Вооруженные силы Сирии и Израиля: военно-технические аспекты

Визит президента Сирии Башара Асада в Москву в январе с. г. вызвал широкую и порой острую полемику в ряде отечественных и зарубежных (в первую очередь израильских) СМИ по вопросу о том, нарушат ли возможные поставки российского оружия Дамаску соотношение сил на Ближнем Востоке и представят ли они серьезную угрозу безопасности Израиля.

Для того чтобы с большей объективностью ответить на эти вопросы, кратко рассмотрим современное состояние вооруженных сил САР и Израиля и ближайшие перспективы их развития.

В количественном отношении вооруженные силы Сирии выглядят довольно внушительно: 319 тыс. человек личного состава 12 дивизий, в том числе 7 танковых, 26 ПУ оперативно-тактических (ОТР) и 36 ПУ тактических (ТР) ракет, 4500 танков, 478 боевых самолетов, 61 боевой вертолет, 680 ПУ ЗУР, 28 боевых кораблей и катеров.

Вооруженные силы Израиля (Армия обороны Израиля – АОИ) насчитывают 167,6 тыс. человек личного состава, имеют 9 дивизий, в том числе 5 бронетанковых. На вооружении АОИ состоят до 100 ПУ ОТР «Иерихон-1» и баллистических ракет средней дальности «Иерихон-2», 3950 танка, 583 боевых самолета, 95 боевых вертолета, 22 батареи ЗУР, 56 боевых кораблей и катеров.

Сухопутные войска. Большинство сирийских ОТР и ТР поступили на вооружение в 1970 – 1980-е годы. В связи с этим зарубежные эксперты выражают сомнения в надлежащей технической готовности ракетного арсенала ВС САР. Израильские же ракетные комплексы обладают значительно более высокой точностью стрельбы и более мощными боевыми зарядами. Не исключено, что некоторые «Иерихоны» имеют ядерные боевые части.

Танковый парк ВС Сирии представлен в основном устаревшими машинами Т-55 и Т-62 (3000 ед.), а 1500 более современных Т-72 большей частью произведены в конце 1970-х — начале 1980-х годов и не прошли модернизации. У израильтян основу танкового парка составляют танки «Меркава» (1790 ед.), которые постепенно заменяют устаревшую технику – танки М48А5, М60А1/А3 и трофейные Т-55 и Т-62. Да, в войне 1982 года сирийские Т-72 в общем успешно воевали с израильскими «Меркавами Mk1», но с тех пор этот танк был неоднократно модернизирован (Mk2, Mk3, Mk4), что позволило существенно повысить его боевые возможности. У сирийцев же пока нет перспектив обновления или серьезной модернизации танкового парка.

Сирийская артиллерия на 80% представлена устаревшими орудиями и минометами, к тому же в войсках мало самоходных артиллерийских систем. Отсутствуют современные системы управления огнем и артиллерийской разведки. У Израиля же из 1336 артиллерийских орудий 960 самоходных плюс новейшие системы управления огнем, разведки, более мощные боеприпасы.

Основу противотанковых средств ВС САР составляют старые комплексы «Малютка», «Милан» и «Фагот». Они были хороши в войнах 1973 и 1982 годов, но сегодня уже не в состоянии успешно противостоять израильским танкам. Поступление на вооружение в конце 1990-х годов современных российских ПТРК «Корнет» и «Метис» повысило противотанковые возможности сирийских сухопутных войск, но в целом ситуация в этом виде вооружений остается тяжелой. Израильские сухопутные войска в основном оснащены более современными ПТРК типа «Дракон» и ТОУ.

Войсковая ПВО Сирии имеет на вооружении главным образом ЗРК, ПЗРК и зенитные орудия устаревших типов, что, несмотря на их общее большое количество, не позволяет надежно прикрывать части сухопутных войск от нападения воздушного противника. У Израиля войсковая ПВО имеет на вооружении 1000 старых ПЗРК «Редай» и всего 250 современных ПЗРК «Стингер», а также 48 маловысотных ЗРК «Чапарэлл». Но эта слабость войсковой ПВО перекрывается гарантированным превосходством в воздухе ВВС АОИ.

