О выставке вооружений IDEF 2017 в Стамбуле. Часть 2

В ходе ежегодной международной выставки вооружений и военной техники IDEF 2017, проходящей в Стамбуле турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI)  и британская BAE Systems подписали соглашение о совместной разработке турецкого малозаметного истребителя нового поколения под обозначением TFX. К настоящему моменту турецкие самолетостроители предложили три концептуальных модели, две из которых однодвигательные и одна двухдвигательная модификация.

Разница между первой и второй модификациями состоит в том, что у второго варианта истребителя в передней части фюзеляжа установлены дополнительные крыльевые поверхности, которые повышают маневренность тяжелого самолета, как это сделано на российских истребителях марки «Су» или на европейских «Ефрофайтер Тайфун». По условиям соглашения каждая из сторон инвестирует в проект истребителя TFX по 100 млн фунтов стерлингов. Некоторые западные специалисты полагают, что для реализации подобного проекта необходимо около 70 млрд долл. США, поскольку турецкие специалисты не обладают технологическими решениями для создания национального истребителя нового поколения с малой радиолокационной заметностью.

К отсутствующим элементам, необходимым при реализации проекта TFX в номенклатуре оборонно-промышленного комплекса Турции следует отнести:

– двухконтурный турбореактивный двигатель, позволяющий выполнять  полет на сверхзвуковой скорости без перехода на форсажный режим;

– бортовая радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР);

– летные шлемы «дополненной реальности»;

– композитные и лакокрасочные материалы, снижающие тепловую и радиолокационную заметность самолета;

Вполне вероятно, что при конструировании собственного малозаметного истребителя турецкие конструкторы пойдут по пути американских партнеров, которые при создании новых боевых машин используют отдельные проверенные узлы от других более традиционных самолетов. Очевидно, что подобным объектом заимствования технологий станет проверенный временем одноместный истребитель F-16, который на протяжении 30 с лишним лет составляет основу ВВС Турции.

С целью решения вопроса по силовой установке истребителя TFX турецкая компания Kale Group и британская Rolls-Royce в ходе выставки 9 мая 2017 г. подписали соглашение о создании совместного предприятия под названием TAEC Aircraft Engine Industry Corporation, основной целью которого является создание нового двигателя на базе проверенного EJ200. Следует отметить, что указанные двигатели обладают суммарным ресурсом 6000 часов и позволяют истребителям ВВС стран-членов НАТО выполнять задачи по борьбе с международными террористическими и исламистскими организациями в Ливии. Всего корпорация BAE Systems поставила около 1100 двигателей EJ200.

В отношении создания оптико-электронных систем, оборудования кабины пилота, ракетно-бомбового вооружения для истребителя TFX  представляется возможным утверждать, что квалификации инженеров и конструкторов компании ASELSAN и научно-исследовательского института TÜBİTAK-SAGE вполне достаточно. Следует отметить, что турецкие специалисты установили контакты с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Республики Корея и Пакистана.

По данным китайских источников, турецкие специалисты получат  образцы РЛС с АФАР KLJ-7A с авиастроительного предприятия Пакистана «Камра», на котором проводится сборка истребителей JF-17 китайско-пакистанской разработки. Данная информация подтверждается информацией от начальника Главного штаба ВВС Пакистана – маршала авиации Сухаила Амана, который в интервью местным СМИ сообщил, что официальный Исламабад прорабатывает несколько вариантов создания собственного истребителя пятого поколения и в рамках данного проекта пакистанские военные готовы к сотрудничеству с несколькими странами.

Кроме того, по словам министра оборонной промышленности Пакистана Рана Танвира, турецкая сторона в инициативном порядке обратилась к Исламабаду с предложением об участии в проекте TFX. Второй вариант получения современных технологических решений для турецких конструкторов это финансирование ВВС Пакистана на приобретение небольшой партии легких двухмоторных истребителей FC-31 китайского производства, которые созданы с учетом жестких требований к радиолокационной заметности.

