Визит президента США Д.Трампа в Израиль: итоги и последствия

Один из самых ожидаемых визитов последнего времени закончился, оставив после себя ощущение, что ничего не изменилось. Вместо того чтобы услышать из уст Д.Трампа обещанное судьбоносное заявление о будущем мирного процесса или переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, международное сообщество было вынуждено довольствоваться воодушевляющими комментариями о беспрецедентной американо-израильской дружбе на фоне фотографий нашедших общий язык жен двух лидеров. Таким образом, если новый американский посол Д.Фридман получил от израильского премьер-министра Б.Нетаньяху характеристику «нужного человека в нужном месте», то президент США, обладая аналогичными стартовыми позициями, так и не сказал нужных слов.

Впрочем, подобно тому, как в любой хорошей песне поется не о том, о чем слова, договоренности относительно ситуации на Ближнем Востоке совершаются не перед телекамерами ведущих мировых СМИ. Читая между строк, можно охарактеризовать состоявшиеся встречи следующим образом. Во-первых, начать хотелось бы со стороны, получившей наименьшее внимание, а именно палестинской. В рамках встречи с Д.Трампом М.Аббас старательно пытался повторить давно известные тезисы про оккупацию и «границы 1967 г.». При этом складывалось ощущение, что его никто не слышит. Более того, американский президент ни разу не произнес фразу о создании «двух государств для двух народов», ограничившись лишь размытым заявлением о готовности для достижения мира сделать все возможное, фактически повторяя ситуацию на аналогичной встрече в Вашингтоне. Впрочем, при видимом провале данной составляющей визита для палестинской стороны, М.Аббас все же получил некие политические очки, вновь оказавшись приемлемым переговорщиком из всех имеющихся. Как отметил Д.Трамп, комментируя поездку в Вифлеем, для перехода к переговорам еще не пришло время, однако, он прибыл с целью выразить свое уважение главе ПНА. Интересно, что по итогам майского визита палестинского лидера в США сообщение о том, что общение с ним было большой честью, из микроблога американского президента в Twitter было удалено.

Израильская часть визита оказалась более продолжительной и насыщенной, но и острых моментов обойти не удалось, хотя сделано это было максимально сдержано. Показательной в этом контексте стала фраза Б.Нетаньяху, обращенная к американскому гостю: «я знаю, что Вы посетили Стену Плача». Несмотря на то, что основной акцент был сделан на том, что Д.Трамп стал первым действующим американским президентом, побывавшим у святыни, звучал в ней и некий укор. Как мы помним, глава израильского правительства узнал об указанной составляющей визита фактически одновременно с объявлением о том, что присоседиться к контрпартнеру он не сможет. По аналогии с отказом от упоминания принципа «двух государств для двух народов», Д.Трамп обошел и другие острые моменты, касающиеся статуса Иерусалима, поселений, судьбы американского посольства. Несмотря на заявление министра национальной инфраструктуры Ю.Штайница о том, что в Израиле знали, что каких-либо окончательных договоренностей достигнуто не будет, на уровне СМИ и экспертного сообщества все же сохранялось ожидание, что в переговоры будет внесена некая составляющая, позволяющая судить о них как о судьбоносных.

Стремясь сохранить вокруг визита именно такую атмосферу, представители американской администрации подчеркнули, что президент предпочел избежать озвучивания значимых составляющих будущего урегулирования перед телекамерами, что не означает полного отсутствия усилий на палестино-израильском треке. По их словам, они находятся в постоянном контакте с участниками конфликта, а в скором времени регион вновь посетит специальный представитель Белого Дома Д.Гринблатт. Таким образом, благодаря молчанию Д.Трампа по ряду острых вопросов Израиль пусть и не добился прогресса, но и не столкнулся с ограничениями, более того, страна получила возможность сделать ставки в более важной для себя игре.

