В Израиле назначен постоянный министр связи

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в воскресенье утром о том, что он принял решение о назначении министра без портфеля Аюба Кары (Ликуд) министром связи. Это назначение было утверждено в воскресенье же на еженедельном заседании кабинета министров. Еще неделю назад истек срок каденции Цахи Ганегби (Ликуд), временно занимавшего должность министра связи, и была необходимость назначить постоянного министра. Однако Биньямин Нетаньяху заявил, что в связи с визитом президента США Дональда Трампа в Израиль назначение министра связи будет отложено на несколько дней.

Министр регионального сотрудничества Цахи Ганегби, один из приближенных Биньямина Нетаньяху, получил портфель министра связи временно три месяца назад. До тех пор министром связи был сам Биньямин Нетаньяху, однако в феврале председатель Верховного суда справедливости (БАГАЦ) Мирьям Наор выдала предписание, согласно которому, Биньямин Нетаньяху был обязан отказаться от портфеля министра связи. Ранее аналогичную точку зрения высказал юридический советник правительства Авихай Мандельбит. Упомянутое решение БАГАЦа было принято в связи с иском, поданным внепарламентским «Движением за качество власти», которое настаивало на том, что сохранение за премьер-министром поста министра связи «наносит ущерб принципу управляемости и общественным интересам» на фоне ведущегося против Биньямина Нетаньяху расследования, которое «подорвало доверие общества к поведению премьер-министра».

Необходимо пояснить, что речь идет о расследовании, связанном с отношениями премьер-министра Биньямина Нетаньяху с Нуни Мозесом, издателем самой распространенной израильской газеты «Едиот ахронот». Согласно материалам следствия, Нуни Мозес добивался от Биньямина Нетаньяху уступок в пользу «Едиот ахронот» со стороны ее основного конкурента, газеты «Исраэль гайом», владельцем которой является американский бизнесмен еврейского происхождения Шелдон Гэри Адельсон, входящий в ближайшее окружение Биньямина Нетаньяху. Газета «Едиот ахронот» занимает последовательно враждебную по отношению к правительству Биньямина Нетаньяху и к нему лично позицию. Нуни Мозес обещал ослабить нападки своей газеты на премьер-министра в обмен на уступки в пользу «Едиот ахронот» со стороны «Исраэль гайом». «Движение за качество власти» сочло, что в такой ситуации Биньямин Нетаньяху не имеет права оставаться министром связи, в компетенцию которого входит среди прочего работа со СМИ.

К иску «Движения за качество власти» присоединилась и крупнейшая оппозиционная партия «Сионистский лагерь», возглавляемая депутатом Ихаком Герцогом. Истцы настаивали на том, что на фоне упомянутого расследования сохранение портфеля министра связи за Биньямином Нетаньяху представляет собой явное противоречие интересов.

Буквально до последнего момента в качестве ведущего претендента на портфель министра связи рассматривался министр туризма Ярив Левин (Ликуд), считающийся особо близким к Биньямину Нетаньяху политиком. Судя по всему, Цахи Ганегби тоже надеялся, что его временное назначение министром связи станет постоянным. Однако в итоге выбор премьер-министра остановился на Аюбе Каре.

Никаких нареканий в адрес нового министра связи высказано не было. Однако, естественно, нашлось немало разочарованных тем, что на этот пост назначили не их самих или что премьер-министр не поинтересовался их мнением по данному поводу. Так, председатель комиссии Кнессета по внутренним делам депутат Дуди Амсалем (Ликуд) сказал, что «премьер-министр не советовался ни со мной, ни с кем другим относительно назначения Аюба Кары. Я думаю, что было бы лучше назначить Цахи Ганегби министром связи». А председатель правящей коалиции депутат Давид Битан (Ликуд) сказал с явной обидой: «Я был удивлен. Со мной не поделились этой тайной». Однако обидами такого рода можно пренебречь. В данном случае речь идет лишь о борьбе за влияние и должности внутри партии Ликуд, являющейся уже в который раз ядром правящей в Израиле коалиции.

Что касается Аюба Кары, то он – друз по происхождению, майор ЦАХАЛа в запасе. Был депутатом от Ликуда в Кнессете 15-16го, 18го и нынешнего, 20го созыва. В прошлом он занимал должности заместителя министра по развитию Негева и Галилеи и заместителя министра регионального сотрудничества. По своим политическим взглядам Аюб Кара принадлежит к правому крылу партии Ликуд. В частности он является членом пропоселенческого парламентского лобби «Эрец-Исраэль».

Аюб Кара – второй друз за всю историю Израиля, который когда-либо занимал пост министра Уже его назначение министром без портфеля в прошлом году стало заметным событием и достаточно широко обсуждалось. Сам премьер-министр Биньямин Нетаньяху подчеркнул тогда важность назначения министра-друза как представителя соответствующего сектора населения. Уместно упомянуть и о том, что Аюб Кара прошел в Кнессет нынешнего созыва благодаря специальному бронированию в списке Ликуда места для представителя нееврейского населения. Передача Аюбу Каре портфеля министра связи является несомненным повышением по сравнению с его предыдущим статусом министра без портфеля. И в этом отношении он, безусловно, стал первым. Представлявший левую партию Авода Салах Тариф, который был первым в Израиле министром-друзом и вообще министром-неевреем, был в 2003-2006 гг. в правительстве Ариэля Шарона министром без портфеля, причем министром без портфеля, «ответственным за сектор национальных меньшинств». Теперь Аюбу Каре удалось «пробить стеклянный потолок» и вырваться за пределы представительства национальных меньшинств, получив вполне полноценный министерский портфель. Уместно обратить внимание на то, что на этот раз происхождение Аюба Кары вообще не упоминалось.

Третьим израильским министром-неевреем был араб-мусульманин Ралеб Маджадле, представлявший, как и Салах Тариф, партию Авода и занимавший в 2007-2009 гг. пост министра науки, культуры и спорта в правительстве Эхуда Ольмерта. Характерно, что министры-неевреи появились в правительствах Израиля только в  XXI в. До этого прошло несколько десятилетий независимости, в течение которых в кабинете министров еврейского государства заседали исключительно представители государствообразующего народа.

Бросается в глаза, что министров-друзов было в Израиле два, а министро-мусульманин только один, несмотря на то, что численность мусульман в еврейском государстве более, чем в десять раз превосходит численность друзов. В данном контексте можно упомянуть и о том, что в течение новейшей истории Израиля три друза и три мусульманина занимали посты заместителей министров. Фактором, способствующим заметно более успешной интеграции друзов в израильскую политическую элиту, вне всякого сомнения, является то обстоятельство, что друзские мужчины, в отличие от арабов-мусульман, наряду с евреями (и малочисленными мусульманами-черкесами) в обязательном порядке служат в ЦАХАЛе. Готовность еврейских избирателей поддержать политика-друза объясняется прочно укоренившимся в общественном сознании израильтян представлением о «кровном союзе между друзами и евреями».

52.31MB | MySQL:103 | 0,456sec