О внеочередном конгрессе Партии справедливости и развития в Турции

Накануне, 21 мая 2017 года, в Турции состоялся внеочередной конгресс Партии справедливости и развития (ПСР), на котором президент Турции Р.Т. Эрдоган окончательно вернулся в «родную гавань», совершив рокировку с премьер-министром страны Б.Йылдырымом и вновь став её председателем. Это возвращение стало естественным итогом прошедшего в Турции референдума по пакету конституционных поправок, превративших страну из парламентской в президентскую республику. Имея в виду историчность, без преувеличения, момента, обратимся к некоторым комментариям турецких СМИ.

Проправительственная Daily Sabah, цитируя турецкого президента, фокусируется на его словах о том, что приоритетами партии станут «демократия, трансформации и реформы». Как отмечает издание, слова Р.Т.Эрдогана были обращены не только к стране, но и ко всему миру. Турецкий лидер отметил решимость партии следовать выбранному курсу, невзирая ни на что, включая ожесточённую борьбу с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена, Рабочей партией Курдистана, «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) и «различными террористическими группами в регионе». Как констатировал турецкий лидер: «Мы никогда не допустим угрозы национальной безопасности страны».

Также, уже достаточно привычным образом, турецкий лидер обрушился на Запад с критикой его отхода от базовых принципов прав человека и проповедования двойных стандартов, в частности, по отношению к турецкому режиму чрезвычайного положения. Стандартным примером, который предъявляет турецкий лидер миру является чрезвычайное положение во Франции, введенные из-за действий группы террористов и нескольких терактов. В то время как в Турции 15 июля 2016 года была предпринята попытка смены режима.

Немного отвлекаясь от выступлений с трибуны, заметим, что, как пишет издание, с возвращением Р.Т.Эрдогана кадровые изменения претерпел Исполнительный комитет ПСР, в частности, так называемая «команда А» (состоит из 50 человек, которые, как считается, определяют политику партии). Главной задачей Исполнительного комитета будет привести страну к 2019 году, когда не только состоятся очередные президентские и парламентские выборы, но и вступят в силу все конституционные поправки, сопровождающие переход к президентской республике.

В общем, издание комментирует состоявшийся конгресс, как «исторический», знаменующий перезапуск процесса реформ в Турции (благодаря личному динамизму и авторитету турецкого лидера) и, более того, имеющий международное измерение – как пишет газета, на мероприятии присутствовали послы в Турции из 43 стран и представители ещё 44 посольств. Таким образом, Турция, которая «из-за парламентской системы власти вновь могла бы стать больным человеком Европы» возвращается, чтобы продолжить свои реформы, а также борьбу с теми, кто «не отказался ещё от своей идеи по переформатированию региона» (вообще, теория заговора относительно переформатирования Ближнего Востока является в Турции весьма популярной, вне зависимости от политических взглядов и убеждений человека – В.К.).

Надо ли говорить о том, что реакция оппозиционной прессы на состоявшийся конгресс была на 180 градусов обратной. В частности, газета «Джумхуриет» вышла под заголовком «Регистрация на одного человека» (имея в виду, разумеется, переход страны на президентскую форму правления с партийным же президентом – В.К.).

В фокусе внимания издания были перспективы режима чрезвычайного положения, который продолжает действовать в стране, а также ожидаемые изменения в составе кабинета министров. Кроме того, на титульную страницу издания вынесен материал под заголовком «Грядущая тьма», посвященная докладу Amnesty International о ситуации в Турции с введением режима чрезвычайного положения и постановлений правительства, имеющих силу закона. Речь в указанном докладе идет о нарушениях прав человека, в ходе массовых арестов и увольнений по одному лишь подозрению к причастности к деятельности террористической организации Фетхуллаха Гюлена (по факту, отчет говорит о том, что истинным критерием является отнюдь не это, а фактор личной лояльности человека действующей власти; а уж если надо кого-то подвести под «статью», то гюленистом может без технических проблем оказаться каждый). Таким образом, целью, как пишет издание, является создание для правящей ПСР полностью лояльного и подконтрольного аппарата государственных служащих.

Пишут обозреватели издания и о новой Турции, которая «Турция Эрдогана» и о «режиме одного человека» (читай, автократии), который будет основан на распознавании каждого в системе координат «свой – чужой», то есть сторонник или противник действующей власти. И в этом смысле, как пишет «Джумхуриет» теперь существует две Турции, сказавшая «да» кардинальным реформам в стране, и сказавшая «нет», «основанная на вере Турция Эрдогана» и «основанная на знании Турция Ататюрка». При этом, как утверждает издание, были произведены «настройки», позволившие посчитать 57% проголосовавших против перехода к президентской республике как 49%. И фундаментальным вопросом является тот, как теперь эти две Турции собираются «сожительствовать».

Завершая этот предельно краткий обзор заметим, что на самом деле вопроса о том, как в одной системе будут уживаться люди столь разных убеждений, нет. Если до настоящего времени, оппозиция не дала сколь-нибудь решительного отпора кардинальным трансформациям, то всё сложнее их будет ожидать по прошествии времени. Просто со временем и в результате целенаправленных действий власти, оппозиционный (республиканский, кемалистский срез) будет истончаться, уступая место более консервативному.

52.38MB | MySQL:105 | 0,578sec