Турецкая позиция на форуме «Один пояс – один путь»

Накануне в Пекине состоялось открытие международного форума «Один пояс – один путь», посвященного реализации китайской «мега-инициативы» — строительству так называемого «Нового Шёлкового пути». Надо ли говорить о том, что проект этот на протяжении целого ряда лет вызывает в Турции самое пристальное внимание, о чем немало было сказано в только что опубликованной на сайте ИБВ серии статей, посвященных современным турецко-китайским отношениям. Разумеется, одной из заметных фигур Форума стал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, у которого состоялась тройственная встреча с председателем КНР Си Цзиньпином и президентом РФ В. Путиными.

Рассмотрим основные тезисы, прозвучавшие с трибуны из уст турецкого лидера, подтвердившего заинтересованность страны в совместной работе по проекту с Китаем и с другими странами – участницами. При этом турецкий президент ссылался на протокол, подписанный Турцией и Китаем в ходе саммита G20 в Анталье, в ноябре 2015 года, указывая на то, что проект «Нового Шёлкового пути» представляет собой важный этап двустороннего турецко-китайского сотрудничества.

В частности, турецкий лидер заявил: «Проект «Нового Шёлкового пути» охватывает 60 стран, 40 млн кв. км и 4,5 млрд человек. Я верю в то, что эта инициатива в дальнейшем послужит миру и стабильности, являясь проектом, от которого выигрывают все. Эта инициатива будет способствовать искоренению терроризма. Мы, как Турция, готовы оказать ему всяческую поддержку». Президент Р.Т.Эрдоган указал на то, что тот рост уровня жизни, который будет обеспечиваться устойчивым развитием, будет общим успехом всех сторон проекта. При этом Турция является составной частью так называемого «среднего коридора», который через Анатолию должен соединить Европу с Грузией, Азербайджаном, через Каспийское море, с Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном и, наконец, с Китаем.

По словам турецкого лидера, успех проекта связан с облегчением условий торговли между странами находящимися на маршруте следования проекта, с переходом на сотрудничество в таможенной сфере, с исключением нетарифных барьеров и поощрением инвестиций. Также президент Р.Т.Эрдоган отметил, что использование наряду с фондом «Шёлкового пути» ещё и национальных фондов будет способствовать углублению финансовой интеграции между странами. Кроме того, была упомянута и атмосфера диалога, которая должна также возникнуть по мере строительства «Шёлкового пути».

Разумеется, не мог не сказать турецкий лидер про уникальность географического положения Турции, чьи торгово-экономические отношения с Азией и Европой – «быстро развиваются и углубляются».

В контексте темы Форума абсолютно логичным представляется упоминание президентом Р.Т.Эрдоганом собственных, турецких инфраструктурных проектов, включая ветку железнодорожного сообщения Баку – Тбилиси – Карс, чей ввод в эксплуатацию должен состояться в течение нескольких месяцев, завершая таким образом реализацию важной ветки «Шёлкового пути», а также проект скоростного железнодорожного сообщения «Восток – Запад», который должен связать между собой Карс и Эдирне и будет реализовываться при участии китайской стороны.

Упомянул также президент Р.Т.Эрдоган туннель под Босфором (проект «Мармарай»), третий мост через Босфор (которому присвоено имя султана Селима Грозного), третий аэропорт в Стамбуле, мост «Чанаккале 1915» (закладка состоялась в середине марта месяца этого года) и так далее. Также отметил президент строительство новых портов в черноморском Зонгулдаке, измирском Чандарлы и в средиземноморском Мерсине.

Президенту Р.Т.Эрдогану вторит, в частности, министр транспорта страны Ахмет Арслан, который, помимо всего прочего, отметил, что Турецкая Республика является важной частью «Шёлкового пути», будучи расположена на «перекрестке» развивающихся экономик, источников ресурсов, энергетических коридоров, центров торговли и крупных центров потребления. Объем инвестиций страны в свою инфраструктуру за 14-летний период, по словам министра, уже составил около 100 млрд долл. в автодороги, железные дороги, аэропорты, порты и прочие объекты транспортной инфраструктуры.

Понятно, что объекты транспортной инфраструктуры Турции, являющиеся предметом особой гордости турецких руководителей, находятся на трассе «Шёлкового пути» и по этому, формальному признаку, в принципе, могут считаться его составной частью (хотя де-факто в подавляющем большинстве случаев китайского участия, ни финансового, ни фактического, в них и нет).

Однако, настоящая проблема для турецкой стороны заключается в крайне неровном характере турецко-китайских отношений, отягощающим обстоятельством которых является уйгурский вопрос. И не вызывает сомнений, что эта проблема при нынешнем турецком внешнеполитическом курсе не имеет перспективы урегулирования. Что приводит к вполне логичному заключению, что желая максимально дистанцировать «Шёлковый путь» от неустойчивой политической конъюнктуры, китайская сторона будет всеми возможными силами минимизировать участие в проекте турецкой стороны, оставляя на повестке дня лишь те элементы, где турецкое участие представляется им неизбежным. Как было в вышеупомянутом случае скоростной железнодорожной ветки Эдирне – Карс. Кроме того, не стоит забывать про то, что имидж Турции, как страны – «моста между Востоком и Западом», в последние годы был сильно подорван турецкими ближневосточными демаршами. И это непременно окажет свое негативное влияние на турецкое участие в таком ответственном проекте как «Шёлковый путь».

52.27MB | MySQL:105 | 0,600sec