Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 2

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Возвращаемся к этому документу, не только одному из самых свежих по данному вопросу, но и имеющему несомненную актуальность. Особенно, на фоне очередных нестыковок в российско-турецком примирении: от бравурных заявлений об «окончательном примирении» на юбилейном, 25-м по счёту, саммите Организации черноморского экономического сотрудничества, до очередных помидорно-пшеничных дебатов между сторонами. Всё это прочитывается и трактуется однозначно – российско-турецкие отношения не являются чем бы то ни было устаканившимся, а, напротив, характеризуются высокой динамикой и потенциальной изменчивостью. И вряд ли в ближайшей и среднесрочной перспективе ситуация имеет шансы к заметной глазу стабилизации.

Но, тем не менее, возвращаемся в русло рассматриваемого нами документа с момента введения Россией своих санкций по отношению к Турции, которые, как указывает автор отчёта, нанесли отношениям большой ущерб.

Главные сферы российско-турецкого сотрудничества автор перечисляет следующим образом и в следующей последовательности: торговля, энергетика и туризм. Кроме того, есть ещё целый ряд потенциальных сфер роста.

Как пишет эксперт, будучи двумя региональными лидерами, Россия и Турция могут развивать свои торговые отношения и, тем самым, уменьшать в соответствующих сферах свою зависимость от западных стран.

Примечание: ситуация здесь состоит в следующем – за рамками торговли сырьем и энергоносителями Россия практически исчерпала свой экспортный потенциал на турецком направлении. Если не говорить, разумеется, об изначально «ущербном» турецкой блоковой принадлежностью военно-техническом сотрудничестве и об экспорте денег в чистом виде, одним из частных случаев, которого является строительство Российской Федерацией первой турецкой атомной электростанции – АЭС «Аккую». У турок же ситуация – ровно противоположная. Они лишь в малой степени «выбирают» тот потенциал и освоили те рыночные ниши, которые им в состоянии предложить российские заказчики. Это тот случай, когда турки имеют теоретическую возможность, если не сведения в ноль, то, по крайней мере существенного уменьшения своего отрицательного сальдо внешней торговли с Россией, образовавшегося из-за многомиллиардных закупок энергоносителей (газ и нефть), а также сырья.

Как указывает автор, российско-турецкое сотрудничество в энергетической сфере обеспечивает энергетическую безопасность Турции и рост её стратегического значения (сразу заметен умеренный взгляд автора, касательно широко тиражируемого в Турции тезиса об «энергетической зависимости» страны от РФ — В.К.).

В сфере безопасности, как пишет автор, российско-турецкое сотрудничество обеспечивает стабильность не только в России и в Турции, но и в прочих регионах.

Говоря о прочих областях взаимодействия, начиная, прежде всего, с туризма и образования, они, по словам эксперта, обеспечат укрепление связей между гражданами двух стран и приоткроют двери для развития отношений.

Примечание: Здесь также нужно прокомментировать, что как и в случае с торговлей, возможности России продвигать свой туризм и образование в Турцию достаточно ограничены. Туристическая инфраструктура нашей страны и уровень сервиса, невзирая на немалый интерес турок, допустим к Сибири и Байкалу, не приспособлена к приему большого числа зарубежных гостей. В отличие от «инклюзивной» Турции. То же касается и рынка образовательных услуг, где у Турции, в отличие от России (кого и чему будут учить наши учебные заведения в Турции, за исключением отечественных экспатов?), есть все шансы наращивать свое влияние в «родственных» тюркских регионах – субъектах Российской Федерации. Иными словами, Россия на симметричную экспансию работать не может, лишь только на сдерживание турецкой «мягкой силы», беря за пример тот же Китай. И в нынешних условиях, когда Запад перекрывает Турции дорогу к себе, ей самое время сфокусироваться на России и на постсоветском пространстве.

Далее, как указывает автор, развитие сотрудничества между Россией и Турцией будет способствовать созданию атмосферы безопасности и со всей неизбежностью приведет к тому, что дремлющий в других сферах потенциал начнёт проявлять себя. При условии понимания различий в позициях и выгодах и ответственного подхода, инвестиции в сферы потенциального сотрудничества в долгосрочной перспективе пойдут на пользу как Турции, так и России.

Далее автор делает очень интересное наблюдение  о том, что в 2000-х годах сторонам удалось отделить друг от друга сферы сотрудничества и соперничества, что позволило продвинуться им по целому ряду направлений. Обе стороны, по его словам, увидели потенциальный ущерб от столкновения по сирийскому вопросу, особенно после «самолетного кризиса», и вернулись на траекторию сотрудничества. Данный раздел автор заключает констатацией того, что ответственным лицам требуется скоординированным образом «управлять» двусторонними отношениями, принимая во внимание все риски и угрозы, что позволит и дальше развивать взаимовыгодное сотрудничество. Посмотрим, удастся ли автору далее по тексту предложить сценарий урегулирования главной на настоящее российско-турецкой напряженности – диаметрально противоположных позиций по событиям в Сирии.

52.09MB | MySQL:103 | 0,418sec