О Третьем турецко-иранском форуме

25-26 апреля 2017 г. в городе Ван (Турция) состоялся Третий турецко-иранский форум, который ранее дважды был отложен. Форум на тему «Возможности для достижения товарооборота в 30-50 млрд долларов» планировалось провести 28-29 декабря в 2016 г. в турецком городе Ван. Организаторы тогда сообщили, что форум переносится по техническим причинам, не связанным с турецкой стороной. «Общественность будет проинформирована о новой дате проведения мероприятия», — сообщило Агентство развития Восточной Анатолии (DAKA). Форум первоначально планировалось провести 16-18 ноября 2016 г., но иранская сторона попросила перенести его на 28-29 декабря[i].

Отметим, что в декабре 2016 г. обстановка в Турции не была благоприятна для проведения форума. В середине декабря турецкие НПО проводили акции протеста возле дипломатических миссий Российской Федерации в Анкаре и Стамбуле. Однако скоро сирийские протесты переместились к посольству Ирана. Вечером 14 декабря у посольства Ирана в Анкаре и генерального консульства этой страны в Стамбуле прошли пикеты против действий режима Башара Асада и его союзников в сирийском Алеппо. Акция прошла под лозунгом «Откройте гуманитарные коридоры в Алеппо!»[ii]. 19 декабря в Анкаре был убит посол России в Анкаре Андрей Карлов, после чего – 20 декабря, закрылись посольство Ирана в Анкаре, и консульства Ирана в Стамбуле, Эрзуруме и Трабзоне[iii]. МИД Ирана призвал своих граждан воздержаться от ненужных поездок в Турцию, а также запретил официальным спортсменам посещать эту страну. Под данное распоряжение попали все профессиональные команды, группы и делегации от спортивных федераций и индивидуальные профессиональные спортсмены. Причиной запрета для посещения Турции стала «угроза безопасности на территории Турции в сегодняшних условиях»[iv].

Напомним, что в 2014 г. в городе Ван состоялась встреча глав МИД Турции и Ирана, во время которой было решено каждый год проводить турецко-иранские форумы. В том же году в Ване был проведен Первый турецко-иранский форум. Второй турецко-иранский форум в 2015 г. был проведен уже в Тегеране[v]. Итак, третий Турецко-иранский форум, наконец, состоялся в конце апреля 2017 г. (ожидается, что Четвертый турецко-иранский форум будет проведен в 15-16 января 2018 г. в Тебризе). Форум организовали Турецко-Азиатский центр стратегических исследований (TASAM), иранский Институт политических и международных исследований (IPIS), губернаторство Вана и DAKA. Форум прошел в теплой атмосфере. Во время форума стороны обсудили следующие темы: пограничная торговля и логистика, углубление туризма и роль пограничных провинций, роль СМИ в развитии двухсторонних отношений, инвестиционные потенциалы, новое соглашение в области энергетики и инфраструктур.

Форум открыл губернатор Вана Ибрагим Ташяпан, отметив, что Турция и Иран – древние дружественные страны, которые имеют большие возможности. «Тебриз, Хой, Урмия, Ардебиль – уже наши соседние и братские города, а пограничные губернаторы тесно сотрудничают. Ван для Турции является началом железной дороги, идущей на Среднюю Азию и далее – на Дальний Восток. Сегодня у нас 3 пограничных КПП. В конце этого года КПП Капыкой получит новое здание, инфраструктуры и новые дороги. Для развития отношений Турции и Ирана нужна сильная политическая воля»[vi].

Напомним, что протяженность турецко-иранской границы составляет около 560 км (только протяженность турецко-сирийской границы больше – 911 км). Несмотря на это, турецко-иранская граница имеет всего 3 пограничных КПП – Гюрбулак/Базарган (провинция Агры), Капыкой/Рази (провинция Ван), Эсендере/Серов (провинция Хаккари). Еще был и КПП Боруалан, но он не действовала, потому что Иран не хотел со своей стороны построить КПП.

