О проблемах еврейской репатриациии из Франции в Израиль

Во Франции проживает крупнейшая в Западной Европей еврейская община (478 тысяч человек по данным 2013 года). Более половины ее составляют сравнительно слабо ассимилированные иммигранты из стран Северной Африки (Алжира, Туриса, Марокко и др.), которые поддерживают тесные связи с еврейским государством. Усиление агрессивного исламского антисемитизма во Франции в последние годы подтолкнуло многих французских евреев к репатриации в Израиль или к эмиграции в третьи страны (прежде всего, в канадскую провинцию Квебек, где французский является официальным языком). На 2014 год пришелся апогей еврейской репатриации из Франции. Тогда в Израиль приехали из этой страны более 8 тысяч новых репатриантов. В 2017 году ситуация выглядит совсем по-другому. Согласно данным Министерства алии и абсорбции за первые пять месяцев 2017 года в Израиль прибыло на 58% меньше репатриантов, чем за аналогичный период 2014 года. Если за первые пять месяцев 2014 года в Израиль репатриировались 2174 французских еврея, то за тот же период 2017 года – только 913. Показательно, что в 2015 года за те же месяцы из Франции прибыло в Израиль 1887 новых репатриантов, а в 2016 году – 1223. Таким образом, тенденция к постепенному сокращению алии из Франции налицо.

В последние недели в израильских СМИ активно муссируется тема сокращения числа репатриантов, прибывающих из Франции. Этому есть две основные причины:

  1. Как уже было сказано, во Франции проживает крупнейшая в Западной Европе еврейская община. Она является в потенциале одним из основных ресурсов увеличения еврейского населения Израиля за счет репатриации. Сокращение масштабов алии из этой страны не может не вызывать обеспокоенности израильских правительственных учреждений.
  2. Французские евреи имеют достаточно мощное лобби в Израиле, и они активно используют его для улучшения условий абсорбции (устройства в Израиле) уже репатриировавшихся французских евреев или тех, кто планирует репатриироваться из Франции в ближайшее время.

Чаще всего высказывается мнение, что главной причиной сокращения числа репатриантов из Франции является неудачная абсорбция многих из них. Главным образом упоминаются трудности в сфере трудоустройства, приобретения жилья и интеграции детей-репатриантов в израильские общеобразовательные учреждения. Автор, который 27 лет назад сам был новым репатриантом, может с уверенностью утверждать, что к трем приведенным выше пунктам сводятся основные проблемы подавляющего большинства новый репатриантов, прибывающих из диаспоры в Израиль (а, возможно, не только в Израиль).

В Израиле существует специальное Министерство алии и абсорбции, ответственное за прием и устройство новых репатриантов. Корреспондент израильского еженедельника «Макор ришон» Цвика Кляйн в этой связи обратился в него за разъяснениями. По его словам, некие высокопоставленные представители Министерства алии и абсорбции, имена которых он не называет, заявили ему, что «было проведено так много обсуждений во всех комиссиях Кнессета, чтобы удалить препятствия, но дело не движется. Решения проблемы трудоустройства,  предлагаемые Министерством алии и абсорбции, подходят для периода двадцатилетней давности. Почему не действуют для того, чтобы решить проблему трудоустройства еще в странах исхода, до репатриации?» Последняя фраза свидетельствует о том, что чиновники министерства перекладывают ответственность за сокращение масштабов репатриации из Франции на Еврейское Агентство (Сохнут), которое, в отличие от Министерства алии и абсорбции, работает с потенциальными репатриантами в странах исхода. Помимо этого, чиновники Министерства алии и абсорбции сказали Цвике Кляйну, что  «невозможно обвинять только Министерство алии и абсорбции. Все министерства должны были действовать, чтобы решить эту проблему, однако этого не удалось сделать».

