Катарский кризис с точки зрения Тегерана на фоне некоторых второстепенных признаков

По мере того, как ряд арабских стран, начиная с 5 июня, ввели и продолжают диверсифицировать санкции против Катара, оказавшие, особенно, в первые несколько дней, весьма ощутимое влияние на повседневную жизнь подданных эмирата, одним из немногих иностранных лидеров, первым направивших эмиру Тамиму бен Хамаду Аль Тани устное послание поддержки, был президент Ирана Хасан Роухани.

Послание было доставлено в Доху Хусейном Джабари аль-Ансари, помощником министра иностранных дел Ирана по вопросам сотрудничества с арабскими и африканскими странами, который встретился с министром иностранных дел Катара, шейхом Мухаммедом бен Абдель Рахманом и подробности его не раскрываются. Однако главой МИД Катара иранская политика в регионе охарактеризована, как  «положительная», а сотрудничество с ним, «преобладающим» для эмирата, «по сравнению с другими соседними странами», — об этом упомянул пресс-секретарь МИД Ирана Бахрам Касеми.

Приезд министра, со слов Б.Касеми, «является продолжением иранских усилий, направленных на укрепление сотрудничества, повышения стабильности в регионе, упрочения исламской солидарности».

Катарское информационное агентство ограничилось упоминанием, что «действительно, эмиру Катара было передано устное послание иранского президента». По понятным причинам, ни катарцам, ни иранцам сейчас не выгодно раскрывать какие-либо дополнительные подробности послания, равно как и ответа на него, данного эмиром Тамимом.

Полученное на пике обострения отношений с рядом арабских стран, оно должно оставаться как можно более долго не преданным широкой огласке, ибо, всем понятно, не упомянуть о текущем кризисе Х.Роухани не мог. Равно, как и не обозначить возможную реакцию Ирана на, последуй оно, обострение обстановки. Учитывая широкие иранские возможности по политическому, дипломатическому и военно-стратегическому маневрированию в связи с обострением вокруг Катара – хотя бы с точки зрения того же газового месторождения «Южный Парс», частью которого владеет ИРИ, выбор держать противника как можно дольше в неведении вполне оправдан. Пусть ломают головы, над тем, какие «реперные точки» были сообщены катарскому руководству.

Тем не менее, некоторые факты красноречиво говорят сами за себя:

Али Абидзаде, директор иранской Организации гражданской авиации подтвердил, что самолеты катарских авиалиний без каких-либо препятствий могут продолжать пользоваться транзитом через воздушное пространство Ирана. Закрытие арабскими соседями Катара своего воздушного пространства привело к тому, что все рейсы из Дохи в Европу, США и Центральную Азию перенаправлены в настоящее время через Иран. Общее количество транзитных авиарейсов над Ираном выросло до 1 100(!) в сутки.

Количество морских грузовых рейсов из портов Ирана в Катар выросло, чуть ли не в геометрической прогрессии. Суда везут мясо кур, охлажденное и замороженное, баранину, сухое молоко, бутилированную питьевую воду, растительное масло, муку, так, что ни о каком продовольственном кризисе в эмирате говорить не приходится. Как и том, что никто и не пытается помешать этим перевозкам, несмотря на досадный инцидент с иранским рыболовецким судном, обстрелянном и задержанном береговой охраной Саудовской Аравии.

Катарский министр и гость из Тегерана обсудили поездку министра иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ, Абдаллы бен Зайеда в США и его встречи с представителями Конгресса, равно как и то, что до сих пор страны-инициаторы конфликта не удосужились передать Кувейту, считающемуся их представителем и выступившим с инициативой посредника, «каких-либо внятных предложений, или требований, направленных на урегулирование противоречий».

Примечательной является позиция, занятая Суданом. Участвуя в действиях аравийской коалиции в Йемене, Хартум, воспринимается как союзник Саудовской Аравии. Однако, когда послы КСА, ОАЭ и АРЕ потребовали от министра иностранных дел Судана Ибрагима Гандура обозначить позицию его страны насчет катарского кризиса, ответ последнего содержал тезис о «поддержке инициативы эмира Кувейта и необходимости урегулирования споров путем переговоров».

Газета Sudan Tribune опубликовала редакционную статью, из которой следует: Судан занял нейтральную позицию в отношении катарского кризиса.

Еще одним обстоятельством, избегнувшим информационной огласки, стали несколько акций протестов, произошедших около посольств КСА, ОАЭ, Египта, Бахрейна и Йемена в ряде европейских государств, с требованиями прекратить «давление на Катар», а также факты сотен телефонных и сетевых атак на телефоны диппредставительств, содержавших те же требования. В ряде случаев, например, в Лондоне, число протестующих демонстрантов превысило несколько сотен человек. Инициатором акций выступил, в частности, «Британский исламский союз».

Таким образом, подводя некоторый итог развития конфликта вокруг Катара, можно сделать вывод: в целом, ситуация, как мы и некоторые эксперты, объективно указывали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока, перешла в стабильную фазу, своеобразного «среднеустойчивого равновесия». Причем, позиция Катара в краткосрочной перспективе, выглядит предпочтительнее, особенно на фоне известия из Саудовской Аравии о смене наследника престола.

Однако, в дальнейшем, обстановка может измениться, и не в лучшую сторону, поскольку к власти в Саудовской Аравии, в полном, практически всеобъемлющем смысле этого слова, пришел тот человек, который является одним из самых активных сторонников обострения конфликта с Дохой. По всей видимости, Катару следует во всех смыслах воспользоваться этой передышкой, в пару-тройку недель, пока оппонирующая ему Саудовская Аравия неизбежно не сделает следующий шаг. Не исключено, что Доха сделала за эти дни все возможное, чтобы заручиться поддержкой Багдада, Аммана и Алжира, активно ведет консультации с Тегераном и Анкарой и продолжает диверсифицировать источники поставок продовольствия, медикаментов и товаров народного потребления. Надеяться на то, что сирийские события или ситуация с референдумом о независимости Иракского Курдистана отодвинут развитие катарского кризиса на второй план, по нашей оценке, не стоит. Особенно с учетом того, что Катар вполне способен предпринять очередные неординарные шаги на любом из многочисленных региональных участков противостояний.

52.39MB | MySQL:103 | 0,582sec