Израиль и Саудовская Аравия: союзники или противники?

Ближневосточная стратегия президента США Д.Трампа, особенно проявившаяся после его первого зарубежного визита, предполагает, что одним из ключевых игроков в региональной системе координат является Саудовская Аравия. При этом королевство должно оказать содействие как в решении задач на иранском и сирийском направлении, так и сыграть определенную роль в достижении палестино-израильского урегулирования. В этой связи возникает вполне резонный вопрос, в какой степени способны сработаться два государства, играющие столь весомую роль во внешнеполитической линии Соединенных Штатов.

Не имея официальных дипломатических отношений, стороны неоднократно попадали на страницы ведущих мировых СМИ при поступлении информации о развитии какого-либо сотрудничества между ними. К примеру, в 2015 г. после серии тайных переговоров на площадке Совета по международным отношениям в Вашингтоне для обсуждения иранской угрозы встретились нынешний генеральный директор МИД Израиля, в прошлом посол страны в ООН Д.Голд и находящийся в отставке представитель саудовских оборонных кругов А.Эшки.  Таким образом, еще до избрания Д.Трампа государства осознавали необходимость поддержания контактов не только на основе собственных интересов, но и с точки зрения перспектив взаимодействия с США. Впрочем, на тот момент, американские союзники были, скорее, задеты желанием Вашингтона добиться дипломатического прорыва и заключить с Ираном «сделку мечты». В этой связи Эр-Рияд заявлял о готовности открыть для израильских вооруженных сил свое воздушное пространство, если они примут решение нанести удар по враждебному режиму.

Сейчас три страны ощущают опасность, исходящую от Исламской Республики в свете подписания Совместного всеобъемлющего плана действий. Более того, стороны предприняли попытку найти другие точки соприкосновения как с участием своего североамериканского союзника, так и без его вмешательства. Во-первых, на основе недавнего визита Д.Трампа стало очевидно, что в текущих условиях американская стратегия урегулирования основывается на необходимости принятия пакетного соглашения, способного охватить не столько саму зону палестино-израильского противостояния, сколько весь регион. При этом Саудовская Аравия готова предложить серьезные послабления в отношениях с Израилем. Для сравнения, по итогам секретного саммита проведенного в 2016 г. тогдашним госсекретарем США Д.Керри основные усилия по нормализации отношений ближневосточного партнера с арабским миром планировалось возложить на Иорданию и Египет с возможностью расширения числа дружественных режимов за счет Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. В текущей ситуации саммит, организованный королевством в честь приезда Д.Трампа, выступил в качестве катализатора для  налаживания контактом между Израилем и умеренными государствами региона. Еще до приезда президента США именно эта тема вышла на первое место, затмив столь ожидаемые сообщения о готовности внести изменения в происходящее на палестино-израильском треке. Во-вторых, Эр-Рияд серьезно рассматривает вопрос использования израильских достижений с целью реализации социально-экономической стратегии под названием Vision 2030. Примечательно, что одним из наиболее ярых сторонников данного сотрудничества стал С.аль-Ансари, основавший в США первую саудовскую общественную организацию. Однако ранее в своем микроблоге в Twitter он активно пропагандировал защиту палестинских интересов.

Похожая двойственность присутствует сейчас во всем. Еще не стих ажиотаж в СМИ, касающийся первого полета между Саудовской Аравией и Израилем, совершенного Д.Трампом, а журналисты уже сообщили о состоявшейся встрече представителей государств в Эквадоре. Министр без портфеля от партии Ликуд А.Кара, посетивший 24 мая 2017 г. в Кито церемонию приведения к присяге нового президента, отметил дружественный настрой со стороны присутствовавших там делегатов государств Персидского залива, что могло стать следствием усилий американского президента. Это, однако, не мешает распространению в израильских военно-политических кругах настороженности в связи с подписанной между Вашингтоном и Эр-Риядом сделкой по поставке вооружений. Помимо министра национальной инфраструктуры Ю.Штайница об этом заявил и глава оборонного ведомства А.Либерман. По его мнению, действия Д.Трампа инициируют «гонку вооружений». Кроме того, лидера партии «Наш дом — Израиль» явно насторожила сумма контракта с Саудовской Аравией, составившая почти 110 млрд долл. Для сравнения объем американской военной помощи Израилю, о котором писал А.Либерман, ожидая приезда американского лидера, составил 38 млрд долларов.

Таким образом, саудовско-израильское сближение сегодня напоминает своего рода «хайп», т.е. проект, сопровождающийся шумихой и ажиотажем, но рискующий оказаться для тех, кто в него поверит, заблуждением. На уровне противостояния Ирану стороны имеют шансы добиться определенного прогресса, предпочитая, скорее, прежнюю тактику неофициальных договоренностей. Впрочем, учитывая кардинальные различия в идеологии, трудно предположить, что такого рода союз сохранит жизнеспособность по мере приближения каждого из государств к конечной цели. Возможность  вдохнуть новую жизнь в мирный процесс через первоначальное сближение Израиля с умеренными суннитскими режимами выглядит еще более призрачной. Существенным образом на этом сказывается позиция Палестинской национальной  администрации, представители которой успели заявить, что никакого плана урегулирования попросту нет.

52.25MB | MySQL:103 | 0,670sec