О состоянии и ближайших перспективах армейской авиации Ирака

Ударные, разведывательные, многоцелевые и транспортные вертолеты

27 октября 1980 г. вертолеты армейской авиации Ирака нанесли ряд внезапных ударов на нескольких участках фронта, практически одновременно атаковав иранские части, застигнутые, по большей части, врасплох. Тот день обошелся Ирану в 27 уничтоженных танков, 7 грузовиков, 6 орудий, радиолокационную станцию, один командный пункт, четыре склада ГСМ, десятки различных автомобилей и пару сотен солдат убитыми и раненными. Все иракские вертолеты вернулись на свои аэродромы, а 27 октября с тех пор считается в Ираке «Днем вертолетов», или «Днем армейской авиации».

Собственно, как регулярная организованная сила, армейская авиация Ирака ведет свою историю с 1961 г., когда в страну из СССР были поставлены первые вертолеты Ми-4. Они поступили на вооружение 4-ой эскадрильи и прослужили до 1979 г.  В 1962 г. иракцы получили 8 вертолетов Ми-1, а также первые английские S -58 Westland Wesse», экспортной модификации Мк-52, 12 машин прибыли из Великобритании в 1964-1965 гг. Они использовались в основном для поисково-спасательных операций и были заменены к середине 1980-х гг. немецкими вертолетами «Бельков-Блом» ВК-117. В 1982 г. в Италии были закуплены 4 Сикорский S-6 Sea King в варианте ВИП, использовалось также несколько S-76.

Следует упомянуть и о приобретенных в 1985 году французских SA- 321 Super Frelon, 16 единиц которых сформировали 101-ю морскую вертолетную эскадрилью. Кроме них, в армейской авиации применялись в качестве противотанковых и легких разведывательно-связных французские вертолеты SA 342 Gazelle (22-я и 88-я эскадрильи) и SA 316 Alouette (30-я эскадрилья), все они достаточно активно и успешно использовались в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Кроме французских в армейской авиации Ирака имелось небольшое количество вертолётов немецкой и американской постройки, выполнявших задачи разведки, корректировки огня и разъездных штабных машин.

Настоящей и главной ударной силой армейской авиации Ирака стали советские Ми-25 (экспортная версия Ми-24), «колесница дьявола», как назвали ее иракские военные, а также транспортно-десантные Ми-8. 24-я эскадрилья получила советские вертолеты-гиганты, Ми-6, их было закуплено 16 единиц. Все они участвовали в войне с Ираном, в подавлении курдских восстаний и выступлений шиитов на юге страны, а также в ходе вторжения в Кувейт и последовавшей за тем первой войны («Буря в пустыне») в Заливе.

Высокие летно-технические качества советской авиационной техники во многом послужили причиной при последующем выборе иракскими военными основных ударных и многоцелевых вертолетов, которыми стали российские Ми-35, Ми-28 НЭ и Ми-171. Для Ми-28 и Ми-35 боевой дебют состоялся в иракском небе.

В настоящее время на вооружении армейской авиации Ирака находятся (по месту приписки к аэродрому основного базирования):

Авиабаза Эль-Кут:

28-я ударная эскадрилья – Ми -28 НЭ «Ночной охотник»;

84-я разведывательно-ударная эскадрилья – китайские БПЛА CH-4B;

Штаб армейской авиации;

Транспортная эскадрилья – Ми-171; (в стадии формирования).

 

Авиабаза «Ат-Такаддум (Хаббанийя):

16-я учебно-тренировочная эскадрилья (Колледж армейской авиации) – Ми-171;

22-я ударная эскадрилья – Bell 407;

200-я учебная эскадрилья (вертолеты Bell 206B, Bell 206B-3, AB-206 B-3, Bell 407GX);

300-я учебная эскадрилья – вертолеты OH-58C (Колледж армейской авиации);

500-я учебная эскадрилья – вертолеты UH-1H (Колледж армейской авиации);

 

Авиабаза «Аль-Рашид» (Багдад — Южный):

55-я ударная эскадрилья – вертолеты «Еврокоптер EC 635 T2»;

 

Авиабаза «Басра» (Аль-Вахда):

85-я транспортная эскадрилья – вертолеты Ми-17;

 

Авиабаза «Таджи» (Багдад – Северный):

2-я разведывательная эскадрилья – вертолеты UH-1H-II;

4-я эскадрилья – вертолеты Ми -17, Ми-171;

88-я учебно-боевая эскадрилья – вертолеты SA-342M;

15-я эскадрилья специального назначения – Ми-17В1, Ми-171, Ми-171 Ш;

21-я ударная эскадрилья – вертолеты Bell 407;

55-я ударная эскадрилья – вертолеты Еврокоптер EC-635 T2;

35-я ударная эскадрилья – вертолеты Ми-35М;

Подавляющее большинство боевых задач, возложенных на армейскую авиацию, выполняют экипажи вертолетов Ми-28 и Ми-35М, использующих весь спектр авиационных средств поражения и, зачастую, действующих круглосуточно. Российские машины заслужили уважение иракских летчиков, и стали своеобразным символом борьбы с террористами. Российские же Ми -17 и Ми -171 хорошо знакомы во всех уголках страны, особенно в пострадавших от войны западных и северных районах Ирака, где эти машины вывезли не одну сотню беженцев и доставили десятки тонн гуманитарных грузов, продовольствия и медикаментов.

Контракт на поставку боевых машин был подписан в 2012 г. и предусматривал поставку 43 вертолетов: 19 Ми-28 в различных версиях, включая Ми-28 НЭ и Ми-28УБ, и 34 Ми-35М.

Ми-17 и Ми-171 в армейской авиации насчитывалось 44 единицы.

Несколько машин, в том числе 3 Ми-35М, были потеряны в боевых действиях и в результате различных летных происшествий.

Вторыми по значимости и «коэффициенту оперативного напряжения» в армейской авиации Ирака являются многоцелевые вертолеты «Белл» производства США, в целом, на сегодня, по своему численному составу и возможностям армейская авиация Ирака является наиболее сбалансированным из всех видов войск, и основные усилия ее командования направлены на поддержание парка машин в летном состоянии и обеспечение их необходимыми запасными частями и средствами авиационного вооружения. По всей видимости, сложившаяся структура и технический парк армейской авиации не претерпят изменений в ближайшие 3-5 лет, а новые закупки, если и будут, то коснутся уже имеющихся и хорошо освоенных типов машин.

52.24MB | MySQL:103 | 0,610sec