Комментарии сторон относительно решения США о поставке тяжелых вооружений ОНС

Новость о том, что президент США Дональд Трамп утвердил решение о поставке США тяжелых вооружений курдским Отрядам народной самообороны (ОНС), вне всякого сомнения, стала новостью №1 текущего дня. Что характерно, это произошло на излёте подготовки официального визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана прибывшей в американскую столицу «облётной» группой. Напомним, что визит состоится буквально через несколько дней – 16 мая и, строго говоря, само по себе подобное решение является поводом для «разворота самолёта над Атлантическим океаном», к чему, собственно, сразу призвала главная оппозиционная Народно-республиканская партия.

Президент Р.Т.Эрдоган, возвращающийся из поездки в Кувейт, отреагировал, во всяком случае перед турецкими СМИ, в непривычной для себя сдержанной манере, выразив надежду на то, что эта «ошибка будет срочно исправлена» и указал на то, что он воспользуется возможностью напрямую выразить свою обеспокоенность президенту Д.Трампу. Кроме того, этот же вопрос «принимаемых решений» (США по поставкам вооружений ОНС) будет внесен на повестку дня «мини-саммита» НАТО, который состоится в Брюсселе 25 мая.

Впрочем, другие официальные турецкие лица были несколько менее сдержанны в своих оценках.

Премьер-министр Бинали Йылдырым дал свою оценку: «Для нас неприемлемыми являются действия, направленные на прямую или косвенную помощь РПК. США и Турция являются двумя важными партнёрами по НАТО. Следовательно, я не думаю, что между нашими стратегическими отношениями и террористической организацией США склонится в пользу последней. Мы думаем, что у США есть ещё возможность на высшем уровне принять во внимание турецкую чувствительность в вопросе РПК».

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу указал, что «ОНС и РПК – обе являются террористическими организациями, между которыми нет разницы. Что отличается – лишь их названия, и каждая единица оружия, попадающая к ним, в руки является угрозой, направленной против Турции». И продолжая свою мысль указал, что «Особенно, в ходе операции в Ракке требуется разделить части ОНС и части арабские, находящиеся в составе Сил демократической Сирии. Есть целесообразность в том, чтобы в Ракку вошли арабские силы».

Министр обороны Фикри Ышик отметил, что «Передача ПДС / ОНС тяжелых вооружений сама по себе является кризисом. От этого ни регион ни США не извлекут для себя пользы. А результаты (принятого Трампом решения-авт.) окажут влияние не только на регион и Турцию. Результаты повлияют на весь мир, начиная с самих США». И, развивая свою мысль: «У Турции нет силы в одиночку изменить игру, но есть сила для отстаивания своих интересов. Пусть никто не ждет, что Турция окажет поддержку операции в которой принимают участия элементы, подобные ОНС / ПДС».

Довольно интересной оказалась «реакция на реакцию», то есть высказывания официальных лиц США после того как Анкара выразила свое резкое неудовольствие.

Как цитируют турецкие СМИ, министр обороны Дж.Мэттис выступил с заверениями в том, что американская сторона будет работать над устранением  турецкой обеспокоенности. Американская пресса поспешила опубликовать материалы, в которых сообщалось, что «после операции оружие будет взято назад», правда, незамедлительно опровергнутые Пентагоном.

Впрочем, спикер Пентагона Д.Уайт отметил, что присутствие курдов в Ракке в долгосрочной перспективе не предвидится и  подтвердил обязательства  США по «защите Турции». Также Д.Уайт указал на то, что поставляемое ОНС «оборудование» будет «ограниченным, исходящим из миссии и из поставленных целей». При этом Д.Уайт не указал, какое оружие будет конкретно поставляться и здесь турецкие СМИ, опираясь на слова пресс-секретаря Международной коалиции против террористической организации ИГ Джона Дориана и материалы информационного агентства «Спутник» делает заключение по следующим позициям: стрелковое и противотанковое оружие, ракеты с тепловыми головками наведения, тяжелое автоматическое оружие и танк ( указанно именно так, в единственном числе).

Разумеется, прозвучала реакция и со стороны ПДС, которая устами своего сопредседателям Салиха Муслима назвала принятое решение ожидаемым и, более того, естественным. Спикер ОНС Редур Халили и вовсе охарактеризовал принятое решение в качестве «исторического»: «Начиная с настоящего времени, после принятого решения, ОНС в стремительной борьбе с терроризмом будет играть более сильную, более эффективную и более решительную роль». Ильхам Ахмед из политического офиса «Сил демократической Сирии» ( СДС) указал на то, что у принятого решения есть «политическое значение» и что таким образом оказались «легализованы» СДС и ОНС.

Очевидно, что все ближайшие дни и вплоть до визита турецкого президента в США, вопрос поставок тяжелых вооружений ОНС будет в фокусе пристального внимания и комментариев турецких обозревателей. При отсутствии сколь-нибудь вероятной перспективы по пересмотру США своего решения, проправительственные СМИ будут говорить о «двуличности» и «предательстве» со стороны американцев, подстёгивая внутри страны националистические чувства. Ну, а оппозиция, в очередной раз, станет указывать (строго говоря, она и не перестает этого делать) на то, что сложившаяся ситуация явилась следствием изначально ошибочной и авантюрной политики турецкого руководства в Сирии.

52.33MB | MySQL:103 | 0,567sec