О турецко-кувейтских отношениях

9 мая 2017 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отбыл с официальным визитом в Кувейт. В поездке его сопровождали министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр экономики Нихат Зейбекчи, министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак и министр транспорта, судоходства и коммуникаций Ахмет Арслан. В администрации президента Турции подчеркнули, что визит Р.Т.Эрдогана будет способствовать еще большему углублению сотрудничества с Кувейтом[i]. Напомним, что Р.Т.Эрдоган до этого посещал Кувейт трижды (2005, 2011, 2015) в статусе премьера и президента Турции.

Р.Т.Эрдоган принял участие в церемонии закладки фундамента нового пассажирского терминала международного аэропорта Кувейта, тендер на строительство (4.34 млрд долларов) которого выиграла одна из частных турецких компаний (на первом этапе новый терминал будет обслуживать 13 млн пассажиров в год, а в будущем – до 25 млн пассажиров). Турция выступает за то, чтобы дружественные страны возглавляли лидеры, которые не нарушают прав соотечественников, а служат своему народу, сказал Р.Т.Эрдоган на церемонии. Президент Турции отметил, что стабильность в мире напрямую зависит от стабильности в регионе, где расположена Турция. «В то же время стабильность в регионе зависит от решительной позиции расположенных в нем стран. Сотрудничество Турции и Кувейта поможет решить проблемы и предотвратить новые трагические события», — сказал он и выразил убежденность в том, что воля Турции и Кувейта, базирующаяся на чувстве ответственности по отношению к событиям, происходящим вне их границ, подтолкнет к действиям и другие страны[ii].

В рамках визита Р.Т.Эрдоган встретился с эмиром Кувейта шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом в формате один на один и в расширенном составе. В ходе встречи стороны обсудили двусторонние отношения, а также региональные и международные процессы. Напомним, что Р.Т.Эрдоганза последние два года 4 раза встречался с эмиром Кувейта. В марте 2017 г. Р.Т.Эрдоган в Турции принял эмира Кувейта, и тогда две страны подписали 6 соглашений[iii].

Отметим, что Р.Т.Эрдоган дал интервью государственному информационному агентству Кувейта в преддверии своего визита в эту страну, заявив, что Турция стремится к миру, безопасности и стабильности в регионе. По его словам, Турция и страны Залива – это острова стабильности в регионе, полном противоречий и проблем. «Страны региона должны приложить совместные усилия для решения проблем. Турция выступает за стабильность в регионе, где недопустима дискриминация на религиозной и этнической почве. Мы чувствуем поддержку стран Залива в этом вопросе», — сказал он.

Слова Р.Т.Эрдогана содержат три основные послания:

  1. Он намекает на то, что проблемы региона должны решать региональные, а внерегиональные силы.

2.Он намекает на то, что Иран осуществляет политику на религиозной и этнической почве на Ближнем Востоке, что Турция осуждает.

  1. Из слов Р.Т.Эрдогана создается впечатление, что Турция не осуществляет такую политику в регионе, однако это не так. Несомненно, что Турция поддерживает суннитов, суннитские страны Ближнего Востока и хочет сдерживать шиитский Иран, который является главным соперником Турции в исламском мире, а также в регионе.

Назвав Кувейт дружественной и братской для Турции страной, Р.Т.Эрдоган отметил, что отношения между двумя государствами развиваются в торговой, инвестиционной и оборонной сферах, а также в области туризма (в 2016 г. из Кувейта Турцию посетили 180 тысяч туристов). Он сообщил, что за первые три месяца 2017 г. товарооборот между Турцией и Кувейтом вырос на 17 процентов — до 152 млн долларов США. «По итогам 2016 г. товарооборот между двумя странами составил 1,287 млрд долларов, из которых 431 млн долларов пришелся на импорт в Турцию, а 586 млн на экспорт в Кувейт», — сказал Р.Т.Эрдоган. По его словам, на сегодняшний день в Турции действуют 240 кувейтских компаний, и что с 2002 г. (за время правления ПСР) инвестиции Кувейта в турецкую экономику составили 1,7 млрд долларов[iv].

Отметим, что Кувейт очень важная страна для Турции в экономическом (энергетическом, инвестиционном, строительном) плане. Доказанные запасы нефти Кувейта, занимающего пятое место среди стран ОПЕК по производству сырья, составляют 10 процентов от общемировых. Доказанные запасы нефти Кувейта составляют 101,5 млрд баррелей, природного газа — 1,8 трлн куб. м. Доходы Кувейта от продажи нефти и газа составляют 70 процентов его ВВП. Ежедневная добыча нефти в Кувейте находится на уровне 2,7 млн баррелей. Власти страны планируют увеличить добычу до 4,75 млн баррелей к 2040 г. Власти Кувейта приняли план развития страны «Новый Кувейт», который охватывает период до 2035 г.. Согласно плану, Кувейт должен стать центром привлечения инвестиций, культурым центром и крупным региональным транспортным хабом.[v]

Кроме того, для Турции Кувейт еще и потенциальный, богатый покупатель турецкого оружия (делегация Генштаба Кувейта участвовал 13-й выставки вооружений в Стамбуле IDEF 2017). В мае 2017 г. арабская газета «Аль-Араби Аль-Джадид», издающаяся в Великобритании сообщила, что Турция после Катара откроет военную базу и в Кувейте. Соответствующая договоренность была достигнута во время визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Кувейт. По сообщению газеты, турецкие военные в будущем будут размещены в Кувейте, одновременно Кувейт будет посредничать между Турцией и Египтом. Отмечалось, что Кувейт и другие страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) ранее играли важную роль в вопросе нормализации отношений Турции с Сирией и Египтом. «Кувейт будет способствовать сближению Турции и Египта. За день до визита Эрдогана Кувейт покинул президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси, который сообщил правительству Кувейта, что хочет сотрудничать с Турцией по экономическим темам и в борьбе против терроризма», — заявил газете дипломатический источник[vi].

