Размышления по итогам 172-й конференции ОПЕК и 2-й министерской встречи в формате ОПЕК+. Часть 9

Оценивая влияние сделки в формате ОПЕК+ на мировой рынок и нефтяные цены, президент «Лукойл» В.Ю.Алекперов подчеркнул следующее: «Что касается сделки с ОПЕК, мы исполним те решения, которые будут нам предписаны Министерством энергетики России. Мы считаем, что это сегодня осознанное действие, направленное не на повышение цены, а на стабилизацию цены, что даст возможность и производителям, и потребителям и в настоящий период, и в будущем не иметь стрессов от резких скачков нефти и вверх, и вниз. Потому что все это взаимосвязано. Поэтому мы надеемся, что цена в среднем сохранится на уровне 55 за баррель к 2018 году. В дальнейшем будет рост, наверное, учитывая дефицит. Мы не видим цифр каких-то астрономических, выше 60 долларов за баррель, в ближайшие 3 года, потому что достаточно эффективно развиваются энергосберегающие технологии, альтернативная энергетика. Достаточно активно развиваются нетрадиционные месторождения. Плюс стабильная цена 55–60 долларов за баррель нашу компанию устраивает даже в стратегический период»[i].

В свою очередь, генеральный директор французской компании Total П.Пуянне объяснил, почему венская сделка была продлена до конца марта следующего года: «Если вы посмотрите на спрос, то он не растет равномерно из года в год, а меняется сезонно. В 1-ом квартале он обычно падает, во 2-ом квартале стабилен, но уже в летний период вы видите существенный рост. Автомобильный сезон в США, жара на Ближнем Востоке. В 3-ем квартале спрос на нефть прибавляет до 1 млн баррелей. Вот почему сделка должна была быть продлена. Запасы ожидаемо снизятся к тому моменту. Сегодня запасы в хранилищах в западных странах все еще на 300 млн баррелей превышают норму. Думаю, что к концу года мы увидим снижение на 150 млн баррелей. Если так произойдет, то рынок, конечно, отреагирует позитивно. Я оптимистичен по поводу стабилизации ситуации с запасами. Однако в этом уравнении только одна неизвестная. Это сланцевая добыча в США»[ii].

Топ-менеджер проинформировал, что компания Total, получив официальные письма от стран, которые участвуют в венской сделке, включая ОАЭ, Катар, Анголу, сократила добычу нефти на их территории.

Экваториальная Гвинея, недавно вошедшая в состав Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), в перспективе намерена увеличить добычу «черного золота» до 500 тыс. баррелей в сутки. «Цель – 300 тыс. баррелей в сутки в течение 2 лет, 500 тыс. баррелей в сутки в течение 5 лет», – обозначил долгосрочные планы министр горнорудной промышленности и углеводородов Экваториальной Гвинеи Г.М.Обиангу Лима.

Государство добывает примерно 270 тыс. баррелей в сутки. В 2015 году средний объем производства нефти в стране, по данным ОПЕК, составлял 245 тыс. баррелей в сутки. По этому показателю африканская страна занимала 33-е место в мире.

Напомним, что обязанность сокращать добычу возникла у Экваториальной Гвинеи еще до ее вступления в картель, поскольку она присоединилась к соглашению в формате ОПЕК+ 10 декабря 2016 года в числе 11 государств, не являющихся участниками ОПЕК. Таким образом, пока страна вынуждена ограничивать объем производства в рамках венской сделки, которая в прошлом месяце была продлена до конца 1-го квартала 2018 года.

Как заявил главный экономист норвежской компании Statoil Э.Вэрнесс, соглашение в формате ОПЕК+ с большой долей вероятности окажется пролонгированным и после этого срока. По его мнению, участники сделки будут вынуждены продлить сделку прежде всего из-за резкого увеличения объемов производства сырья американскими компаниями, добывающими сланцевую нефть.

Другой важной причиной Э.Вэрнесс назвал то, что в настоящее время накопленные запасы нефти остаются на высоком уровне и сокращаются слишком медленно. Из-за деятельности американских нефтедобывающих предприятий снижение глобальных коммерческих запасов, вероятнее всего, и дальше пойдет не быстрее, а значит, соглашение в формате ОПЕК+ придется снова пролонгировать. Между тем эксперт все же отметил риск того, что государства-подписанты могут не пойти на продление письменных договоренностей.

Напомним, как подчеркнул главный исполнительный директор «Роснефти» И.И.Сечин, если участники венской сделки внезапно откажутся от нее, компания сможет защитить позиции нашей страны (см. Часть 8).

Ранее министр энергетики России А.В.Новак заявил, что инициатива в формате ОПЕК+, направленная на стабилизацию мирового нефтяного рынка, эффективна: «На текущий момент мы уже наблюдаем снижение товарных запасов нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития – Э.К.) – процесс, который начался в марте и будет ускоряться. Усиливает этот тренд резкое снижение запасов в плавучих хранилищах, то есть в танкерах, где с начала года они снизились больше чем на треть[iii].

[i]Вагит Алекперов: надо добывать нефть из любых месторождений, если это необходимо стране // ТАСС, 01.06.2017. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4300605

[ii]Патрик Пуянне: новые проекты в России – наша долгосрочная стратегия // ТАСС, 04.06.2017. URL: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4311073

[iii]Новак оценил эффект потенциального продления договора по сокращению добычи нефти // Интерфакс, 08.05.2017. URL: http://www.interfax.ru/business/561524

52.35MB | MySQL:103 | 0,456sec