Председатель Торгово-промышленной палаты Вана Недждет Таква в свою очередь заявил, что необходимо убрать все барьеры, которые мешают развитию двусторонних отношений. По его словам, Турция нужна Ирану, а Иран – Турции. «Мы страна, которая зависит от энергии, нам нужна энергия. Мы имеем промышленность и технологии. Почему мы не сможем осуществить обмен? Необходимо поднять двусторонние торгово-экономические отношения до желаемого уровня. Единственный вариант увеличить объем торговли — это увеличение таможенных КПП, поскольку их число сейчас недостаточно. Население Ирана составляет 82 млн человек, а население Турции – 80 млн человек. Таким образом, нужно преодолеть все торговые барьеры большого рынка, где насчитывается более 162 млн потребителей», — добавил он.

С ним согласился главный консул Ирана в Эрзуруме Хосейн Гасеми. По его словам, нынешнее число таможенных КПП недостаточно для достижения взаимного товарооборота в 30-50 млрд долларов. «Президенты двух стран хотят, чтобы объем товарооборота составил 30-50 млрд долларов. Все знают, что большая часть торговли осуществляется по автодороге. Это в частности касается КПП Гюрбулака/Базарган. Хотя этот КПП очень важный, его географическое положение не очень благоприятно. Водители грузовиков вынуждены ждать два месяца, чтобы пройти через этот КПП. А в это время повышаются цены товаров. Им особенно тяжело зимой, когда температура воздуха опускается до минус 20 градусов, и в таких условиях они вынуждены ждать до 18 дней», — добавил консул. Отметим, что боевики РПК активно действуют в провинции Агры и не раз жгли иранские большегрузные грузовики. Например, в июле и августе 2015 г. боевики РПК атаковали 9 иранских большегруза и 1 пассажирский автобус, из-за чего Иран в одностороннем порядке закрыл КПП Гюрбулака[vii]. Кроме того, МИД Ирана вручил ноту протеста послу Турции, потребовав принять более серьезные меры безопасности для своих граждан[viii].

По словам председателя группы Değer Мехмета Эмина, КПП Гюрбулака был построен в 1937 г. и в течение года был модернизирован в 2003 г. «Каждый год через этот КПП осуществляются 80 000 экспортных, 30 000 импортных и 50 000 транзитных перевозок. Кроме того, каждый год через этот КПП проходят 800 тысяч пассажиров. Учитывая население двух стран, эти цифры очень маленькие. Если преодолеем торговые преграды, объем товарооборота достигнет 30, 50, а может быть до 100 млрд долларов»[ix].

Сейчас товарооборот между двумя странами не составляет и 10 млрд долларов. В 2016 г. экспорт Турции в Иран составил почти 5 млрд долларов (в 2015 г. — 3.6 млрд долларов). По этому показателю Иран занял 9-е место среди крупнейших экспортных рынков Турции. Заметим, что в 2012 г. турецкий экспорт в Иран составил 9.92 млрд долларов (3-е место). Однако после введения международных санкций против Ирана эта цифра была уменьшена до 4.2 млрд долларов (2013 г.). Та же самая картина и в области импорта Турции из Ирана, который в прошлом году составил 4.7 млрд долларов (11-е место). В 2011 г. импорт Турции из Ирана составил почти 12.5 млрд доллара (6-е место), а в 2012 г. – 11.96 млрд долларов (6-е место). Однако после 2012 г. эта цифра начала снижаться[x].

Председатель Ассоциации ирано-турецких промышленников и предпринимателей (TISID) Энгин Алп посчитал необходимым сделать более дешевой транспортировку. «В области транспортировки всегда были проблемы. Логистика играет огромную роль в области экспорта. Цены транспортировки негативно влияют на торговлю. Транспортировка должна быть дешевле».

Напомним, что  например, осенью и зимой 2014 г. между Ираном и Турцией вспыхнула так называемая «война грузовиков». На турецко-иранской и ирано-туркменской границе образовались огромные очереди большегрузных турецких автомобилей, что нанесло большой ущерб экономической экспансии Турции в Центральную Азию. Это свидетельствует также о региональной конкуренции Ирана и Турции в Центральной Азии. Согласно подписанному в 1994 г. между Тегераном и Анкарой соглашению, турецкие грузоперевозчики платят за транзит и разницу в цене топлива автомобилей. Причем при подписании документа иранской стороне удалось добиться того, чтобы такой порядок не распространился также в обратном направлении. Тогда турецкая пресса писала, что за последние годы Иран взимал с турецких грузовиков транзитную плату в размере 750 долл., тогда как иранские грузовики по территории Турции курсировали бесплатно (за последние 10 лет от транзита турецких грузовиков бюджет Ирана пополнился на 1 млрд долл.). Турецкая сторона в октябре 2014 г. решила выправить ситуацию и установила в отношении иранских грузовиков транзитную плату в тех же размерах. Это было сделано для того, чтобы вынудить Иран снизить сумму за транзит турецких грузовиков. Однако Иран 10 октября довел размер транзитной платы до 1500 долл., что поставило турецкие транспортные компании в затруднительное положение, и они с просьбой о помощи обратились к властям страны, чтобы те положили конец иранскому диктату. Причем не исключалось, что в ближайшее время иранская сторона может довести размер платы до 2250 долл.[xi].

