Проблемы создания новой сомалийской армии

Эксперты отмечают, что основной задачей нового президента Сомали Махамеда Формаджо, которую он пытался решить в период саммита по сомалийскому досье в Лондоне 11-12 мая с.г., являлось получение финансовых гарантий от Великобритании на строительство «новых вооруженных сил» страны. Согласно проекту, который предложил Формаджо потенциальному спонсору в лице Великобритании, создать новую сомалийскую армию планируется за счет равного и пропорционального представительства в ней представителей всех основных провинций страны. На первом этапе подразумевалось рекрутирование от каждой из провинций по две тысячи новобранцев, что с соответствующей экипировкой и обучением, оценивалось самим Лондоном в 21 млн фунтов стерлингов на два года. Основной задачей при этом для новых вооруженных сил оставалась бы полное нивелирование боевого потенциала исламистов из «Аш-Шабаб». Общие контуры этого проекта и предварительные гарантии финансирования от министра иностранных дел Великобритании Б.Джонсона сомалийский президент получил еще месяц назад, во время визита главы Форрин офиса в Могадишо. Тогда за закрытыми дверями были обсуждены основные контуры этого проекта, хотя формально речь шла прежде всего о проектах британского правительства выделить Сомали 6 млн долларов, в основном на гуманитарные проекты. Но именно на этих обсуждениях была затронута и тема военного строительства сомалийских вооруженных сил. Формаджо тогда пожаловался Б.Джонсону на опустошенный его предшественником военный бюджет: Хасан Шейх Махамед потратил на свою предвыборную кампанию практически все государственные деньги. В этой связи Б.Джонсон обещал, что Великобритания примет участие в финансировании создания новой армии и сил безопасности через т.н. S6+ Platform, которая включает в себя ОАЭ, Британию, Турция, США, ЕС и ООН. Кроме того, министр иностранных дел Великобритании пообещал содействие его страны в создании сомалийской полиции. На поверку все оказалось не так просто. Позиция Лондона кардинальным образом изменилась за месяц. Теперь обещания, которые давали британцы Формаджо, были не так однозначны и, в конечном счете, у него сложилось устойчивое впечатление, что «англичане хотят минимизировать свое участие в Сомали». В этой связи речь может идти о том, что Б.Джонсон взял на себя не свойственные министру иностранных дел функции и выдал обещания без консультаций с Министерством финансов и военными. Возможно, что дело и в ином. В частности, как предлагал Формаджо, новая армия Сомали должна быть пропорционально представлена представителями всех провинций. На самом же деле, новый президент уже начал процесс набора на выделенную экстренную финансовую помощь со стороны КСА, но набирают исключительно только выходцев из одной провинции страны Дарод. Как раз из той, уроженцем которой и является новый президент. То есть, другими словами, Формаджо планировал на деньги международных спонсоров создать по большому счету личную гвардию с незначительными вкраплениями представителей других племен порядка. Логика в данном случае очень простая — создание практически личных вооруженных сил является основой сохранения личной власти в нынешнем Сомали. В данном случае надо еще и учитывать момент тесных и дружеских отношений между Формаджо и Эр-Риядом: первый свой официальный визит он совершил именно в КСА, где встречался с первыми лицами королевства и получил от них полную поддержку своим планам. И разговоры с министром обороны КСА и наследником наследного принца Мухаммедом бен Сальманом велись, в том числе, и в отношении планов ОАЭ приобрести военную базу в Берберре в Сомалиленде и в соответствии с этим в отношении ответных шагов Могадишо через систему международных судов, что фактически превратит эту сделку в «юридически ничтожную». И сын саудовского монарха не отговаривал Формаджо от этого шага, что, в общем-то, хорошо иллюстрирует нынешний уровень саудовско-эмиратовских отношений. Из этого следует, что Эр-Рияд в настоящее время превращается в основного спонсора Могадишо с точки зрения усиления своего влияния в регионе Африканского Рога.

Нынешняя политика Формаджо, таким образом, мало чем отличается от политики его предшественников, которые в основу своей власти ставили исключительно опору на свой клан и племенное образование. И это, в общем, совершенно логично, иначе в Сомали просто никто не живет и не мыслит архитектуру власти иначе. Но европейцы и американцы полагали, что Формаджо начнет ломать эту традицию, и, судя по первым шагам по формированию сомалийской армии, ошиблись. Такая практика нового лидера Сомали снова нарушает систему сдержек и противовесов и вызывает серьезную озабоченность у других кланов. И в первую голову у клана хавийе, к которому принадлежит бывший президент Хасан Шейх Махамед, проживающий сейчас в Турции. Эту ситуацию и сам бывший президент, и стоящие за ним турки, которым он в свое время обещал покровительство по вопросу строительства турецкой военной базы в Сомали, постарались использовать для расшатывания ситуации и организации чуть ли не мятежа. С этой целью посланцы бывшего президента и племенная верхушка хавийе несколько раз встречались в Найроби, и даже готовились направить своих эмиссаров в Харгейсу (Сомалиленд) для встречи с главой тамошнего титульного клана исаак для обсуждения совместных действий против Формаджо, включая даже вооруженное сопротивление. Оба этих клана серьезно пострадали во время резни, которую устроил бывший диктатор Сомали Саид Барре в 1980-х годах, и с тех пор считаются союзниками. Но инициатива провалилась в силу того, что верхушка Сомалиленда не простила бывшему президенту Сомали отказ предоставить анклаву независимость. Не исключаем, что за этим решением стояли и ОАЭ, которые не теряют надежды договориться с Формаджо в отношении статуса базы в Бербере и заодно поддержать его тенденцию по сокращению влияния Анкары в Сомали, и прежде всего в формате строительства и функционирования там турецкой военной базы.

52.2MB | MySQL:103 | 0,616sec