Подготовка личного состава, соединений и частей сухопутных войск ВС САР не отличается высоким качеством. По оценкам зарубежных экспертов, многие тактические учения проводятся не динамично, мало совместных учений с участием различных родов войск и видов вооруженных сил. Слабо подготовлены и оснащены техникой резервные соединения и части. Система призыва по мобилизации личного состава запаса организована хорошо, однако в войсках (по опыту войны 1982 г.) не могут надлежащим образом использовать приписной состав. Недостаточно развита войсковая ремонтная база, не хватает запасных частей. Не очень высоким остается уровень технического обслуживания вооружения и военной техники.

Боевая подготовка сухопутных войск Израиля отличается высокой интенсивностью и продуманностью проводимых мероприятий. В целом уровень подготовки израильского солдата и офицера значительно выше, чем в армии САР. Мобилизационная подготовка страны и вооруженных сил поддерживается в высокой степени готовности. Грамотно и своевременно проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту боевой и вспомогательной техники.

Военно-воздушные силы и войска ПВО. На вооружении ВВС САР состоят в основном устаревшие типы самолетов и вертолетов, полученные в 1970 – 1980-х годах и имеющие ограниченные возможности боевого применения. К настоящему моменту они в значительной степени выработали установленные сроки эксплуатации, физически и морально устарели, их технические и тактические возможности не отвечают современным требованиям войны в воздухе. В первую очередь, это относится к наиболее многочисленному типу истребителей МиГ-21. Но даже наиболее современные типы самолетов — истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24 (всего по 20 единиц каждого типа) — нуждаются в доработках. Командование испытывает трудности в ремонте и техническом обслуживании авиационной техники. Ощущается острая нехватка запасных частей. Слабым местом военной авиации остается воздушная разведка. ВВС САР располагают лишь небольшим числом беспилотных самолетов-разведчиков.

Ударная мощь сирийской боевой авиации недостаточно велика, чтобы оказывать надлежащую поддержку действиям сухопутных войск и ВМС, наносить эффективные удары по целям в глубине территории противника. Недостаточно четко отработано взаимодействие между ВВС и другими видами вооруженных сил, между истребительной авиацией и наземными средствами ПВО. Тактика и вооружение боевых вертолетов не менялись с 1980-х годов.

Электронное оборудование, наземные и бортовые средства РЭБ устарели и не в состоянии эффективно противодействовать израильским. В ВВС САР отсутствуют самолеты ДРЛО, управления и РЭБ, имеющиеся у израильтян. Все это делает весьма проблематичной возможность преодоления сирийскими самолетами системы ПВО Израиля, ведения воздушных боев, в том числе и над своей территорией.

Таким образом, парк авиатехники сирийских ВВС нуждается в серьезной модернизации либо замене имеющихся самолетов и вертолетов на более современные образцы. Вместе с тем публикующиеся в западных средствах массовой информации сообщения о поставках из России в 1990-е годы истребителей МиГ-29 и Су-27 не соответствуют действительности, а на сегодняшний день перспективы обновления самолетного и вертолетного парка ВВС САР весьма туманны.

Недостаточно высоким остается уровень подготовки летного и инженерно-технического состава. Ощущается нехватка тренажеров и другого современного учебного оборудования. Значительные трудности имеются в деле ремонта и технического обслуживания авиационной техники. ВВС испытывают острую нехватку запасных частей. Все это негативно сказывается на качестве подготовки летного состава. По информации из иностранных источников, средний годовой налет сирийских летчиков составляет всего около 30 часов.

Основу самолетного парка боевой авиации Израиля составляют современные самолеты F-15 и F-16 различных модификаций, которые по своим тактическим и техническим параметрам значительно превосходят сирийские самолеты. Костяк парка боевых вертолетов представлен американскими АН-64 «Апач». Израильские беспилотные самолеты-разведчики по праву считаются одними из лучших в мире.

На высоком уровне поддерживается подготовка летного состава ВВС АОИ. Для этих целей израильтяне обладают необходимой современной учебно-материальной базой. Средний годовой налет израильского летчика составляет 180 часов. Национальная авиационная промышленность позволяет проводить работы по модернизации и ремонту самолетов всех типов. В настоящее время осуществляется поставка из США новой партии истребителей F-16I (102 машины).

