Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 10

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Закончив разделы, озаглавленные «Образование» и «Структурные проблемы», продолжаем рассмотрение раздела «Черноморский бассейн» и, в частности, украинскую проблематику. Как пишет автор документа, Турция не признала «оккупацию» Крыма и начала оказывать всевозможную поддержку крымским татарам.

Далее автор отмечает, что в период напряженности между Россией и Украиной и через неё – с Западом, политика, проводимая Турцией, не носила «принуждающего» характера. Турция укрепляла связи с Украиной и оказывала в международных дипломатических кругах поддержку крымским татарам. Даже невзирая на то, что «оккупация» Россией Крыма стала шагом, изменившим «игру» в сфере безопасности и торговли в черноморском бассейне в пользу России и соответственно в минус Турции. И даже невзирая на это вопрос на международной арене перешёл в плоскость отношений между США и Россией, что стало барьером к тому, чтобы голос Турции по Украине был бы услышанным.

Как подчеркивает автор документа, черноморский бассейн имеет для Турции стратегическое значение с точки зрения безопасности, торговли и оси её отношений с «родственными народами». После «оккупации» Крыма, как напоминает автор, начальник Генерального штаба России сделал заявление, в котором указал, что сфера влияния Турции в Черном море была серьёзным образом ограничена. И тут же он указывает, что с геополитической точки зрения Черное море является одним из важнейших коридоров на пути из Центральной Азии и Южного Кавказа в Европу. По этой причине, черноморский бассейн как с точки зрения торговли и маршрутов поставки энергоносителей, так и с точки зрения безопасности имеет значение для региональных стран и в глобальном масштабе.

Демонстрация военной силы Россией как в Грузии, так и на Украине с целью препятствования развитию их отношений, по словам исследователя, стала наглядным свидетельством того, насколько «Кремль может быть агрессивным» в отстаивании своих региональных интересов.

В то же самое время, Турция в сотрудничестве с США и Украиной выступила против России. В последние годы Россия, начиная с присоединения Крыма предприняла ряд шагов, которые усилили её влияние в черноморском бассейне.

Следующий раздел отчёта называется «Предложения по политике». Перечислим меры, предлагаемые автором документа турецким политикам, ответственным за принятие решений.

  • Сферы сотрудничества между Россией и Турцией находятся под влиянием политических противоречий между двумя странами. Как стало понятно в ходе «последнего самолётного кризиса», шаги, предпринимаемые в одной сфере, с легкостью могут в своих основах затрагивать сферы сотрудничества. Эта ситуация должна побудить людей, ответственных за принятие решений (с турецкой стороны, разумеется — В.К.), дважды продумывать шаги каждого предпринимаемого шага.
  • Россия, по численности населения в два раза большая, чем Турция, и по площади территории – в семнадцать раз. Турция занимает важное место в ряду тех стран, с которыми у России налаженное стратегическое сотрудничество и отношениям с которой Россия придает важность.
  • Россия до сих пор «беспроблемным образом» не перешла от плановой экономики к либеральной экономической модели. По этой причине российский рынок является привлекательным и низкоконкурентным практически во всех отраслях торговли (на самом деле, насчёт «низкоконкурентности» автор отчёта не совсем прав – отечественный рынок уже достаточно основательно и прочно поделен между всеми его участниками — В.К.). В значительной степени на российский рынок проникли именно турецкие строительные компании. В этом смысле наблюдается определенный перекос: на фоне заметных глазу успехов турецких строителей видно, что потенциал в других отраслях остается недоиспользованным. С целью преодоления этой ситуации необходимо поощрять инвестиции турецких компаний в каждую из отраслей. Для чего должна вестись работа с российским правительством с тем, чтобы оно обеспечивало льготные режим и защиту турецких инвестиций (тут можно предложить российским руководителям поддерживать не только инвестиции, но и бизнес-иммиграцию с целью ассимиляции турецких бизнесменов — В.К.).
  • Россия, располагая наследством, оставленным Советским Союзом, от атома до космоса и технологически опережает Турцию. Турция, начав с сотрудничества с Россией в атомной сфере должна с помощью России развивать технологии в стратегических областях, включая космос (сценарий, при котором Россия будет развивать турецкий хайтек на фоне имеющихся политических противоречий смотрится довольно фантастическим — В.К.).
  • Туризм, являющийся одним из важнейших пунктов турецко-российской повестки, в значительно мере опирается на продажи туров туристическими агентствами, зарегистрированными в России. Турция должна знакомить российских туристов с турецкой «религиозной и культурной мозаикой» (заметим, что религия упоминается автором документа, причем, на первом месте — В.К.). Это, по словам автора, позволит развивать туризм в этих сферах, а также привлекать туристов в Турцию с более высоким уровнем доходов (действительно, можно констатировать, что зажиточные туристы предпочитают Турции другие направления — В.К.). Шаги в этом направлении позволят познакомить Россию со всеми «богатствами Турции», а также увеличить доходы от туристического бизнеса.
62.83MB | MySQL:102 | 0,650sec