Директор бюро по туризму и культуры Вана Музафер Актуг во время форума заявил, что для развития туристических связей нужно увеличить взаимные визиты. По его словам, каждый год тысячи иранцев приезжают в Ван[xii]. А экс-депутат из Вана Кайхан Тюркменоглу (2011-2015) заявил, что в последнее время Ван посетили 100 000 иранских туристов. По его словам, необходимо активировать торговлю между пограничными районами двух стран, а развитие торговли пограничных районов будет означать развитие торговли двух стран.

Отметим, что в 2014-2016 гг. ежегодно из Ирана в Турцию приезжали в среднем 1.6 млн туристов. И если в 2014 и 2015 гг. иранские туристы составляли около 4.5 процента от общего числа туристов, то в 2016 г. их доля составила 6.57 процента (потому что число туристов из Европы и в особенности из России резко упало). Напомним, что в марте 2017 г. МИД Ирана призвал своих граждан воздержаться от поездок в Турцию во время праздника Новруза. «Учитывая ситуацию в Турции за последние несколько месяцев и опасения по поводу безопасности наших граждан, советуем быть очень осторожными в Турции и посещать эту страну при крайней необходимости», — говорилось в заявлении МИД Ирана. Это было ударом для Турции и в частности для Вана. И не случайно, что посол Турции в Тегеране Рыза Хакан Текин отметил, что заявление Ирана не отвечают духу дружбы и добрососедства[xiii].

Заместитель министра Министерства развития Турции Фатих Хасдемир во время форума отметил, что Турция и Иран имеют большой потенциал, который нужно реализовать. Заместитель министра транспорта, морских дел и связи Турции Орхан Бирдал  напомнил, что важные работы были выполнены на КПП, в области связи, которые помогут развить двусторонние отношения. Временный поверенный в делах посольства Ирана в Анкаре Алиреза Делхош отметил, что начаты работы по решению проблем пограничных районов, и что нужно продолжить эти работы, чтобы отношения между двумя странами укрепились.

Вице-председатель IPIS Мохсен Роухисефат отметил, что этот форум – отличная возможность для оценки политических и экономических отношений, добавив, что для соседних стран есть много возможностей. По словам председателя TASAM Сулеймана Шенсоя, Турция и Иран – две крупнейшие страны региона, которые имеют хорошие перспективы для развития сотрудничества. «Для Турции Иран является воротами в Среднюю Азию, Южную Азию и на Кавказ, а для Ирана Турция является воротами к всем странам Европы»,- отметил он. В завершении форума председатель промышленной зоны Вана Шемсеттин Бозкурт отметил, что для увеличения торговли, промышленности и развития нужно хорошо знать друг друга. По итогам форума стороны договорились увеличить торговлю и экономические инвестиции.

Отметим, что во время Третьего турецко-иранского форума стороны обсудили также железнодорожные вопросы. Надо сказать, что Турция и Иран не смогут развивать торговлю с помощью железных дорог, потому что железная дорога Анкара-Тегеран (2000 км) проходит через озеро Ван (действует паромная переправа), которое является самым большим озером Турции (3755 кв. км). Возле озера Ван железную дорогу построили в 1970-х годах, однако тогда из-за финансовых проблем в Турции решили не строить железную дорогу в объезд через территорию вокруг озера.