Президент Египта во время визита Кувейт тоже встретился с эмиром этой страны шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом и обсудил двусторонние отношения, региональные вопросы. Абдель Фаттах аль-Сиси выразил свое поддержку странам Персидского залива в борьбе против терроризма. По словам А.Ф.аль-Сиси, Египет нужен Кувейту и другим братским странам Персидского залива и не допустит нарушения безопасности и стабильности этих стран. Эмир Кувейта поддержал А.Ф.аль-Сиси в этом вопросе, отметив, что Египет играет центральную роль в арабском мире[vii].

Таким образом, мы видим, что между Египтом и Кувейтом сложились хорошие отношения, как и между Кувейтом и Турцией, и что Кувейт вполне сможет играть роль посредника между Турцией и Египтом. Недавно Анкара сделала примирительный жест по отношению к Каиру, показав, что хотела бы нормализации отношений с ним. После терактов в Танте и в Александрии (в начале апреля 2017 г.) глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу позвонил египетскому коллеге Самеху Шукри и принес свои соболезнования. После этого турецкая пресса отметила, что это был первый контакт на министерском уровне между двумя странами после долгого перерыва[viii].

Отметим, что создание военной базы Турции в Кувейте соответствует неоосманской политике Турции, в рамках которой Турция усиливает свое военное присутствие за рубежом. Напомним, что в конце сентября 2016 г. Турция открыла первую за рубежом (легитимную) военную базу в Сомали. После открытия базы в Сомали, турецкая пресса писала, что Турция собирается открыть военную базу и в Катаре. 28 февраля 2017 г. турецкая газета Hürriyet, со ссылкой на военный источник, сообщила, что Турция на севере Сирии создала временную военную базу в городе Эль-Баб. Кроме того, Турция в конце 2015 г. усилила свое военное присутствие на севере Ирака (тогда турецкий танковый батальон вошел в иракскую провинцию Найнава, в район Башика)[ix]. Напомним, что Кувейт вошел в состав Османской империи в 1534 г. (во время правления 10-ого (1520-1566) султана Сулеймана I Великолепного) и почти 500 лет составлял часть Османской империи.

Итак, военная база в Кувейте, как и в случае военной базы в Катаре, соответствует не только неоосманской политике Турции, но и политике сдерживания Ирана в регионе. В январе 2016 г., когда после казни шиитского проповедника Нимра аль-Нимра (в Саудовской Аравии исполнили смертный приговор 47 осужденным за терроризм) возник кризис между Саудовской Аравии и Ираном, Кувейт стал пятой арабской страной (после Саудовской Аравии, Судана, Бахрейна, ОАЭ), который разорвал дипломатические отношения с Ираном[x]. В последнее время Турция добилась ряда успехов в контексте сдерживания Ирана в регионе, установив свое военное присутствие в ряде стран ближневосточного региона. Сейчас не исключается, что в будущем Ирак распадется на 3 части, и на юге страны будет создано шиитское государство, которое будет граничить с Кувейтом. Для Турции, который имеет большие региональные амбиции, важно установить и усилить свое военное присутствие в регионе Персидского залива и стать одним из тех государств, которые непосредственно регулируют механизмы системы безопасности. Примечательно, что Турция будет это сделать вне рамок НАТО.

[i] Президент Турции отбыл с визитом в Кувейт, Anadolu Ajansı, 09.05.2017

[ii] Сотрудничество способствует решению проблем региона, Anadolu Ajansı, 09.05.2017

[iii] Erdoğan’a Şeref Madalyası Emir Sabah’a Devlet Nişanı, Türkiye Gazetesi, 22.03.2017

[iv] Турция за мир и безопасность в регионе, Anadolu Ajansı, 08.05.2017

[v] Кувейт — богатая нефтью страна Залива, Anadolu Ajansı, 07.05.2017

[vi] Türkiye Kuveyt’e askeri üs kuruyor, Dünya Bülteni, 11.05.2017

[vii] Mısır Cumhurbaşkanı Sisi, Kuveyt’te, TRT Haber, 07.05.2017

[viii] Габриелян Айк, Шанс для нормализации египетско-турецких отношений?, Институт Ближнего Востока, 26.04.2017

[ix] Габриелян Айк, Турция усиливает военное присутствие за рубежом, Институт Ближнего Востока, 07.03.2017

[x] Kuveyt, İran’la diplomatik ilişkilerini kesen beşinci ülke oldu, T24, 05.01.2016 

62.84MB | MySQL:102 | 0,573sec