О новой политической программе ХАМАСа

3 мая была опубликована новая политическая программа палестинского движения ХАМАС, заметно отличающаяся от прежней программы 1988 года. Новая программа рассматривается многими экспертами чуть ли не как сенсационная, особенно в части касающейся признания Израиля в границах 1967 года. В то же время ничего неожиданного в изменении позиций движения нет. Существенный пересмотр политических целей и средств ХАМАСа является результатом значительных политических изменений, произошедших за последние пять лет на Ближнем Востоке.

Прежде всего, поменялась преамбула политической программы. Прежняя программа начиналась фактически с призыва к уничтожению Государства Израиль. В ней говорилось: «Израиль существует и будет существовать, пока Ислам не отменит его, как отменил до этого многие политические образования». В новой преамбуле говорится о том, что «Палестина является землей палестинского арабского народа, с которой он произошел, которой он принадлежит и на которой только и может развиваться». Правда, далее в преамбуле говорится о том, что «Палестина является землей, порабощенной расистским и антигуманным колониальным сионистским проектом, построенным на ложном обещании (Декларация Бальфура)». В новом документе лидеры ХАМАСа отмежевались от антисемитизма: «ХАМАС утверждает, что его конфликт – это конфликт с сионистским проектом, а не с евреями по религиозной принадлежности. ХАМАС не ведет борьбу против еврейского народа, но ведет борьбу против сионистов, оккупировавших Палестину» (п.16). В документе впервые говорится о том, что ХАМАС является национально-освободительным движением: «Исламское движение сопротивления ХАМАС является исламским национально-освободительным движением сопротивления, чьи принципы, цели и средства определяются Исламом. Его целью является освобождение Палестины».

В новой политической программе говорится о неделимости палестинских земель: «ХАМАС утверждает, что ни одна часть палестинских земель не может быть уступлена, невзирая на обстоятельства и внешнее давление, независимо от того, сколько продлится оккупация. ХАМАС отвергает любую альтернативу полного освобождения Палестины от реки до моря» (пункт 20). В тоже время в новой программе в отличие от прежней, призывавшей к уничтожению Израиля, признаются международно-правовые реалии. В том же пункте говорится: «ХАМАС настаивает на установлении полностью независимого и суверенного палестинского государства в границах от 4 июня 1967 года с Иерусалимом в качестве столицы». В программе содержится категорическое неприятие соглашений в Осло: «ХАМАС подтверждает, что договоренности в Осло противоречат основополагающим принципам международного права и нарушают неотчуждаемые права палестинского народа. Таким образом, движение отвергает эти договоренности и вытекающие из них последствия, наносящие вред палестинскому народу, особенно в части, касающейся координации безопасности».

В новой программе впервые заявлено о руководящей роли ООП в рамках Палестины, что дает шанс на примирение различных палестинских политических фракций. В ней, в частности, говорится: «ООП является национальной основой палестинского народа внутри и вовне Палестины. Таким образом, этой организации необходимо сохранение, развитие и перестройка на демократических основах, чтобы обеспечить участие всех сил палестинского народа для сохранения наших прав» (пункт 29). Наряду с этим в отличие от старого программного документа в новой программе ХАМАСа ничего не говорится о связи этого движения с международной организацией «Братьев-мусульман». Это совершенно понятно, учитывая то, что «Братья-мусульмане» оказались в «черном» списке у правящих элит в Египте, Сирии и Саудовской Аравии. Абсолютно негативным является и отношение к этой организации у американской администрации Д.Трампа.

В программе достаточно сильно акцентировано право палестинских беженцев на возвращение: «Естественным правом является право палестинцев, изгнанных с родины  будь то в 1948 или в 1967 году. ХАМАС отвергает все попытки упразднить права беженцев и перемещенных лиц на возвращение, включая попытки их поселения на «альтернативной родине»» (пункты 12-13).

Разумеется, подобные перемены в политической программе ХАМАС не могли появиться на пустом месте. К ним руководство движения подтолкнула международная изоляция, в которой оказался ХАМАС в последнее пятилетие. Лидеры ХАМАСа, идеологически все еще приверженные к построению в Палестине исламского государства, понимают, тем не менее, что мир сильно изменился с 1980-х годов. Особенно сильные изменения в ближневосточном регионе произошли в ходе так называемой «арабской весны». Военно-политические конфликты в Сирии, Ливии и Йемене привели к тому, что палестинский вопрос отошел на второй план. Начало революционных изменений в регионе первое время породило у руководства ХАМАСа большие надежды, особенно после победы «Братьев-мусульман» на парламентских выборах в Египте летом 2012 года. Финансовая помощь и уговоры со стороны Турции и Катара привели к тому, что лидер ХАМАСа Халед Машаль предал многолетнюю дружбу с Сирией и в 2011 году перенес свою резиденцию в Катар, а затем в 2012 году солидаризировался с сирийской оппозицией. Это вызвало охлаждение в отношениях ХАМАСа с одним из главных спонсоров – Ираном. Все делегации ХАМАСа, посещавшие Тегеран в последние шесть лет на просьбы о финансовой помощи неизменно встречали вежливый отказ.

После победы «Братьев-мусульман» в Египте в 2012 году на короткое время забрезжила надежда на диалог ХАМАСа с Израилем.  После того как главный израильский союзник в арабском мире Хосни Мубарак был свергнут, правительство Биньямина Нетаньяху через европейское посредничество искала каналы для переговоров с ХАМАСом. Целью таких переговоров было достижение договоренности о снятии блокады с сектора Газа в обмен на признание движением Кемп-Дэвидских соглашений. Главной заботой Израиля на том этапе было обеспечение безопасности границ страны с Синайским полуостровом.  Однако свержение власти «братьев» в Каире в 2013 году, проплаченное ОАЭ и Саудовской Аравией, привело к утрате израильского интереса к достижению соглашений с ХАМАСом.

За десять лет нахождения у власти в секторе Газа движению не удалось преодолеть острые социально-экономические проблемы, ни даже наметить пути их решения. Безработица среди молодежи в Секторе достигает 60%, 40% населения Газы живут ниже уровня бедности. Все это подталкивает часть населения Газы к поиску новых альтернатив ХАМАСу и зачастую ведет к радикализации. Серьезным фактором беспокойства для лидеров ХАМАСа является появление в Газе ячеек «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), объединившихся в «Бригады Омара Хадида». В 2016 году в секторе Газа наблюдались столкновения сил безопасности ХАМАСа с радикальными салафитами. Во время последних по времени внутренних выборов в феврале с.г. старшее поколение лидеров движения столкнулось с ожесточенной конкуренцией со стороны молодых радикалов из «Бригад Иззедина аль-Кассама», пришедших из трущоб Газы.

Очевидно, что одной из главных причин принятия новой программы ХАМАСа является попытка выйти из международной изоляции и легитимизировать движение. Насколько успешной будет эта попытка, покажет время.

55.74MB | MySQL:116 | 0,716sec