Ситуация в Ливии: апрель 2017 г.

2 апреля в Риме мирное соглашение подписали ливийские племена тубу и ауляд сулейман. Это соглашение было достигнуто при посредничестве Италии. Для подготовки документа из 12 пунктов потребовалось 72 часа переговоров. Основное содержание соглашения связано с условиями формирования совместных формирований, которым будет поручен контроль за южной границей Ливии протяженностью 5 тысяч км. Италия при этом преследовала свои цели, главная из которых — сдержать поток незаконной миграции из африканских стран через территорию Ливии.

В феврале Италия подписала соглашение с Триполи о совместной борьбе с незаконной миграцией, однако царящий хаос в Ливии препятствует его реализации.

5 апреля силы Ливийской национальной армии (ЛНА), которой командует маршал Халифа Хафтар, атаковали при поддержке авиации авиационную базу Таменхант близ г. Себха (600 км к югу от Триполи), откуда месяцем ранее формирования «Бригад обороны Бенгази» (БОБ) повели наступление на терминалы «нефтяного полумесяца» на востоке страны, контролировавшиеся восточным «правительством» Ливии. Операция ЛНА получила условное наименование «Дввижущийся песок».

Сразу свое истинное лицо показало сидящее в Триполи и признанное западными странами правительство национального согласия (ПНС), осудившее «вражескую атаку», хотя ранее ПНС всячески отвергало свою связь с БОБ, в которых заглавные роли играют исламисты, а также мисуратские бригады бывших повстанцев. Как заявили представители ПНС, формированиям, контролирующим базу, отдан приказ «отбить новую атаку» в рамках операции под названием «Обещанная надежда». Отныне они стали называться «3-я сила».

Силами ЛНА в Феццане командует генерал Мухаммед бен Найел, про которого известно, что он служил в ливийской армии при М.Каддафи. Выходец из племени мегри, союзного племени каддафа, находился при лидере ливийской революции до его гибели. В 80 — 90-е годы прошлого столетия обвинялся в расправах над оппонентами М.Каддафи, его имя называлось также в связи с «делом Локерби». В апреле 2015 года он попал в  плен к Мисуратским бригадам, но в 2016 году оказался на свободе в результате обмена пленными.

По состоянию на 14 апреля бои за базу Таменхант продолжались. Про нее известно, что это — самая большая база на юге Ливии. Площадь ее территории — 15 кв. км. Считается, что тот, кто контролирует эту базу, контролирует весь Феццан. Это прекрасно понимают и ПНС, и Тобрук, что объясняет ожесточенность боев за базу. Однако, по оценкам аналитиков, у Х.Хафтара не хватает сил на юге страны, чтобы овладеть базой.

16 апреля глава ПНС направил письма Европейскому союзу, ООН и Лиге арабских государств, в которых призвал к «срочному вмешательству» мирового сообщества с тем, чтобы прекратить боевые действия в Феццане, чреватые, по его оценке, «гражданской войной». При этом не уточнялось, о каком «вмешательстве» идет речь.

В любом случае тут же в очередной раз подтвердились заглавные роли Алжира и России в современных ливийских делах. В Ливии побывал алжирский министр по делам Магриба, Африканского союза и ЛАГ Абделькадер Мессахель. Там он, в частности, провел переговоры с Х.Халифой, представителями Зинтанских бригад. В Москве примерно в это же время побывала делегация Мисуратских бригад, фактически – «3-й силы», в которой заглавные роли играют исламисты. Они впервые побывали в Москве, где, по имеющимся данным, их приняли в МИД и Минобороны.

Напомним, что ранее в Москве дважды побывал Х.Хафтар, один раз — Ф. Сарадж.

Заявленная цель участия Алжира и России в ливийских делах — содействие развитию инклюзивного диалога в Ливии при том, что очевидно — Х.Хафтар является для Москвы естественным союзником.

7 апреля в Тунисе состоялась встреча между премьер-министром Франции Бернаром Казневом и главой ПНС Ф.Сараджем. В ходе встречи Париж призвал стороны внутриливийского конфликта найти новые шаги с тем, чтобы выйти на политическое урегулирование существующих проблем. По итогам встречи было в очередной раз заявлено, что Париж поддерживает ПНС, несмотря на то, что Триполи к тому времени уже показал свое истинное лицо. В любом случае Б.Казнев отдал должное силам ПНС, которые ранее выбили боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) из Сирта.

9 апреля ПНС объявило войну «контрабанде углеводородов», читай — восточному «правительству» страны. Здесь также подразумевались торговцы с внутреннего рынка, поскольку в Ливии даже в современных условиях бензин стоит дешевле, чем питьевая вода, что позволяет торговцам контрабандно поставлять его в соседние страны — Тунис, Нигер, Чад и Судан, а также через Мальту в страны Европы.