Следует отметить, что подобные шаги Анкары и Исламабада могут вызвать неоднозначную реакцию у китайских конструкторов, которые не готовы делиться как собственными наработками, так и освоенными иностранными технологиями.

В качестве примера использования китайских технологий для создания собственного экспортного продукта представляется возможным привести реактивные системы залпового огня  (РСЗО) Т-107, Т-122 и ТR-300 производства турецкой компании Roketsan, новейшие модификации которых также были представлены на выставке IDEF  2017

Первая модель РСЗО первоначально выпускалась в КНР под обозначением «Тип-63» и на протяжении последних 30 с лишним лет стоит на вооружении горно-стрелковых подразделений СВ и подразделений ВДВ ВВС НОАК. По информации западных источников, офицеры ВС США  называют эти компактные и мобильные РСЗО, а также РПГ-7 и автоматы АК-47 «три зла», тогда как в учебных пособиях по тактике НОАК, КНА и СВ ВС СРВ эти три образца вооружения получили почетное наименование «три драгоценности партизанской войны».

В период внедрения модульного принципа в вооружение и военную технику конструкторы Roketsan создали РСЗО Т-107 второго поколения, а именно 12 направляющих для реактивных выстрелов заключены в квадратный корпус, который установлен на специальную поворотную станину и оснащен петлями для установки/снятия с мобильного носителя. В качестве платформы Roketsan предлагает использовать автомобили типа HMMWV с двумя пусковыми (ПУ) установками по 12 выстрелов или более тяжелые грузовые шасси с тремя ПУ по 20 выстрелов.

В отношении турецкой РСЗО Т-122, которая создана на основе китайской системы «Тип-81»  (экспортный вариант имеет обозначение WS-22) следует отметить, что от прототипа она отличается шасси (использовано немецкое MAN), что позволило разместить дополнительную кабину для расчета, а также мощный кран-манипулятор для ускорения процесса перезарядки. Благодаря указанным модификациям турецкая РСЗО пользуется большим спросом на международном рынке вооружений, чем продукция ОПК КНР.

Китайские специалисты обратили внимание на новинку выставки IDEF 2017 — тактическую ракетную систему (ТРС) «Хан 610», которую представила компания Roketsan. По информации китайских источников, турецкие специалисты при разработке данной ТРС использовали наработки, полученные при копировании китайской РСЗО WS-1 (калибр 300 мм). Фактически «Хан 610» это оперативно-тактическая ракета. оснащенная с твердотопливным двигателем. Стартовый вес ракеты составляет 2500 кг, вес боевой части 470 кг, диаметр корпуса ракеты 610 мм. Дальность пуска превышает 280 км. В качестве платформы для ПУ использовано грузовое шасси повышенной проходимости с колесной формулой 8х8.

Следует отметить, что кроме замены шасси с большей проходимостью, увеличения размеров кабин для расчетов РСЗО, установки кранов-манипуляторов и размещения дополнительного боекомплекта вместе с ПУ турецкие специалисты модернизируют головные части наведения боеприпасов за счет установки более эффективных взрывателей, которые изначально адаптированы под определенный тип цели (корабль, строение, и т.д.). Благодаря установке современных двухканальных систем наведения турецким конструкторам удается снижать коэффициент вероятного отклонения до 25 м для боеприпасов калибров от 122 до 300 мм.

В этой связи китайским специалистам приходится разрабатывать новые технологические решения, которые повысят привлекательность их продукции на мировом рынке. Фактически турецкий ОПК  уже навязывает китайским оружейникам свои условия в борьбе за пакистанские контракты, при условии, что официальный Исламабад это «железный друг» Пекина. С учетом вышесказанного в ближайшие два-три года представляется возможным наблюдать серьезную конкурентную борьбу между ОПК КНР и Турции.

52.24MB | MySQL:103 | 0,493sec