В целом, на сегодняшний день ВВС Израиля в состоянии успешно решать задачи прикрытия страны и войск от ударов авиации противника, оказывать эффективную поддержку сухопутным войскам и ВМС, а главное — наносить мощные удары по военным, экономическим и административным объектам в глубине территории вероятных противников.

На вооружении частей ПВО САР состоят преимущественно устаревшие зенитные ракетные комплексы С-75, С-125, С-200, «Квадрат» (на последних проведены частичные модернизационные работы) и РЛС. Средства управления, разведки и наведения частей противовоздушной обороны также устарели. ЗРК и радиотехнические средства не обладают достаточно надежной помехозащищенностью. Большинство зенитных ракетных комплексов являются стационарными, что делает их легко уязвимыми при поражении противником. Имеются проблемы с подготовкой личного состава. Собственные возможности по модернизации сил и средств ПВО очень ограничены. По оценкам американских экспертов, модернизация системы противовоздушной обороны САР с заменой большей части ЗРК, РЛС и систем управления может занять (в случае поставки из-за рубежа необходимого количества новой техники) от трех до пяти лет.

Таким образом, современное состояние сил ПВО Сирии, несмотря на их многочисленность, не позволяет им успешно противостоять израильской авиации, особенно ее массированному применению. Пытаясь ослабить израильское превосходство в воздухе, военно-политическое руководство САР стремится в первую очередь получить на вооружение сил ПВО технику, способную эффективно бороться с современными средствами воздушного нападения различных типов.

Силы ПВО Израиля по численности уступают сирийским, однако по качественным параметрам существенно их превосходят. В первую очередь, это относится к средствам ПРО, которые у Сирии отсутствуют.

Военно-морские силы. Корабли и катера сирийских ВМС физически изношены и морально устарели, требуют ремонта или замены на новые. Это существенным образом ограничивает боевые возможности национального флота, не позволяет ему эффективно решать поставленные задачи и надежно защищать морские рубежи страны.

ВМС Израиля представляют собой мощную ударную силу, способную не только вести успешную борьбу с флотами вероятных противников, но и оказывать действенную поддержку сухопутным войскам на приморском направлении. По качественным параметрам корабли и катера ВМС АОИ значительно превосходят сирийский флот.

Таким образом, Израиль на сегодняшний день имеет весьма существенное военное и технологическое преимущество над Сирией. АОИ превосходит ВС Сирии в первую очередь в военной авиации, системах управления войсками, радиоэлектронной борьбы, связи, разведки. Израильская армия более маневренна, парк ее вооружений и военной техники постоянно пополняется новыми современными образцами. Последовательно, хотя и не без трудностей, идет реализация программы модернизации национальных ВС «Армия-2010».

В то же время вооруженные силы САР переживают не лучшие времена: стареют и изнашиваются вооружение и военная техника, из-за финансовых трудностей сократилось число тактических учений и других учебно-боевых мероприятий. Отсутствие возможностей для крупных закупок современной боевой техники не позволяет осуществлять программы перевооружения вооруженных сил.

На сирийских генералов и офицеров очень большое впечатление произвели американские боевая техника и вооружение, продемонстрированные на практике в ходе войн против Ирака и Югославии. Сирийцы знают, что Израиль обладает многими из этих видов вооружений. В связи с этим сирийское командование раздражено отсутствием возможностей по переоснащению национальной армии современной боевой техникой.

Как видно из приведенного краткого анализа состояния вооруженных сил Сирии и Израиля, говорить о балансе (то есть равновесии) сил между этими странами нет никаких оснований. Более того, военный дисбаланс между ними имеет отчетливо выраженную тенденцию к увеличению в пользу Израиля. При таком положении вещей нет серьезных оснований для утверждения, что возможная продажа российского оружия Сирии (в том числе ОТР и ПЗРК) серьезно нарушит соотношение сил на Ближнем Востоке и представит значительную угрозу военной безопасности Израиля, тем более что речь не идет о масштабных поставках вооружения и военной техники с целью полного переоснащения армии САР. Да и отечественный ВПК, как думается, вряд ли справится с подобной задачей в течение короткого времени.

62.86MB | MySQL:102 | 0,549sec