Что касается официальной реакции Министерства алии и абсорбции на обращения журналистов по поводу сокращения масштабов репатриации из Франции, то она была следующей: «Уже в 2014 году Министерство алии и абсорбции при посредстве национальных учреждений (имеется в виду Еврейское Агентство – В.Ч.) инициировало работу по стимулированию репатриации из Франции. Министерство продолжает и будет продолжать развивать и расширять эту деятельность, которая включает в себя разнообразные ярмарки (трудоустройства – В.Ч.), информационные вечера и семинары. Что касается абсорбции в Израиле, то министерство провело несколько целевых решений в пользу репатриантов из Франции в сфере индивидуальной помощи и для устранения препятствий в различных сферах трудоустройства, образования и др. Масштабы репатриации являются следствием многих переменных, по большей части многолетних, которые касаются факторов, выталкивающих репатриантов из страны исхода, и факторов, привлекающих их в Израиль». С последней фразой этого заявления нельзя не согласиться на строго научном, социологическом уровне, однако в контексте общественного обсуждения проблем новых репатриантов из Франции, которое идет сейчас в Израиле, эта фраза звучит неубедительно.

Ход репатриации французских евреев в Израиль изучал в последние годы доктор Дов Маймон из «Института политики еврейского народа» (JPPI – неправительственное исследовательское учреждение, созданное в 2002 году Еврейским Агентством. Размещается в кампусе Еврейского Университета в Иерусалиме). Он в частности рассказал: «В прошлом месяце я выступал с лекциями в еврейских общинах Парижа и Марселя и сказал им, чтобы они посылали молодых людей и пенсионеров (поскольку эти категории репатриантов не нуждаются в поисках работы – В.Ч.). К сожалению, я не сумел подвинуть эти семьи на репатриацию».

Помимо сугубо исследовательской работы, доктор Дов Маймон был одним из самых ярких активистов, помогавших репатриации евреев из Франции и их абсорбции в Израиле. Однако, по его словам, в прошлом году он перестал заниматься этим вопросом из-за «отсутствия серьезности со стороны правительства Израиля в продвижении действенных программ, способных изменить ситуацию». По его мнению, система абсорбции репатриантов в Израиле, «возможно, подходит для репатриантов из России, но не для репатриантов из Западной Европы». Последняя фраза, несомненно, содержит намек на то, что в последние годы Министерство алии и абсорбции находится под контролем репатриантов из бывшего СССР (с марта 2009 по май 2015 года министром алии и абсорбции была Софа Ландвер из партии «Наш дом-Израиль», с мая 2015 по май 2016 года – Зеэв Элькин из Ликуда, а с мая 2016 года – снова Софа Ландвер), которые якобы приспосабливают программы этого министерства под нужды своих земляков.

Представляется, что заметно более предметен в своих высказываниях по рассматриваемой теме был генеральный директор крышевой организации репатриантов из Франции в Израиле Ариэль Кандель, который  сказал, что с одной стороны есть сокращение на 60% в масштабах репатриации их Франции, «а с другой стороны, из обследования, проведенного правительственным институтом во Франции, следует, что 43% евреев Франции заявили, что они хотят репатриироваться в Израиль. В том числе 13% заявили, что они серьезно настроены по отношению к репатриации. Это означает, что порядка 60 тысяч (французских – В.Ч.) евреев хотят репатриироваться в Израиль. Так почему же есть сокращение?

Если Государство Израиль хочет привлечь качественную алию, оно должно инициировать удобные программы абсорбции, как для выходцев из Эфиопии (термин «выходцы» вместо термина «репатрианты» был использован в данном случае намеренно. В последние годы в Израиль приезжают из Эфиопии лица, не имеющие права на репатриацию, то есть не являющиеся евреями ни по каким критериям. Они въезжают в Израиль на основе воссоединения семей и проходят процедуру перехода в иудаизм – «гиюр», чтобы получить право на израильское гражданство и статус новых репатриантов. Из-за крайне низкого образовательного и профессионального уровня выходцев из Эфиопии для их абсорбции существуют специальные программы – В.Ч.), а также помочь, как помогают репатриации из такой богатой страны, как США, через организацию «Нефеш ба-нефеш», которая частично финансируется государством. Закончилась эпоха плавильного котла – людям нужна легкая абсорбция на первом этапе, и лишь после этого они будут абсорбированы в израильское общество. Успешная абсорбция это наилучший путь мобилизовать новых репатриантов».

52.26MB | MySQL:103 | 0,508sec