«Операция «Средиземноморский шторм», начатая по распоряжению ПНС, завершится только тогда, когда будут достигнуты ее цели, а участвующие в незаконной торговле углеводородами преступники предстанут перед правосудием», — заявил глава «Кризисного комитета по топливу и газу» Милад аль-Хеджриси. В первый же день операции были остановлены для досмотра десятки судов.

29 апреля стало известно, что в районе Зуары (160 км к западу от Триполи) ливийские власти задержали по обвинению в незаконной перевозке ливийской нефти два иностранных танкера. Из экипажи были переправлены в Триполи. Танкер «Рута» шел под украинским флагом. На его борту был экипаж из 14 украинцев. Танкер «Старк» шел под флагом Конго. Их задержание произошло после 3-часовой перестрелки между бойцами береговой охраны и охранниками танкеров, которые действовали на быстроходных катерах. В момент задержания танкер «Рута» водоизмещением 3 тысячи тонн уже получил свой груз, «Старк» находился на погрузке.

9 апреля была приостановлена добыча нефти на нефтепромысле в Аш-Шараре из-за блокирования работы нефтепроввода, по которому нефть транспортировалась на НПЗ и в порт Завия (50 км к западу от Триполи). Некие протестующие, чьи требования были неизвестны, блокировали работу нефтепровода. Ранее, в марте, работа этого нефтепромысла также приостанавливалась на несколько дней из-за его блокады протестующими. На промысле в Аш-Шараре добывается свыше 200 тысяч баррелей нефти в день, что составляет более четверти от общего объема современной добычи нефти в Ливии. При режиме М.Каддафи объем добычи нефти в Ливии составлял 1,6 млн баррелей в день.

Промысел в Аш-Шараре возобновил работу лишь 27 апреля после того, как было достигнуто соглашение с «блокираторами».

11 апреля глава ПНЕ Ф. Сарадж в интервью германской газете «Бильд» обвинил Европейский союз в нежелании выполнить его обещание помочь Ливии справиться с потоком незаконной миграции через ее территорию. «К сожалению, Европа не помогла нам. Ее обещания повисли в воздухе», — утверждал он. «Мы до сих пор не получили ответов на наши заявки. Если ситуация не изменится, результатом станет увеличение потокаа беженцев», — предупредил он. Одновременно глава ПНС утверждал, что «мировое сообщество должно делать больше для того, чтобы помочь стабилизировать ситуацию в стране».

Согласно данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, за первые три месяца 2017 года только в Италию прибыли из Ливии свыше 24 тысяч мигрантов. В 2016 году этот показатель составлял 18 тысяч человек. Согласно оценкам, в настоящее время на территории Ливии находятся до 1 млн африканцев, стремящихся перебраться в Европу.

27 апреля Ф.Сараджу ответила глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини, согласно которой ЕС намерен «в ближайшие месяцы» изучить потребности Службы береговой охраны Ливии в оборудовании и технике с тем, чтобы она могла лучше бороться с незаконной миграцией. По ее словам, речь идет о невоенном снаряжении. В частности, Италия может поставить Ливии патрульные катера, которые в свое время заказал режим М.Каддафи, и которые из-за эмбарго на поставки оружия застряли в итальянских портах.

Что касается запроса ПНС, то он представляется малореалистичным. Триполи требует предоставить ему ни больше, ни меньше как 130 катеров и кораблей различных классов, в том числе некоторые с оружием и длиной свыше 100 метров, а также радары, средства связи, бронежилеты и медицинское оборудование. По европейским оценкам, для контроля береговой полосы протяженностью 300 км в районах Сабраты и Зуары, откуда стартует большинство мигрантов в Европу, требуется около 25 кораблей и катеров. К тому же в любом случае Ливия не располагает техническим персоналом, способным эксплуатировать и обслуживать эту технику в  случае ее поставки.

13 апреля американское казначейство объявило о введении персональных санкций против двух ливийцев и одного алжирца, связанных с их действиями в поддержку «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Ливии. Речь идет о ливийце Али Ахмиде ас-Сафрани, считающемся одним из руководителей ливийской ветви ИГ, его соотечественнике Абд аль-Хади Заркуне, возглавлявшем формирования ИГ в Сирте, а также об алжирце Хамме Хамани, обвиненном в поставках оружия в Ливию и из нее.

К завершению апреля никаких известий не было о ходе и возможном исходе боев за авиабазу Таменхант. Однако в любом случае было очевидно, что ряд стран предпринимает усилия для того, чтобы прекратить боевые действия и посадить представителей Триполи и Тобрука за стол переговоров.

62.91MB | MySQL:105 | 0,677sec