Катар теряет влияние в Ливии на фоне наступления сил Х.Хафтара

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара взяла 3 июня под контроль обширный центральный регион Эль-Джуфра (в 600 км юго-восточнее Триполи), вытеснив оттуда боевиков «Аль-Каиды» (запрещена в России). Об этом сообщил новостной портал «Эфригейтньюс» (Afrigatenews). По его данным, сейчас хафтаровцы полностью контролируют районы Ваддан, Саукна и Хун. Кроме того, армейские подразделения при поддержке местных племен захватили и расположенную в Эль-Джуфре крупнейшую в стране военную базу, не встретив никакого сопротивления со стороны превративших ее в свой главный штаб «Бригад обороны Бенгази» (исповедующая идеологию «Аль-Каиды» группировка, образованная летом прошлого года для противостояния лояльной восточным властям ЛНА).

Наступление на позиции радикалов началось около недели назад после того, как в мае «бригады» совместно с поддерживающими их более мелкими формированиями радикалов и отрядами чадской оппозиции атаковали находящийся западнее Эль-Джуфры аэродром в Брак-эш-Шати (500 км от Триполи). Тогда жертвами этого нападения стали около 150 человек, в том числе военнослужащие ЛНА и местные жители. В стычках с радикалами наступающие войска применяли тяжелую артиллерию и боевую авиацию, которая неоднократно наносила удары по боевикам. Сообщалось, что экстремисты понесли большие потери в живой силе и технике.

В настоящее время силы Х.Хафтара, которые, по имеющимся данным, с пятницы, 2 июня потеряли в боестолкновениях 11 человек убитыми, проводят зачистки в захваченных районах. Известно, что «Бригады обороны Бенгази» отступили на север и движутся в сторону Мисураты (200 км восточнее столицы). Теперь, помимо того, что область очищена от бенгазийцев, а если еще вернее – от курируемых частью мисуратовских сил наемников из Бенгази, то произошел и еще один очень важный момент. Силам Х.Хафтара удалось взять под свой контроль область Джуфры, через которые идет ряд серьезных трубопроводов и на территории которой располагаются месторождения углеводородов. Если еще проще – местные племена, которые ранее поддерживали своих соплеменников братьев Джадранов из т.н. «нефтяной гвардии», перешли на сторону Тобрука. Без поддержки местных племенных вождей ни о каком «освобождении» Джуфры не могло бы быть и речи. Братья Джадраны, которые за два последних года постоянно меняли свою лояльность с Тобрука на Триполи или Мисурату, и наоборот, судя по всему окончательно потеряли доверие своей племенной элиты. Это важный момент, поскольку теперь Х.Хафтар, по крайней мере, официально, контролирует не только нефтеналивные порты, но и практически полный цикл нефтеэкспортной  инфраструктуры. В этой связи надо допустить важную оговорку. Этот контроль существует лишь до той поры, пока действует режим лояльности между Х.Хафтаром и местными племенами. То же самое справедливо и по отношению к Феццану, где пока заигрывания Х.Хафтара с местными тубу не дают такого однозначного результата.

С учетом недавнего дипломатического демарша со стороны КСА, ОАЭ, АРЕ и Бахрейна по разрыву дипотношений с Катаром, динамика наступательных действий антикатарских сил в Ливии можно считать частью нынешнего наступления на региональные позиции Дохи. Практически полное освобождение лояльными премьер-министру правительства национального согласия Ф.Сараджа милициями Триполи от прокатарских боевиков на прошлой неделе вкупе с операцией Египта против сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Дерне и освобождением Джуфры – это все очень серьезный удар по катарским интересам в регионе Магриба. Свержение М.Каддафи, если брать по сути, было совместной авантюрой тогдашнего президента Франции Н.Саркози и Дохи, что и привело к нынешнему хаосу. Пока очевидно, что прокатарское лобби сменилось и в Париже, и в Вашингтоне. И эта тенденция сразу же стала заметна региональным противникам и конкурентам Дохи, которые сообща резко усилили свое давление на катарские позиции. Если такая динамика сохранится, то в самом ближайшем будущем от катарского присутствия в Ливии останутся только остатки былого величия, что, кстати, совершенно не означает окончания гражданской войны и смуты. Просто сейчас все сконцентрировались на ликвидации самого основного внешнего конкурента. Такой сценарий с очень ясной перспективой окончания в самое обозримое время еще одного катарского проекта в лице ИГ, как некой структурированной и вертикально действующей силы в Ираке и Сирии, станет самым мощным крахом почти десятилетнего периода катарской новейшей политики, когда Доха самым серьезным образом старалась стать основным региональным игроком и подвинуть с этой позиции Эр-Рияд. Впрочем, пока до этого очень далеко. На стороне Дохи в этом противостоянии Анкара, которая вряд ли оставит своего союзника в одиночестве. Минус этого альянса – смена декораций в США и ЕС и их откровенно антитурецкая и антикатарская позиция. В случае с американцами это выглядит более мягко, в случае с ЕС – жестко, но сути это не меняет. И это пока дает региональным оппонентам Анкары и Дохи преимущество, но далеко не определяет конечного исхода борьбы. Слишком много внутренних противоречий у «нападающих». И достаточно гибкости, денег и сравнительного боевого потенциала армий у «обороняющихся».

52.17MB | MySQL:103 | 0,638sec