О ВТС между США и Саудовской Аравией

Вашингтон ведет активную работу по подготовке контрактов на поставку Саудовской Аравии вооружений на десятки миллиардов долларов в преддверии визита президента США Дональда Трампа в эту арабскую страну. Об этом 6 мая с.г. сообщило агентство Рейтер. По его сведениям, в частности, обсуждаются поставки системы ПРО THAAD, программного обеспечения для осуществления управления и коммуникации на поле боя, а также различных типов боеприпасов и бомб, в том числе с лазерным наведением. Также прорабатывается контракт на поставку четырех боевых кораблей на сумму порядка 11,5 млрд долларов. Как отмечает агентство, сделка рассматривалась еще в 2015 году при предыдущем президенте США Бараке Обаме и даже получила одобрение Госдепартамента, однако до финальной стадии доведена не была. К этому можно добавить также и то, что, согласно ряду данных, в рамках визитов в марте министра обороны КСА и наследника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в США и министра обороны США Дж.Мэттиса в КСА в середине апреля были окончательно определены рамки будущих контрактов в области ВТС. По итогам этих двух визитов с Саудовской Аравии сняты все ограничения по покупке спутников слежения с высокой степенью разрешения и боевых беспилотников. Таким образом, США, по оценке многих экспертов, практически выбивают с саудовского оружейного рынка европейцев и китайцев. В первом случае речь идет о сделке по покупке Эр-Риядом орбитальных систем разведки и наведения Orbital ATK концерна Airbus Group/Thales Alenia Space, которая сейчас стоит под большим вопросом. Во втором случае американская General Atomics с беспилотниками «Предатор» практически точно опередит своих китайских конкурентов с их дронами Wing Loong. Одновременно АНБ получило право продавать своим саудовским коллегам современные технологии перехвата, что ранее было под официальным запретом прежней американской администрации. В общей совокупности США планируют заключить с КСА контрактов в области ВТС на сумму более 11 млрд долларов, что в общем-то понятно: вся политика нынешней администрации в своем корне имеет прежде всего экономические профиты, а уж остальной политический антураж служит лишь оформлением для этого. Эта тактика вообще является общим местом для нынешний администрации Д.Трампа, которую возглавляет, прежде всего, бизнесмен, а не политик. При этом надо учитывать, что в самом саудовском руководстве принято принципиальное решение в пользу приоритетных закупок именно американской военной и разведывательной техники и оборудования, несмотря на существующие рыночные реалии и суммы контрактов. В данном случае саудовским руководством во главу угла ставятся вопросы не рыночной выгоды, а чисто политические причины: они платят за реанимацию стратегического партнерства с Вашингтоном с точки зрения жесткого антииранского тренда нынешней американской администрации. Другими словами Белый дом взял курс на продажу КСА оружия и технологий без всякого деления на наступательное и оборонительное. В этой связи ряд утечек из Пентагона свидетельствует о том, что и нанесение ракетного удара по базе ВВС Сирии преследовало, помимо прочего, и цель демонстрации преимущества американского вооружения в рамках, в первую очередь, коммерческого интереса. И, как теперь становится ясным, с этой задачей военные не справились. Или справились в крайней мере неубедительно. И эта тенденция будет только усиливаться, хотя будут оставаться и некоторые ограничения. Так, несмотря на все достигнутые прорывные договоренности, блокирование нынешней администрацией сделки по продаже Эр-Рияду 16 тыс. управляемых ракет Raytheon пока остается в силе. Прежде всего в силу неоднозначной реакции правозащитных американских НПО на реализацию такой сделки с учетом гуманитарной катастрофы в Йемене и жертв среди мирного населения в силу действий именно сил аравийской коалиции во главе с КСА. Указанные ракеты планировались использовать саудовскими военными именно в боевых действиях Йемене. Вторым очень болезненным моментом остается реальная перспектива судебного расследования в отношении КСА и иски пострадавших в результате терактов 11 сентября 2001 года. Д.Трамп во время своей личной встречи с Мухаммедом бен Сальманом четко дал понять, что он не будет вмешиваться в ситуацию с перспективой судебных исков, и это, безусловно, в некоторой степени осложняет ситуацию для Эр-Рияда. Но, повторим, что эти проблемы принято считать в саудовском руководстве все-таки второстепенными в сравнении с восстановлением прежнего уровня доверия с нынешней американской администрацией. В частности, в том же Йемене в Саудовской Аравии ожидают резкого повышения уровня взаимодействия с ЦРУ США и АНБ. Прежде всего в формате вновь создаваемого Эр-Риядом Центра национальной безопасности (ЦНБ). Одновременно предполагается и дополнительное размещение сил US Special Operations Command(USSOCOM) непосредственно в КСА, а также на базах дислокации эмиратовских сил в Йемене. Таким образом, предполагается активизировать участие американских военных в борьбе против джихадистов и радикалов из различных йеменских группировок и, прежде всего, «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП). Но при этом американцы крайне уклончиво отвечают на саудовские запросы в отношении своего прямого участия в операциях против хоуситов. По данным экспертов, на такой шаг США не пойдут, в том числе и по причине серьезных репутационных рисков, а также отсутствия серьезной альтернативы наличия в стране некой централизованной политической силы в случае разгрома хоуситов. Ставка Эр-Рияда на йеменский аналог «Братьев-мусульман» партию «Ислах», как некой стабилизирующий силы в Йемене, Белый дом абсолютно не устраивает и заставляет его не давать какие-то обязательства своим «старым, новым союзникам» в лице КСА. Но основная цель предстоящего визита Д.Трампа в Эр-Рияд — это создание надежного базиса для развития сотрудничества в области ВТС с реанимацией возможностей саудовского рынка. С обязательной в таких случаях антииранской риторикой, разумеется.

52.17MB | MySQL:103 | 0,492sec