Встречаясь 22 мая 2017 г. в иерусалимском отеле, стороны дали понять, что палестинский вопрос находится сейчас на последнем месте, а их надежды на скорый мир имеют широкое значение. В частности, перечисляя приоритеты ближневосточной политики, сторонами были названы сначала Иран, потом Сирия и лишь затем Палестина. Более того, по словам Д.Трампа, агрессия Ирана заставляет собраться вместе. Таким образом, сложилась ситуация, во многом напоминающая международные отношения прошлого, когда, пытаясь создать один союз, у государств получался другой. Другими словами, вольно или невольно обходя палестинский вопрос, США и Израиль близки к тому, чтобы достигнуть договоренностей по иранскому и сирийскому. Этому способствует визит Д.Трампа в Эр-Рияд и состоявшийся там саммит.

Договорившись с Саудовской Аравией о беспрецедентной сделке по поставке американской военной техники на сумму почти 110 млрд долл, президент США во многом дал старт трансформации региональной реальности, в которой Израиль имеет возможность добиться решения сразу нескольких задач. Во-первых, американское сближение с Эр-Риядом и его союзниками автоматически означает развитие альянса, направленного против растущего влияния Ирана и режима Б.Асада. Во-вторых, в основу урегулирования должна лечь идея пакетного соглашения между Израилем и умеренными суннитскими режимами, подразумевающая поэтапную эволюцию дипломатических и экономических отношений. Своего рода символом данного проекта можно считать первый полет из Саудовской Аравии в Израиль, совершенный Д.Трампом. В-третьих, завершающим шагом всего плана призвано стать палестино-израильское урегулирование. Его разработку американский лидер начал согласовывать с президентом Египта А.Ф.ас-Сиси в столице Саудовской Аравии во время упомянутого саммита. Согласно имеющимся данным, в ближайшее время планируется организовать встречу с участием сторон конфликта, США, Египта, Иордании и, возможно, Саудовской Аравии.

Таким образом, итоги визита Д.Трампа в Израиль и на палестинские территории, по сути, минимальны. Стороны фактически получили очередную порцию обещаний разрешить их проблемы, не до конца понимая, какая именно идея лежит в их основе. Гораздо более интересны последствия ближневосточной составляющей первого зарубежного турне американского президента. Однако касаются они преимущественно саудовской его части и отразятся на других государствах, вовлеченных в региональные процессы. Относится это, прежде всего, к России. Беспрецедентная инициатива, предложенная Эр-Рияду, в сочетании со стремлением активизировать отношение с умеренными суннитскими режимами ориентирована на борьбу с влиянием Ирана и противостояние сохранению у власти в Сирии Б.Асада, что в корне противоречит российскому видению ситуации.

При этом в новой системе координат США не забыли подготовить место для ближневосточного партнёра, пообещав ему нормализацию контактов с соседями и решение застарелых проблем. Впрочем, не все в Израиле верят в трансформацию своих противников. К примеру, Ю.Штайниц по-прежнему полагает, что Саудовская Аравия представляет собой враждебное государство и выражает озабоченность тем, что новые договоренности королевства с США способны в будущем ударить по израильским интересам. В этой связи для избежания нового витка противоречий американской администрации потребуется усилить гарантии для Израиля в сфере военной помощи. Кроме того, если М.Аббасу, продолжающему терять легитимность, важен сам факт обращения к нему в качестве потенциального переговорщика, новые палестинские лидеры настроены более радикально и вряд ли согласятся на что-то кроме государства, которое им на нынешнем этапе США предложить снова не захотели или забыли. Более того, сторона, выступающая за мирные переговоры с «предварительными условиями», явно не захочет стать вторым номером и дожидаться момента, когда Израиль разрешит свои противоречия с арабским миром. Во всем этом, с одной стороны, проявляется шаткость инициатив, выдвинутых Д.Трампом и его командой. С другой стороны, данные обстоятельства представляют собой возможность для России переломить складывающиеся вокруг ее интересов опасные тенденции. Однако для решения указанной задачи придется  пересмотреть список союзников, готовности к чему страна пока упорно не желает продемонстрировать.

52.26MB | MySQL:103 | 0,484sec