Обзор деятельности ВВС США в рамках операции Inherent Resolve

Как известно, ВВС США совместно с ВВС стран-членов НАТО, а также других военно-политических союзников Вашингтона (Австралия, Королевство Саудовская Аравия) продолжают операцию Inherent Resolve, целью которой объявлена является борьба с террористической угрозой на Ближнем Востоке, в Северной и Восточной Африке. В рамках этого долговременного мероприятия, которое по данным американских источников рассчитано на пять лет, ВВС западных и ближневосточных государств применяют самолеты разведывательной, стратегической бомбардировочной, истребительной и штурмовой авиации.

Ниже представлены типы самолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые направляют некоторые государства-участники операции Inherent Resolve.

Таблица 1

Модели самолета/БЛА иностранных государств-участников операции Inherent Resolve

Государство-участник Модель самолета Назначение
Австралия Е-7Wedgetail Самолет дальнего радиолокационного управления и обнаружения
КС-30А Самолет-заправщик
F/A-18F Истребитель-бомбардировщик
Бельгия F-16AM Истребитель
Германия КС-767 Самолет-заправщик
MQ-9 Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат
Дания F-16AM Истребитель
Италия КС-767 Самолет-заправщик
Польша F-16AM Истребитель
Румыния F-16AM Истребитель
Франция Мираж 2000 Истребитель

 

Следует отметить, что ВВС указанных стран не в состоянии направить значительное количество авиационной техники, поскольку не обладают достаточным количеством таковой для проведения масштабных операций, а также по причине небольшого количества исправных самолетов.

По данным западных специалистов, ВВС США и стран-членов НАТО за период с 8 августа 2014 г. по 8 мая 2017 г. выполнили более 152 тысяч вылетов. Для сравнения: в 2016 г. ВВС США нанесли чуть более 12 тысяч авиационных ударов по объектам «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России ) в Ираке и примерно столько же по целям в Сирии. Расходы только МО США на воздушную часть операции за прошедшие почти три года период составили достаточно значительную сумму – 12,5 млрд долл. США.

Для выполнения полетов и нанесения ударов по объектам противника ВВС США и НАТО используют авиационные базы/аэродромы, расположенные в странах Ближнего Востока, список которых представлен в таблице 2.

Таблица 2

Список авиационных баз (АвБ) ВВС стран Ближнего Востока, задействованных в операции Inherent Resolve

 

Наименование АвБ Страна размещения Основное предназначение
Al Udeid Катар Обеспечение управления оперативными действиями авиации.

Обеспечение полетов разведывательной, стратегической бомбардировочной авиации, а также самолетов-заправщиков ВВС США и НАТО

 Al Dhafra ОАЭ Обеспечение операций  истребительной авиации в воздушном пространстве  Ирака и Сирии
 Al Minhad ОАЭ Обеспечение операций  истребительной авиации в воздушном пространстве  Ирака и Сирии
Al Azrag Иордания Обеспечение операций истребительной авиации в воздушном пространстве  Ирака и Сирии
Ahmed al-Jaber Кувейт Обеспечение операций истребительной авиации  в воздушном пространстве  Ирака и Сирии
Al Taqaddum Ирак Обеспечение деятельности штурмовой авиации ВВС США для воздушной поддержки курдского ополчения на севере Ирака
Balad Ирак Обеспечение деятельности штурмовой и истребительной авиации ВВС США для операций в центральных и западных районах Ирака

 

Несомненно, большую часть воздушных операций выполняют  США, которые на ротационной основе направляют на указанные АвБ подразделения из состава ВВС и Национальной Гвардии. В подчинении центрального командования ВВС США в операции Inherent Resolve задействованы 332-е и 386-е крылья экспедиционных операций. Центральное командование ВВС США для участия в указанной операции направляет и подразделения стратегической бомбардировочной авиации.

Таблица 3

Подразделения стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, задействованные в операции Inherent Resolve

Тип самолета Подразделение Место постоянной дислокации
В-1В 9-ая бомбардировочная эскадрилья АвБ Дайесс
В-1В 34-я экспедиционная эскадрилья АвБ Элсуорт
В-52Н 2-е бомбардировочное крыло АвБ Барксдэйл
В-52Н 5-е бомбардировочное крыло АвБ Минот

 

Основным пунктом базирования бомбардировщиков на время ближневосточной командировки продолжительностью от 3 до 5 месяцев является АвБ «Аль-Удэйд». Подобное размещение позволяет сократить подлетное время и увеличить общее время нахождения «стратегов» в воздухе. Кроме того, дислокация на АвБ «Аль-Удэйд» обусловлена следующими причинами: во-первых, имеется все необходимое оборудование для обеспечения полетов стратегической авиации, а во-вторых, охраняемый периметр и общая обстановка безопасности не позволят исламистам использовать компактную реактивную систему залпового огня «Тип 63» (пр-во КНР или турецкая копия) для диверсии – удара по самолетам. Подобное уже происходило с авиационными подразделениями Корпуса Морской Пехоты ВМС США в Афганистане, когда боевики движения «Талибан» уничтожили на одном из аэродромов два истребителя AV-8B Harrier II.

