных чиновников не раз выступала с жесткой критикой в адрес правительства Турции и призывала освободить журналистов. То, насколько это воздействует на решения и позицию режима в стране- другой вопрос. В этом контексте не двусмысленно выразилась специалистка внешней политики Турции Ирем Кокер подчеркивая, что если 1990-х годах для Турции сравнительно было важным критика в свой адрес и хорошие отношения с Западом, то сегодняшняя власть Турции не предает этому значения. «Кажется об этом даже забыли», — добавляет Ирем Кокер.

В международной прессе самую большую реакцию вызвал арест журналистов одной из самой древней авторитетной газеты, известной своими светскими взглядами и служащая как рупор главной оппозиционной НРП  «Джумхуриет».  На данный момент введётся судебное дело против 19 сотрудников газеты. 18 апреля суд принял обвинительное заключение и назначил слушание дела на 24 июля. Согласно обвинениям, выдвинутым против списка обвиняемых, в который входят руководители газеты, журналисты и даже карикатуристы, «критическая редакционная политика газеты стала результатом и расширением ее сотрудничества с путчистами», а конкретнее с гюленистами.

По мнению известного в Турции журналиста, академика, писателя и автора книг «Религия и светскость в процессе демократизации», «Процесс разрешения: от политики к оружию» Али Байрамоглу, судебное дело газеты «Джумхуриет» иллюстрирует новый, низкий уровень турецкой судебной власти и степень его политизации. Он добавляет: «Сегодняшние прокуроры даже не удосуживаются сфабриковать доказательства, так как это сделали некоторые коллеги до них. Вместо этого диссидентство и оппозиционная политика считаются преступлениями сами по себе. Это является еще одним проявлением серьезного тупика, с которым сталкиваются демократия и свобода прессы сегодня в Турции.

После референдума 16 апреля Турция сделала свой первый шаг в новую эру. Это шаг к институционализации популистской модели управления, которая откроет новые возможности для более тяжелых нарушений в жизненно важных областях, таких как справедливость, свобода и верховенство закона».

52.19MB | MySQL:103 | 0,688sec