Катар и Саудовская Аравия борются за поддержку Алжира

В своей попытке выстроить вокруг Катара «дипломатическую стену» Саудовская Аравия и ОАЭ ведут соответствующую информационную обработку руководства других стран прежде всего арабских, против чего Доха принимает со своей стороны контрмеры.

Особое место в этом поединке занимает Алжир, одно из самых авторитетных государств на «левом», североафриканском «фланге» арабского мира, чья позиция, в свою очередь, способна склонить в ту или иную сторону прочих представителей региона.

Как уже мы писали ранее, до сих пор алжирское руководство занимало условно «прокатарскую» позицию, отказываясь поддержать Эр-Рияд в том числе по причине более приоритетных для него связей Алжира с Дохой.

Однако Саудовская Аравия все же пытается изменить эту позицию не только при помощи щедрых денежных подарков алжирским лидерам, но и используя «информационную подготовку», пустив в ход ресурсы СМИ.

В частности, телеканал Sky News Arabia, созданный в 2012 году в ОАЭ (Абу-Даби), синхронно с рядом саудовских СМИ, с 9 июня транслирует передачи, разоблачающие деятельность катарских спецслужб в их работе против Алжира.

В частности, речь идет о том, что практически все нападения, осуществленные в 2011 – 13 годах на территорию АНДР из Ливии, были делом рук Дохи, использовавшей якобы для этого ориентированных на нее местных боевиков.

Соответственно, по версии телеканала, за убийством 6 февраля 2013 года видного политического деятеля Туниса адвоката Шокри Белаида, занимавшегося сбором документов по «катарскому следу» в Ливии, также стоит Доха.

Как утверждают просаудовские и проэмиратские СМИ, этот человек, в частности, раздобыл сверхсекретные документы, уличающие Катар в осуществлении, пожалуй, самого громкого и чувствительного для Алжира теракта в январе 2013 года против газоперерабатывающего комплекса в Ин-Аменасе, от последствий которого страна окончательно оправилась лишь в 2016 году.

По информации Sky News Arabia, эту атаку на деньги Дохи подготовили прокатарские боевики Абдельхакима Бельхаджа и в том числе принадлежавшие к катибе «Эн-Наваси», заручившиеся ради этого поддержкой местного «клона» «Аль-Каиды» (запрещена в России). Данное нападение готовилось в течение нескольких месяцев в окрестностях приграничного с АНДР города Гадамес, где и сосредотачивались предназначенные для участия в нем боевики.

И якобы представители той же группировки, частично избежавшей уничтожения в Ин-Аменасе, совершили месяцем спустя убийство вышеупомянутого Шокри Белаида, который, судя по всему, собирал на них компромат по заданию алжирских спецслужб.

Соответственно, по версии просаудовских и проэмиратских СМИ, Доха является главным финансовым спонсором продолжающихся террористических атак в самом Алжире.

Следует заметить, что уже в 2014 году активность и результативность вылазок против АНДР с территории Ливии заметно снизилась, что может объясняться изменением катарских приоритетов.

Между тем, пока влияние этих информационных вбросов на позицию Алжира представляется минимальным. Во всяком случае, это отнюдь не помешало 15 июня министру иностранных дел Катара Мухаммеду бен Абдель Рахману Аль Тани прибыть в АНДР в качестве почетного гостя, который не скрывал, что прибыл поблагодарить Алжир за занимаемую позицию и в том числе просил алжирское руководство выступить посредником в организации переговоров между Дохой и ее соседями по Персидскому заливу.

По его словам, сказанным на встрече с министром иностранных дел Абделькадером Мессахелем, «Позиция Алжира похвальна. Это первая страна, официально призвавшая все стороны к диалогу с участием других игроков в регионе на основе взаимоуважения друг друга и исходя из стратегической цели сохранения арабского единства и солидарности».

Соответственно, по его словам, Катар и предлагает АНДР стать таким посредником на практике, против чего Алжир не протестует. По мнению главы катарского МИДа, для этого у алжирского партнера есть все необходимые качества: «Алжир, как большая страна в арабском мире, может, через свое влияние в регионе, играть важную роль в межарабских отношениях».

Причина, почему Доха обратилась сейчас к Алжиру с такой деликатной просьбой, очевидна. С одной стороны, несмотря на первый крупный взнос на покупку лояльности США в размере 12 млрд долларов на приобретение американских истребителей, участники конфликта в любом случае захотят решить дело на своей «арабской» кухне.

В этой связи попытки Катара привлечь как посредника Турцию также представляются малопродуктивными. К тому же Анкара с точки зрения ряда местных игроков оказывается скомпрометированной своими активными связями с «Братьями-мусульманами».

Остается дело «за малым» — а именно убедить просаудовский «блок» сесть за стол переговоров, добиться чего, судя по всему, будет очень сложно.

И, судя по последним информационным атакам просаудовских и проэмиратских СМИ на Катар за его участие в террористических выпадах против Алжира, пока еще Эр-Рияд и его союзники не потеряли надежду добиться над Дохой если не непосредственной победы в продолжающемся противостоянии, то, по крайней мере, «покаяния».

Интересной деталью здесь служит то, что «обнародование секретных документов» произошло сразу после того, как МИД АНДР призвал стороны конфликта к диалогу, особо отметив, что арабским государствам необходимо сплотиться перед лицом терроризма, являющимся серьезным вызовом для всех их.

Однако подобные информационные кампании, как представляется, не достигают своей цели. И дело не только в том, что сегодня, в условиях стремительно меняющихся приоритетов, прежние соперники по газу – Алжир и Катар – стали условными союзниками, состоящими, по сути, в едином энергетическом союзе.

В АНДР прекрасно осведомлены о том, кто именно стоял за террористическими вылазками в 2011 – 13 гг., являвшимися не только проявлением конкуренции двух газодобывающих держав, но и местью Алжиру за его позицию во время свержения режима М.Каддафи в Ливии в 2011 году.

Разумеется, ничего этого Катару не забыли, как, впрочем, и того, что куда большую ответственность за разгул террора в самом Алжире в 1990-е гг. несет Саудовская Аравия.

С другой стороны, желание мести с алжирской стороны сменилось прагматичным стремлением заработать на столкновении былых соперников АНДР и, можно сказать, что уже сейчас эти ожидания начинают оправдываться как в отношении получения прямых и косвенных дивидендов (в том числе обещаний Катара вложить дополнительные средства в развитие газовой отрасли Алжира), так и в отношении дальнейшего повышения статуса независимого и авторитетного международного игрока.

52.22MB | MySQL:103 | 0,505sec