В начале мая 2017 г. председатель товарной биржи Вана Феридун Ирак заявил о необходимости построить железную дорогу на севере озера Ван. По его словам, сейчас паром из Вана до Датвана (49 миль) проходит за 5 часов, в то время как скоростной поезд в 2023 г. расстояние от города Карс до города Анкара (1076 км) будет проходить за 5 часов (сейчас этот показатель составляет 30 часов). В то же время он обратил внимание на то, что паромные перевозки дорогостоящие. «Плата паромной переправы загруженного 25-тонного вагона составляет 787 лир (почти 225 долл.), то есть 31.5 лир (9 долл.) за тонну. В то же время плата паромной переправы загруженного 25-тонного грузовика составляет 450-500 лир, то есть 18-20 лир (5-5.7долл.) за тонну. Поэтому нужно срочно построить железную дорогу на севере озера Ван до 2023 г. (100-летие основания республики)»[xiv].

Шемсеттин Бозкурт в свою очередь заявил о необходимости построить 690 километровую железную дорогу от Вана до Трабзона (Черное море). Кроме того, он считает нужным построить скоростные железные дороги от озера Ван до озера Урмия (Иран) и от КПП Гюрбулака до других районов Турции[xv].

Итак, турецко-иранские экономические отношения сильно пострадали в последние годы в основном из-за международной санкций против Ирана. Например, в 2011г. Турция импортировала из Ирана 51% нефти (1-е место), в 2012 г. 39% нефти (1-е место), но в 2013 г. эта цифра уменьшена до 28% нефти. Таким образом, Иран оказался на втором месте среди крупнейших поставщиков нефти, а на первом месте оказался Ирак — 32%[xvi].

Многое будет зависеть от политических отношений двух стран. Здесь есть и фактор РПК, которая не раз взрывала газопровод Иран-Турция, нападала на грузовики и автобусы. Кроме того, действия РПК являются препятствием для транзита иранского газа через Турцию в Европу. Поэтому Турция хочет построить многокилометровую стену возле границ Ирана. И наконец, Трансанатолийский газопровод (TANAP) будет сдан в эксплуатацию в середине 201 8г., и таким образом Турция получит из Азербайджана дополнительно 6 млрд куб. м газа (сейчас Турция ежегодно импортирует из Азербайджана 6.6 млрд куб. м газа). После этого Азербайджан станет вторым крупнейшим поставщиком газа Турции (12.6 млрд куб. м газ). Сейчас вторым крупнейшим поставщиком газа Турции является Иран, который ежегодно поставляет в Турцию 9-10 млрд куб. м газа. Таким образом, импорт Турции из Ирана в основном приходится на нефть и газ, что осложняет резкое увеличение товарооборота между двумя странами.

[i] Турецко-иранский форум вновь отложен, Haberler.com, 27.12.2016

[ii] Сирийские протесты переместились к посольству Ирана, News Turk, 15.12.2016

[iii] İran ve ABD Türkiye’deki elçiliklerini geçici olarak kapattı, T24, 20.12.2016

[iv] Иран запретил своим спортсменам посещать Турцию, News Turk, 21.12.2016

[v] 3. Türkiye-İran Forumu Van’da gerçekleştirilecek, Milliyet, 19.04.2017

[vi] «30-50 milyar dolar ticaret hacmi için fırsatlar» ana temalı 3. Тürkiye-Iran Forumu başladı, van.gov.tr, 25.04.2017

[vii] İran, Türkiye sınır kapısını kapattı, Posta, 12.08.2015

[viii] İran´dan Türkiye´ye PKK notası, Sözcü, 21.08.2015

[ix] Türkiye İran Forumu Başladı, Vanekspres, 26.04.2017

[x] Türkiye İstatistik Kurumu, Dış Ticaret İstatistikleri, TÜİK

[xi] Габриелян Айк, О турецко-иранской конкуренции на Ближнем Востоке, Фонд Нораванк, 01.06.2015

[xii] 3. Türkiye-İran Forumu, Haber 7, 25.04.2017

[xiii] Иран призвал своих граждан воздержаться от поездок в Турцию, Rusarminfo.ru, 14.03.2017

[xiv] Irak: Van-Tatvan Kara Demiryolu İle Bağlanmalı, Şehrivan Gazetesi, 03.05.2017

[xv]Vana Kuzey Demiryolu Şart, Ray Haber, 08.03.2017

[xvi] Petrol’ü Irak’tangazı Rusya’dan alıyoruz, Hürriyet, 28.07.2014

52.28MB | MySQL:103 | 0,472sec