Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 4

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Закончив раздел, озаглавленный «Энергетика», переходим к следующему, пожалуй, фундаментальному для современных российско-турецких отношений – «Безопасность».

Как пишет автор, гражданская война в Сирии и политический кризис на Украине вот уже на протяжении нескольких лет входит в топ повестки дня международных отношений. Далее следует довольно интересное замечание о том, что ключевыми актерами, находящимися на переднем крае, в обоих кризисах (!) являются Россия и Турция. Россия является основной стороной событий на Украине, и она же с 2015 года нарастила своё военное присутствие в Сирии. Что же до Турции, то она, после того, как Б.Асад ( заметим, что автор не использует к нему принятое в Турции обращение к официальным лицами с указанием должности – «президент» — В.К.) проигнорировал народный запрос на перемены, начала оказывать поддержку сирийской оппозиции.

Впоследствии, в августе 2016 года, Турция начала в Сирии свою операцию «Щит Евфрата» и нарастила свое влияние в этой стране. Связи Турции с проживающими на «оккупированном» Россией полуострове Крым с крымскими татарами обеспечили значение стране в украинском кризисе (очевидно, что в турецком внешнеполитическом курсе «оккупированный» Крым должен выступать балансиром для российского вмешательства в гражданскую войну в Сирии, которую Турция считает своим внутренним делом; кроме того, нынешнее турецкое руководство и впрямь рассматривает северное побережье Черного моря, включая Крым, в качестве родственной для себя территории, но переход полуострова под российскую юрисдикцию, вкупе с настороженностью российского руководства, серьёзно осложнил турецкую политику сближения с ним — В.К.).

Кроме того, в продолжающемся на протяжении многих лет Карабахском конфликте и Россия и Турция занимают влиятельное положение. И как показывает анализ текущей ситуации, ответственность России и Турции за региональную безопасность в Черноморском бассейне, на Ближнем Востоке и в Южном Кавказе серьёзным образом выросла. Следовательно, делает вывод автор, для решения политических проблем региона двусторонние российско-турецкие отношения играют не меньшую роль, чем политика, проводимая каждой из этих двух стран в отдельности.

Вслед за «самолетным кризисом» (этот оборот уже прочно вошёл в обиход турецких политических обозревателей — В.К.), после шага, предпринятого Турцией (то есть выступления президента Р.Т.Эрдогана, которое было принято в России, но только не в самой Турции, в качестве извинения — В.К.) лёд в российско-турецких отношениях начал таять, что стало заметно, в том числе, и в Сирии. Россия, вместе с «режимом Асада» и с Ираном – с одной стороны, и с другой – Турция с поддерживаемыми ею оппозиционными группами предприняли в сирийском вопросе серьезную инициативу. 20 декабря 2016 года в Москве министры иностранных дел Турции, Ирана и России подписали соглашение, заложив, тем самым условия для устойчивого режима прекращения огня и для последующих, после его достижения, шагов.

Стороны договорились по таким важнейшим вопросам, как территориальная целостность Сирии и необходимость отделения оппозиционных группировок от террористических. Астанинский процесс, инициированный сторонами, вплоть до настоящего времени является одним из самых многообещающих для урегулирования сирийского конфликта. Невзирая на то, что ещё рано предсказывать практические результаты достигнутого соглашения, оно явилось ярким индикатором потенциала российско-турецких отношений для решения региональных проблем. Другими словами, продолжение диалога между двумя сторонами и предлагаемые ими решениями, продолжают играть большую роль в критической точке сирийского противостояния.

Следующий раздел Отчёта озаглавлен «Туризм» (прежде чем начать его обзор, заметим, что туристический сектор играет приблизительно ту же роль для Турции, что и нефтегазовый комплекс для России; «туристы – наша нефть» нередко говорится в Турции — В.К.). Как пишет автор отчёта, туризм играет важную роль в российско-турецких отношениях. Достаточно отметить, что ежегодно Турцию посещают миллионы российских туристов. После того, как (не откажем себе в «удовольствии» ещё раз процитировать официальную точку зрения Турции — В.К.) «24 ноября 2015 года после нарушения государственной границы Турции был сбит российский самолет», именно на туризме российские санкции сказались наиболее болезненным образом. Далее автор приводит статистику, указывая, в частности, что после Холодной войны рост числа туристов из России был долговременным трендом и на пике их число достигало 4 млн человек ежегодно. Впрочем, ввиду экономической ситуации в России 2015 год был отмечен падением числа приезжающих на 20%. Надо ли говорить, что это падение и вовсе обратилось обвалом после 24 ноября 2015 года, в результате принятых законодательных мер по ограничению продажи туров в Турцию. Результатом стали пустующие летом 2016 года гостиницы в Анталье – число туристов из России не превысило даже порога в 1 млн человек.

Ситуация резко изменилась после того, как произошла нормализация отношений. Невзирая на то, что прежних показателей пока не достигнуто, растущий тренд – налицо, как впрочем и тот очевидный факт, что Турция является для россиян привлекательным направлением отдыха. Помимо того вклада, который вносят российские туристы в турецкую экономику, необходимо заметить важность туризма для развития культурных связей между двумя странами. Ибо ежегодно миллионы российских туристов уезжают из Турции с воспоминаниями о стране отдыха. Кроме того, тысячи россиян уже являются резидентами т. е. Проживают в Анталье и окрестностях. Именно эти россияне, как приезжающие в страну, так и проживающие в ней постоянно, являются серьезным фактором для будущего российско-турецких отношений.

52.17MB | MySQL:103 | 0,490sec