Американская нефть и соглашение в формате ОПЕК+. Часть 2

Прежде чем перейти к анализу влияния американского фактора на мировой нефтяной рынок, автор счел полезным сообщить о последних событиях, связанных с санкциями Соединенных Штатов в адрес России.

Примечательно, что в своем новом санкционном законопроекте американский Сенат собрал в одну корзину все претензии к России – «нарушение территориальной целостности Украины и Крыма, наглые кибератаки, вмешательство в американские президентские выборы, а также продолжающуюся агрессию в Сирии». США решили наказать всех, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» Дамаску, кто предоставляет «товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» для строительства российских трубопроводов. Законопроект пока окончательно не принят, но велика вероятность, что это будет сделано.

«Сирийская» часть санкций, кстати, предполагает очередной виток конфронтации с Ираном, с которого в начале прошлого года были сняты западные санкции и с которым Европа активно налаживает мосты в области поставок энергоносителей.

Теперь переходим к нефтяному рынку. По заявлению министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалиха, сланцевая нефть Соединенных Штатов необходима рынку, но все хорошо в меру.

Любопытно, что еще до подписания венских соглашений в ноябре и декабре прошлого года королевство боролось с американскими конкурентами. Монархия считала, что низкие цены на «черное золото» рано или поздно «удушат» добычу сланцевой нефти в США. Однако этот бизнес был хорошо застрахован. К тому же себестоимость добычи снижалась довольно быстрыми темпами. В итоге пострадала сама Саудовская Аравия, которая ввиду относительно низких нефтяных котировок 2 года подряд сводила государственный бюджет с гигантским дефицитом.

«Нам необходимы новые источники нефти, чтобы компенсировать снижение добычи на традиционных месторождениях. Определенно добыча нетрадиционной нефти, сланцевой нефти, будет играть ключевую роль. Единственной проблемой, с которой мы сталкивались, был темп роста добычи такой нефти», – подчеркнул Х.аль-Фалих.

Глава ведомства также отметил, что пролонгированное соглашение о сокращении нефтедобычи в формате ОПЕК+ добычи на руку в том числе и производителям сланцевой нефти в США, которые извлекут выгоду из сделки, заключенной без их участия. «Единственное, на что мы можем надеяться, что темп роста добычи сланцевой нефти будет умеренным как можно дольше», – подчеркнул саудовский политик.

В свою очередь, генеральный секретарь Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) М.Баркиндо выразил надежду на то, что в перспективе картелю удастся наладить более конструктивный диалог с американской стороной.

Американская деловая печать отметила, что ОПЕК находится в тупике, обладая небольшим пространством для маневра, и основная причина этого – нефтяной сектор Соединенных Штатов. Картель рассчитывал на то, что американская сланцевая индустрия слишком слаба и не сможет восполнить недостающие объемы сырья на рынке, но он ошибался.

Как оказалось, конкурирование со сланцевым сектором США означает соперничество с американским фондовым рынком и его финансовой инженерией – и это не самая радужная перспектива для государственных нефтяных компаний Саудовской Аравии, Нигерии и многих других стран. С момента заключения венских письменных договоренностей добыча нефти в Соединенных Штатах начала расти, нацеливаясь на достижение рекордного уровня выше в следующем году.

Крупные нефтедобывающие страны уже устали от низких цен на «черное золото». В этой связи они намерены сократить мировое предложение примерно на 2%, чтобы снизить избыточные мировые запасы нефти в хранилищах и укрепить цены.

Саудовская Аравия особенно остро заинтересована в росте цен на нефть, учитывая запланированное первичное публичное размещение акций (IPO) государственной нефтяной компании Saudi Aramco в 2018 году. Частично приватизировав это предприятие, королевство рассчитывает заработать не менее 100 млрд долларов для того, чтобы диверсифицировать экономику и снизить зависимость от нефтяных доходов.

До настоящего момента американский сланцевый сектор продолжает внедрять инновационные разработки и сокращать расходы. Совершенствуются технологии (используемые при горизонтальном бурении, гидроразрыве пласта), которые позволяют извлекать сырье из месторождений, расположенных в Техасе, Северной Дакоте.

Частные инвесторы продолжают вкладывать средства в сланцевые компании даже после того, как многие из них обанкротились из-за падения цен на нефть в 2014 году. Между тем американские буровые предприятия разработали ряд финансовых инструментов (специальные контракты, именуемые хеджами, колларами, свопами), которые позволяют эффективно фиксировать цены на нефть для будущей продажи и страхуют от убытков в случае падения цен.

С начала текущего года государства, подписавшие соглашение в формате ОПЕК+, прилагают усилия для суммарного сокращения добычи более чем на 1,8 млн баррелей в сутки. За это же время США нарастили добычу приблизительно на 750 тыс. баррелей в сутки. Устойчивость добычи в Соединенных Штатах (см. Часть 1), а также рост производства «черного золота» в Канаде и Бразилии вынуждают участников венской сделки действовать в направлении сокращения мировых запасов в хранилищах.

52.2MB | MySQL:103 | 0,464sec