Деятельность ССО ВС США на Ближнем Востоке и участие в операции по освобождению Мосула

По данным американских источников, после вступления в должность президента Дональда Трампа и назначения на пост министра обороны США Джеймса Мэттиса ВС США увеличили количество военнослужащих подразделений Сил специальных операций (ССО) до 700 человек только в Сирийской Арабской Республике. Как отмечает командующий ССО генерал Рэймонд Томас современные подразделения ССО теперь необходимы постоянно и должны действовать эффективно совместно с межвидовыми группировками на поле боя. По словам Р.Томаса около 8000 военнослужащих ССО ВС США дислоцированы во многих государствах по всему миру.

Всего по данным американских источников, подразделения ССО ВС США размещаются в 138 странах, однако, по причине секретности проводимых операций, высокопоставленные американские генералы отрицают проведение оперативных мероприятий, особенно когда они сопровождаются потерями среди личного состава или новейших образцов военной и специальной техники.

По оценкам американских военных обозревателей, 55% личного состава подразделений ССО сосредоточено в странах Ближнего Востока, 17% на африканском континенте,13% в странах-членах ЕС, 9% в азиатско-тихоокеанском регионе, 4% в странах Центральной и Южной Америки и 2% в скандинавских странах.

Как отмечает глава Центрального командования ВС США генерал Джозеф Вотел, применение подразделений ССО обусловлено требованиями современных операций против исламистов и террористов в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Следует отметить, что офицеры Центрального командования разрабатывают операции по ликвидации полевых командиров и отдельных отрядов исламистов с привлечением сил спецназа, авиации СВ. и ВВС.

Непосредственно управление оперативными мероприятиями возложено на офицеров Объединенного командования ССО ВС США, которые после получения информации от одной из специальных служб страны направляю оперативную группу при этом действия подразделения сопровождают беспилотные летательные аппараты, которые в большинстве случаев не просто собирают информацию и наблюдают за местом действия, но и оказывают огневую поддержку вне радиуса действия тактической авиации ВВС или ВМС США.

Командующий 1-ой группой специальных сил в отставке генерал Рассел Говард указывает, что специалистам в области стратегии и тактики применения специальных подразделений пришлось основательно проанализировать опыт афганской и иракской кампаний, поскольку недостаточная боеготовность большинства подразделений Сухопутных войск и Национальной гвардии ВС США привели к тому, что в этих странах периодически дислоцировали до 80% состава ССО.

Следует отметить, что даже при действиях в рамках какой-либо конкретной операции старшим офицерам подразделений ССО необходимо получать одобрение, как своего командования, так и Географического боевого командования ВС США (Geographic Combatant Command). В отдельных случаях офицеры звена управления должны получать разрешение министра обороны или даже президента США.

Все эти условия в совокупности позволяют провести многократную оценку обстановки, однако именно подобная «военная бюрократия» позволяла руководителям исламистских и террористических организаций выходить из под удара. В ходе афганской кампании в большинстве операций подразделения Корпуса морской пехоты не получали авиационной поддержки по причине того, что в ожидании разрешения «сверху» у самолетов и вертолетов заканчивалось топливо и они вынужденно возвращались на аэродром базирования.

Бывший сотрудник администрации Б.Обамы, а ныне вице-президент частной разведывательно-аналитической компании International Crisis Group Роберт Мйэли отмечает, что с приходом Д.Трампа в Белый дом вовлечение США в военные операции на Ближнем Востоке только возросло поскольку действующий министр обороны США  хочет продемонстрировать свое искусство стратега, которым он никогда не являлся.

В подтверждение этих слов можно привести многочисленные сообщения американских военных корреспондентов о «тайных» операциях ССО ВС США в Йемене или Сомали, которые нередко сопровождаются потерями среди военнослужащих, но и крушениями дорогостоящих конвертопланов типа МV-22

По словам бывшего американского чиновника, военные в США всегда доказывали, что использование силы более эффективно, чем мирные переговоры и другие дипломатические методы.  Если действующий президент США будет идти на поводу у Пентагона и расчитывать, что можно легко и непринужденно уничтожить «Исламское государство» или «Аль-Каиду Аравийского полуострова» (запрещены в России), то он заблуждается, поскольку своими резкими заявлениями о мусульманах он обеспечил исламистов постоянным потоком рекрутов.

Аналитики частной разведывательно-аналитической организации США RAND Corporation отмечают, что высокая квалификация военнослужащих групп ССО позволяла достаточно оперативно адаптироваться к тактике противника и внешним условиям в отличие от подразделений СВ ВС США. Специалисты RAND Corporation отмечают, что администрация Д.Трампа пытается начать задействовать другие подразделения при выполнении специальных задач в Сирии и Ираке. Так в 2017 г. в эти страны были переброшены 400 морских пехотинцев и 300 десантников из 82-й воздушно-десантной дивизии с необходимой бронетехникой.

 

 

Операция по освобождению Мосула

Куратор коалиционных сил в Ираке, проводящих операцию по освобождению Мосула генерал-майор Джозеф Мартин  отмечает, что боевики ИГ достаточно грамотно подготовили к обороне город в котором до начала вооруженного конфликта проживало около 1,2 млн человек. Высокопоставленный американский военный по достоинству оценил инженерные мероприятия исламистов, которые подготовили многочисленные скрытые ходы и тоннели между зданиями, которые позволили боевикам в течение нескольких месяцев наносить существенный ущерб в личном составе и технике правительственных подразделений.

В отношении участия американских военных в операции по освобождению Мосула известно, что подразделения специального назначения ВМС США (так называемые «Морские котики») участвуют в этом мероприятии с самого начала и уже понесли значительные потери из-за несогласованности действий с иракскими военными. Данное обстоятельство более чем странно, поскольку на протяжении нескольких лет инструкторы из числа офицеров ССО ВС США проводили подготовку иракских военных.

Другой причиной больших потерь американских подразделений стало их внешнее отличие от отрядов службы Ирака по борьбе с террористической угрозой. Следует отметить, что в подразделениях ССО ВС США нет строгих требований по цвету и структуре личной экипировки военнослужащего.

Военнослужащие подразделений «Морских котиков» достаточно после анализа потерь все-таки перешли на использование экипировки черного цвета вместо стандартной AOR1 и отказались от нарукавных эмблем в виде флага США, что позволяет им маскироваться под иракских военнослужащих. Тем не менее, использование более современных средств индивидуальной защиты и стрелкового вооружения традиционного песочного цвета выдает американских военнослужащих перед снайперами исламистов.

Всего на территории Ирака действует 4936 военнослужащих ВС США и 3094 в/с из других стран-членов НАТО. Для сравнения на территории Афганистана находится 8200 в/с США и 5294 натовских военных. Кроме того, содействие официальному Багдаду в проведении операций по освобождению населенных пунктов Ирака от исламистов оказывает около 450 военных советников из США. Следует отметить, что к настоящему моменту бюджет КССО увеличен до 11 млрд долл. США, а суммарная численность ССО достигла 70 тысяч военнослужащих.

С учетом вышесказанного следует  согласиться с оценками некоторых американских аналитиков и обозревателей в том, что ВС США в перспективе увеличат численность подразделений ССО в странах Ближнего Востока, Азии и Африки, что будет сопровождаться повышением интенсивности бомбардировок, которое отмечается в последние три месяца. В итоге повышение активности американских военных приведет к еще большим жертвам среди мирного населения.

52.25MB | MySQL:103 | 0,480sec