Влияние исламского фактора на внешнюю политику мусульманских стран

Влияние на внешнюю политику исламских государств оказывают ряд факторов – интересы господствующего класса, геополитическое положение, связи государств в системе политических и экономических контактов, идеологические установки. В этом ряду факторов мусульманская религия играет свою роль, но она переплетается с другими причинами. Однако говоря об европейских странах, сосредоточенных на относительно узкой территории, мы не употребляем слов «европейско-христианская цивилизация», а говоря об исламских государствах, мы подчеркиваем «арабо-мусульманская цивилизация», подразумевая вместе с тем влияние и на внешнюю политику исламских факторов.

Особенности национальной психологии приверженцев мусульманства приводит к видению мира в черно-белом варианте как борьбы между силами добра и зла. При этом внешний мир рассматривается как враждебный – его судьбы решаются великими державами, между которыми осуществляется экономическое соперничество. Сторонники ислама представляют собою не субъект, а объект отношений между великими державами. Остается, как считают мусульмане,  надеется на чудо.

С точки зрения сторонников мусульманства, мир делится на три части – дар аль-ислам, представляющие собою территории мусульманских стран, дар аль-харб, где живут враги ислама, и дар ас-сульх, находящихся в руках христиан, не враждебных мусульманам. Но салафиты придерживаются другой точки зрения, в соответствии с которой дар аль-ислам представляет собою мир, где живут подлинные мусульмане, связавшие свою жизнь с фундаментализмом, все остальные государства представляют собою дар аль-харб.

Официальные сторонники ислама придерживаются  панарабского или пантюрского подхода. Естественно, на внешнюю политику влияют – и значительно — и другие факторы, в частности, долина Нила для Египта или сахельская зона для Магриба. Но влияние панарабского или пантюрского подходов остается, хотя временами оно переживает  период спадов и период подъемов.

Мусульмане имеют несколько международных организаций.

Организация исламской солидарности (ОИС) была создана в сентябре 1969 г. Первоначально она называлась Организация Исламская конференция (ОИК). Но впервые идея создания «исламского пакта»  была в апреле 1965 г. выдвинута саудовским королем Фейсалом. С его точки зрения, мощь традиционного ислама являлась существенным орудием в борьбе против президента  Гамаля Абдель Насера. Однако против выступили Объединенная Арабская Республика, Алжир, Ирак, Сирия, Йемен и Ливан, и она была отвергнута. В 1969 г. ситуация изменилась. ОАР, САР и Иордания проиграли Шестидневную войну с Израилем в 1967 г. и в связи с этим остро нуждались в поддержке консервативных арабских режимов. И в это время произошел поджог мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Правда, поджог был выполнен не израильским гражданином, а приехавшим в Израиль евреем из Австралии. Но это не имело значения. Король Фейсал потребовал созыва Исламской конференции в Рабате, на которой была создана ОИК.

Высшим органом является конференция глав государств и правительств ее стран – членов, созываемая раз в три года. Политический орган — конференция министров иностранных дел ОИС.  Штаб – квартиру организации представляет собою Генеральный секретариат, находящийся в Джидде вплоть до освобождения Иерусалима. В принципе, ОИС занимается конфликтами в исламском мире, но она не столько эффективна. Впрочем, это правило распространяется и на другие региональные группировки государств третьего мира, типа Лиги арабских государств, Африканского союза или Движения неприсоединения. В то же время особенностью организации является  внимание к проживанию мусульманских меньшинств в странах, не являющихся членами ОИС. К ним относятся положение групп мусульман в Боснии и Герцеговине, на Кипре, в Косово, Кашмире, Северном Кавказе и Поволжье.

Исламский банк развития (ИБР) был создан в 1974 г. Штаб – квартира этой организации находится в Джидде. Высшими органами являются Совет управляющих, Совет директоров и президент. Целью ИБР  содействие в оказании помощи экономическому и социальному прогрессу мусульманских стран и исламских меньшинств. Крупнейшими пайщиками ИБР являются Саудовская Аравия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.

Конгресс исламского мира (КИМ) был создан в 1926 г. по инициативе короля Абд аль-Азиза. Он представляет собою старейшую мусульманскую организацию. Руководящим органом является Высший совет, собирающийся ежегодно. КИМ занимается исследованиями по истории ислама, догматике, философии, организует радиопередачи «Голоса ислама».

Лига исламского мира была создана в 1962 г. Руководящим органам является Совет во главе с генсекретарем. Занимается пропагандой мусульманской веры, содействием строительству мечетей, организацией хаджа. Координирует свою деятельность с ОИС.

В целом, исламский фактор оказывает воздействие на политику стран мусульманского мира, и действие этого фактора будет в обозримом будущем сохраняться.

24.45MB | MySQL:59 | 0,484sec