Некоторые новые цифровые данные о Иерусалиме

В преддверии Дня Иерусалима, который отмечается в Израиля 28 ияра по еврейскому календарю (в этом году — 24 мая по гражданскому календарю) Центральное статистическое бюро еврейского государства обнародовало подробные и разнообразные цифровые данные, касающиеся столицы Израиля по состоянию на конец минувшего года, а также за 2015 год. Некоторые из этих данных позволяют яснее представить состав населения Иерусалима и тенденции его развития (включая соотношение между евреями и арабами и между религиозными евреями и светскими), а также мощнейший потенциал развития туризма в Иерусалиме и его тесную связь с религиозными святынями этого города.

Уместно начать с констатации того, что Иерусалим – это самый большой город Государства Израиль. В нем проживало в конце 2016 года 883 тысяч жителей, что на 16 тысяч больше, чем в конце 2015 года. В 2015 году у жителей Иерусалима родились 13,2% всех младенцев, родившихся в этот год в Израиле. Это на 3% больше, чем доля жителей Иерусалима среди всех жителей Израиля. Арабы составляют 37,4% жителей Иерусалима, однако, судя по тому, что только 35% младенцев, родившихся в Иерусалиме в 2015 году, были арабами (в 2015 году у жителей Иерусалима родился 23581 младенец. Из них – 15438 или около 65% – у евреек, а 8143 – у арабок), если бы не постоянный отрицательный миграционный баланс евреев в Иерусалиме, вызванный острой нехваткой рабочих мест и квартир, то в столице Израиля имел бы место процесс постоянного возрастания доли евреев в населении. Цифры говорят сами за себя: на одну иерусалимскую еврейскую женщину в среднем приходилось в 2015 году 4,28 детей, в то время, как на одну иерусалимскую арабку – 3,23. В целом же по Израилю этот показатель (независимо от национальности) составлял в 2015 году 3,09.

Внутриизраильскими миграциями Иерусалим связан с достаточно четко очерченной группой городов. Новые жители приезжают в Иерусалим главным образом из Бней-Брака (ультраортодоксальный город в окрестностях Тель-Авива), Тель-Авива, Бейт-Шемеша (дальний западный пригород Иерусалима с крупной ультраортодоксальной общиной), Маале-Адумима (восточный пригород Иерусалима) и Бейтар-Илита (ультраортодоксальный город, расположенный к юго-западу от Иерусалима). Те же жители израильской столицы, которые покинули ее, переехали главным образом в Бейт-Шемеш, Тель-Авив, Гивъат-Зеев (крупное поселение городского типа, расположенное непосредственно к северо-западу от Иерусалима), Бейтар-Илит, Бней-Брак и Модиин (крупный, преимущественно светский город, расположенный на полдороге из Иерусалима в Тель-Авив).

Характерной чертой еврейского населения Иерусалима является высокая и все более возрастающая доля религиозных в нем. Среди евреев 20 лет и старше, живущих в Иерусалиме, согласно опубликованным данным, 35% отнесли себя к ультраортодоксам, 19% — к религиозными, 12% охарактеризовали себя в качестве «традиционных религиозных», 12% — в качестве «соблюдающих традиции, но не слишком религиозных», а 21% — в качестве светских. Порядка 1% не ответили на этот вопрос. Для сравнения: в целом по Израилю 10% евреев характеризуют себя в качестве ультраортодоксов, 11% — в качестве религиозных, 13% — в качестве «традиционных религиозных», 22% — в качестве «соблюдающих традиции, но не слишком религиозных традиционных», а 44% —  качестве светских.