Известно, что сопровождение стратегических бомбардировщиков осуществляют малозаметные истребители пятого поколения F-22, которые создавались как боевые машины для завоевания превосходства в воздухе и воздушных боев с истребителями типа Су-30 и Су-35. По данным американских источников, в ходе регулярных учений «Красный флаг» (АвБ Эльмендорф-Ричардсон, шт.Аляска) пилоты самолетов E/F-18G «Growler» (самолеты РЭБ) регулярно одерживают победы в учебных воздушных боях над более современными F-22. Вероятно, именно развитая система РЭБ позволяет E/F-18G успешно противостоять РЛС истребителей пятого поколения.

В ходе ближневосточных командировок пилоты F-22 стараются действовать на значительном удалении от российских истребителей Су-30СМ и Су-35, поскольку опасаются, что бортовые системы РЭБ российских истребителей могут вывести прицельно-навигационный комплекс американского самолета из строя. Единственный «неравноценный» оппонент для американских пилотов – летчики ВВС Сирийской Арабской Республики, которые вынуждены выполнять полеты на устаревших машинах советского производства.

К особенностям эксплуатации F-22 на Ближнем Востоке следует отнести необходимость хранения самолетов в кондиционируемых ангарах, поскольку при перегреве фюзеляжа истребитель теряет значительную часть специального покрытия, поглощающего излучение РЛС вероятного противника. Как отмечали некоторые сотрудники корпорации Lockheed-Martin, руководство знает, что причина подобного в нанесении на самолет избыточного количества слоев данного материала, так как иначе состав не дает необходимого эффекта по поглощению излучения РЛС.

Следующим по частотности полетов в подразделениях ВВС США в регионе Ближнего Востока является истребитель F-16 в нескольких модификациях. Американские летчики-истребители отмечают, что эксплуатационные расходы на данный самолет значительно меньше, чем на F-22 и, кроме того, он позволяет брать на борт большую ракетно-бомбовую нагрузку. Самые современные модификации F-16 E/F Block 60 и Block 70 не уступают истребителям пятого поколения по дальности обнаружения воздушных и наземных целей за счет контейнерных оптико-электронных систем и новых РЛС с АФАР. Как сообщают американские источники, именно F-16 выполнили большинство ракетно-бомбовых ударов по позициям исламистов в г.Мосул.

Также на регулярной основе в операции принимают участие эскадрильи Национальной Гвардии ВВС США А-10С, что позволяет поддерживать на определенном уровне квалификацию летчиков штурмовой авиации. Как отмечают сами американские летчики, штурмовик А-10 был создан более 40 лет тому назад и до сих пор на вооружении авиационных подразделений не появилось более подходящего самолета для оказания поддержки наземным подразделениям, находящимся в непосредственном контакте с противником. Благодаря бронированию кабины пилоты уверенно снижаются на малые и сверхмалые высоты (30–50 м) для эффективного применения многоствольной автоматической пушки GAU-8 калибра 30 мм.

Представители Национальной Гвардии и ВВС США подчеркивают, что данное орудие остается самым эффективным средством борьбы как с бронированной/небронированной техникой, так и пехотой противника.  Американские летчики, выполняющие боевые задания в рамках операции Inherent Resolve, отмечают, что даже если выйдут из строя все оптико-электронные прицельные системы самолета (контейнерные приборы Lightning или Sniper), пилот сможет применить данную пушку, поскольку она размещена ровно вдоль центральной оси самолета.

Конечно, кроме пушки GAU-8/A штурмовик может быть вооружен авиационными бомбами различного назначения и калибра, а именно GBU 38s, GBU 31s, GBU 54s, Mk 82s, Mk 84s, противокорабельными ракетами AGM-65s Maverick, ракетами класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder (на случай столкновения с истребителями противника), тепловыми ловушками и контейнерными системами радиоэлектронной борьбы.

По поводу надежности и прочности конструкции А-10: сообщается, что во время выполнения полетов с полевых аэродромов на севере Ирака нередко шасси самолета погружаются в песок на глубину до 50 см во время торможения. Такая ситуация для любого другого современного реактивного истребителя (F-16, F-15), состоящего на вооружении ВВС США, является чрезвычайной и может привести к поломке стойки шасси и даже искривлению некоторых элементов планера самолета и, как результат, выходу самолета из строя.

Кроме того, при проведении тактических разведывательных мероприятий и ударов по объектам ИГ ВВС США также используют турбовинтовые разведывательно-ударные самолеты OV-10G Bronco модификации Combat Dragon II из состава 21-й эскадрильи тактической поддержки. Эти самолеты, как и А-10С, были созданы для проведения разведывательных полетов и ближней авиационной поддержки еще в период вьетнамской кампании, однако остаются актуальными и в вооруженных конфликтах нового тысячелетия.

Подводя итог, следует согласиться с некоторыми американскими летчиками, что использование новейших истребителей F-22, равно как и стратегических бомбардировщиков В-1В и В-52Н в ходе борьбы с исламистами в Сирии и Ираке неоправданно, с этой задачей вполне справляются истребители F-16, штурмовики А-10С, OV-10G. А воздушное прикрытие этим проверенным машинам вполне могут обеспечить истребители-бомбардировщики F-15E, которые при применении модернизационного пакета под условным обозначением «2040» смогут прослужить в ВВС США еще 15–20 лет.

52.35MB | MySQL:103 | 0,694sec