Отчет Управления верховного комиссара ООН по правам человека: расследование военных преступлений в Израиле и Палестине

12 июня 2017 г. Верховный комиссар ООН по правам человека З.Р.аль-Хусейн опубликовал отчет, в котором констатировал провал палестинской и израильской стороны в деле расследования военных преступлений. Документ основан на анализе рекомендаций, представленных ООН участникам конфликта с 2009 по 2016 гг. С методологической точки зрения он построен на рассмотрении нескольких категорий, включая доступность правосудия, особенности ареста и содержания под стражей, соблюдение политических и экономических прав, а также поселенческую активность. В тексте указывается: «Израиль несет основную ответственность за осуществление рекомендаций, адресованных ему, и связан международными обязательствами в области прав человека и международным гуманитарным правом, включая IV Женевскую конвенцию»[1]. Кроме того, от имени Верховного комиссара ООН по правам человека страна критикуется за то, что, в случае расследования военных преступлений, игнорирует роль командования и политических деятелей. Также подозрения структуры ООН высказываются в отношении практики задержаний и административных арестов. Прежде всего, это касается несовершеннолетних палестинцев. По данным документа количество таковых в израильских тюрьмах в 2016 г. составило 319 человек, что превышает аналогичный показатель 2015 г. на 85 %.

Отдельная группа разработанных рекомендаций посвящена израильской поселенческой активности. Верховный комиссар ООН выражает обеспокоенность решениями о строительстве новых единиц жилья, принятыми правительством страны в 2017 г. Израильская политика по данному вопросу характеризуется составителями как «дискриминационная». Отдельно рассматривается вопрос статуса Иерусалима, который, как считают авторы отчета, в результате действий израильских властей теряет экономическую и социальную связь с палестинцами. Более того, подчеркивается, что вызывают сомнения меры, принимаемые относительно доступа к мусульманским святыням города. В числе прочего страна обвиняется в ограничении палестинского населения в праве на свободу передвижения, что преимущественно касается сектора Газы. Наконец, в документе описывается недостаточность информации относительно расследования обстоятельств операции «Нерушимая скала» лета 2014 г., а также констатируется чрезмерное применение силы израильскими военными. В качестве иллюстрации данной тенденции был выбран случай с сержантом ЦАХАЛ Э.Азарией, который выстрелил в лежавшего на земле палестинского террориста, подозревая, что тот может привести в действие взрывное устройство.

Список рекомендаций, адресованных палестинскому руководству, оказался существенно меньше. В большинстве пунктов отчета эта сторона конфликта фигурирует исключительно как страдающая от израильских притеснений. Пожалуй, наиболее весомым упреком является утверждение того, что палестинские вооруженные группы несут ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права, а палестинские власти подозреваются в практике несоблюдения прав человека. Единственное упоминание ХАМАСа встречается в тексте при описании ситуации 2007 г., когда организация установила контроль над сектором Газа. Однако в этом разделе отчета критике вновь подвергается Израиль, установивший блокаду Сектора. Кроме того, в документе отсутствует упоминание о ракетных и террористических атаках в адрес Израиля, равно как не фигурирует и само понятие терроризм. Демонстративное изъятие данного элемента ближневосточных реалий весьма интересно в свете заявлений президента США Д.Трампа о террористических организациях, сделанных в Эр-Рияде, а также ситуации вокруг Катара.

13 июня 2017 г. с резкой критикой в адрес документа выступила постоянный представитель США при ООН Н.Хейли, указавшая, что рассмотренный выше случай является дополнительным свидетельством антиизраильской активности специализированных учреждений ООН, занимающихся правами человека. Кроме того, дипломат напомнила о намерении Вашингтона выйти из состава участников данных структур, что в дальнейшем повлечет за собой отказ от уплаты членских взносов, наполняющих их бюджет. Впрочем, данный комментарий уже не в первый раз звучит из уст представителей нынешней американской администрации. Эту мысль высказывала как сама Н.Хейли, так и госсекретарь США Р.Тиллерсон. Как следствие, у ряда экспертов действительное намерение сделать этот шаг вызывает сегодня такие же сомнения, как и отложенное решение вопроса о переносе посольства из Тель-Авива в Иерусалим.

Ответа на отчет с израильской стороны пока не последовало. Во многом это объясняется тем, что страна уже неоднократно высказывалась об антиизраильской активности учреждений ООН, занимающихся соблюдением прав человека. По словам посла Израиля при ООН Д.Данона, нынешней стратегией государства является развитие диалога с максимально возможным количеством партнеров по всему миру для обеспечения политической поддержки и возможность введения экономических санкций в виде отказа от уплаты членских взносов. Кроме того, внутри страны премьер-министр Б.Нетаньяху планирует начать наступление на израильские правозащитные организации, получающие финансирование из-за рубежа. Предполагается изменить законодательство с тем, чтобы такого рода структуры предоставляли максимально подробную отчетность об иностранных источниках средств.

Таким образом, на нынешнем этапе власти Израиля, судя по всему, не рассматривают угрозу со стороны специализированных учреждений ООН, занимающихся защитой прав человека, в качестве первостепенной внешнеполитической задачи. Это объясняется, с одной стороны, тем, что государство разработало своего рода стратегию действий в отношении их активности, которую считает эффективной. С другой стороны, в данном вопросе израильские представители сохраняют доверие к США, полагаясь на то, что партнер поддержит их усилия в борьбе с бойкотом Израиля. Кроме того, риторика принимаемых сегодня документов и резолюций давно известна, как следствие, не дает палестинскому руководству, стремящемуся к дискредитации противника на международной арене, дополнительного повода для критики, сосредотачиваясь на ставших традиционными пунктах обвинений.

[1] Здесь и далее отчет Верховного комиссара ООН по правам человека цитируется по: Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights. Agenda items 2 and 7. Human rights situation in Palestine and other occupied Arab territories // Human rights Council 6-23 June 2017

52.19MB | MySQL:103 | 0,508sec