Тенденция к падению доли светского еврейского населения в столице Государства Израиль отчетливо просматривается на данных о численности учащихся различных типов еврейских школ Иерусалима. Так, в прошлом (2015/2016) учебном году в еврейских начальных школах Иерусалима обучалось 75244 ребенка. Из них – около 49 тысяч (65,5%) – в ультраортодоксальных школах, 13,5 тысяч – в государственно-религиозных школах и 12,5 тысяч – в государственных (светских) школах. Следует особо отметить, что численность учащихся начальных светских школ Иерусалима и их доля среди общего числа учащихся начальных светских школ столицы Израиля постепенно сокращается, начиная с 2000/2001 учебного года (в тот год их доля составила 23,9%); при этом число учащихся в ультраортодоксальных школах постепенно возрастает (в тот год оно составляло 57,3%), а число учащихся в государственно-религиозных школах остается в целом стабильным. Уместно пояснить, что более высокая доля учащихся ультраортодоксальных и государственно-религиозных школ, чем доля иерусалимских евреев, назвавших себя ультраортодоксальными и религиозными соответственно, объясняется следующими двумя основными причинами:

  1. Многие «соблюдающие традиции» и «светские» еврейские родители в Иерусалиме отдают своих детей не в светские, а в государственно-религиозные и даже в ультраортодоксальные школы в силу различных социальных причин, в частности представления, что детям надо дать хотя бы некоторое представление о еврейской религии.
  2. Число детей в ультраотодоксальных и в религиозных семьях больше, чем в светских. Соответственно в более молодых религиозных когортах ультраортодоксальных и религиозных заметно больше, чем в более взрослых.

Определенное внимание привлекают также следующие данные относительно ситуации в столице Израиля: В 2015 году доля жителей в возрасте 20 лет и старше, которые чувствовали себя в безопасности, идя в одиночестве в районе своего жительства, был в Иерусалиме самой низкой из всех крупных (имеющих более 200 тысяч жителей) городов Израиля (жители мелких населенных пунктов в Израиле, как правило, чувствуют себя в значительно большей безопасности). Она составляла только 71% (в целом же по крупным городам Израиля – 81%). Нет сомнения в том, что заметно более низкий, чем в среднем по Израилю уровень чувства безопасности иерусалимцев вызван двумя следующими основными факторами:

  1. Постоянной террористической угрозой, связанной с высокой долей арабского населения, а также с символической важностью Иерусалима как в еврейском, так и в арабском политическом и религиозном нарративе.
  2. С фактическим отсутствием полиции в ряде арабских кварталов города, прежде всего в тех, которые оказались за «разграничительной стеной», хотя и остались внутри муниципальных границ Иерусалима.

Опубликованные ЦСБ Израиля свидетельствуют и о той важнейшей роли, которую Иерусалим и его символическое значение для трех монотеистических религий (иудаизм, христианство и ислам) играют в привлечении иностранных туристов. Так, 78% всех иностранных туристов, приехавших в Израиль в 2016 году, посетили Иерусалим, а 51% из иностранных туристов, приехавших в Иерусалим, провели в нем хотя бы одну ночь.

Среди важнейших туристических объектов Иерусалима можно назвать следующие: 69% посетивших в 2016 году Иерусалим иностранных туристов побывали к Стены Плача, 64% —  в Еврейском квартала Старого города, 55% — в церкви Гроба Господня, 49% — на улице Виа Долороза, 49% — на Масличной горе, 37% — в граде Давида, 28% — в башне Давида, 20% — в мемориальном музее Холокоста «Яд ва-шем», 19% — в «Садовой могиле» (древнееврейское пещерное захоронение, расположенное рядом с Дамасскими воротами Старого города. Последователи ряда протестантских церквей считают его гробницей Иисуса Христа), 16% — в Музее Израиля, а 8% — в мечети аль-Акса на Храмовой горе.

Подводя итог, необходимо констатировать, что еврейской население удерживается в Иерусалиме в значительной степени крайне высокой религиозной мотивацией. Именно этим объясняется постепенное падение доли светских в еврейском населении столицы Израиля. Если израильское правительство намерено изменить отчетливую тенденцию к сокращению светского еврейского населения  Иерусалиме, ему придется вложить очень большие средства в жилищное строительство, в развитие наукоемких производств, способных обеспечить занятость образованного населения, а также в укрепление иерусалимской полиции.

62.51MB | MySQL:102 | 0,534sec