Напряженность в отношениях между партиями «Еврейский дом» и «Наш дом – Израиль»

Религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» претендует на роль представителя поселенцев в правительстве Израиля. И она действительно тесно связана с поселенческим движением. В нынешней ситуации, когда лидеры поселенцев обвиняют правительство в ограничении права евреев на строительство жилья в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) это обстоятельство автоматически подталкивает ее к конфликту с партией «Наш дом – Израиль», председатель которой Авигдор Либерман, как известно, занимает пост министра обороны Израиля. Это означает, что, среди прочего, он фактически определяет вместе с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху политику в отношении строительства в еврейских поселениях.

Председатель партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет не упускает случая, чтобы подвергнуть критике Авигдора Либермана и обвинить его в недостаточной правизне и в недостаточной поддержке поселенцев. И это при том, что Авигдор Либерман много лет живет в поселении Нокдим, а Нафтали Беннет никогда не жил в поселениях (он живет в городе Раанана). Очередной виток напряженности в отношениях между двумя этими министрами и, соответственно, между возглавляемыми ими партиями, входящими в правящую коалицию, начался в пятницу, 23 июня. На этот раз поводом к нему послужило заявление министра обороны Авигдора Либермана о том, что он в принципе готов к тому, чтобы проживающие сейчас в арабских странах палестинские беженцы (и соответственно их потомки) вернулись в города Иудеи и Самарии, находящиеся под контролем Палестинской национальной администрации (ПНА). Так был истолкован Нафтали Беннетом короткий пост следующего содержания, опубликованный лидером НДИ в «Фейсбуке»: «Чтобы было ясно относительно урегулирования с палестинцами – мы не согласимся на то, чтобы хотя бы один беженец вернулся внутрь границ 67 года (то есть линий прекращения огня между Израилем и арабскими государствами, существовавшими с момента окончания Войны Израиля за Независимость в 1949 году и до Шестидневной войны 1967 года – В.Ч.). Если они захотят принимать их в Шхеме (Наблусе – В.Ч.), в Хевроне и в Калькилии, пусть принимают».

Нафтали Беннет отреагировал на данный пост с возмущением, написав: «Нет, Ивет. Это грубая ошибка. И мы не позволим этого. Ни один потомок никакого палестинского беженца не пересечет Иордан на территорию Эрец-Исраэль. Тот, кто впустит миллионы потомков палестинских беженцев в Иудею и Самарию, уничтожит еврейское большинство, которого мы достигли между морем и Иорданом (то есть на территории собственно Израиля + в Иудее и Самарии – В.Ч.). Они живут в Ливане? Пусть станут там гражданами. Они живут в Египте или в Иордании? Пусть получат гражданство там. Я напомню тебе: Во время Войны за Независимость появились 650000 еврейских беженцев, которые были изгнаны из арабских стран. Они прибыли в Израиль и, конечно, немедленно стали гражданами Израиля. Проблема потомков палестинских беженцев будет решена в местах их проживания (Ливан, Сирия, Иордания, Ирак и т.п.), а не между Иорданом и морем. Есть достаточно территорий в арабских государствах (в 300 раз больше, чем Израиль!) и нет необходимости пускать их сюда. Привести миллионы палестинцев в Калькилию, расположенную на шоссе номер шесть (важнейшее скоростное шоссе, соединяющее окрестности Хайфы с Северным Негевом через окрестности Тель-Авива. Оно проходит в нескольких сотнях метров от окраины Калькилии – В.Ч.), это демографическая катастрофа, а также катастрофа в сфере безопасности. Поэтому, Ивет: ни один беженец не пересечет Иордана. Ни линии 67 года, ни линии 48 года (в данном случае имеются в виду границы британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, существовавшей до провозглашения независимости Израиля в мае 1948 года – В.Ч.)».

Следует добавить, что упомянутый пост Авигдора Либермана сопровождался видеозаписью его выступления на Герцлийской конференции по вопросам безопасности (ежегодная конференция, проводимая с 2000 года элитным частным высшим учебным заведениям «Междисциплинарный центр в Герцлии» – В.Ч.), состоявшегося в четверг. Собственно, в этом выступлении и прозвучали опубликованные в «Фейсбуке» слова, вызвавшие негодование Нафтали Беннета. Помимо этого, лидер НДИ сказал на упомянутой конференции, что «никогда больше не будет премьер-министра, который предложит палестинцам больше Эхуда Ольмерта (Имеется в виду мирная конференция в Анаполисе 2007 года. Премьер-министр Эхуд Ольмерт объявил на ней о готовности пойти на далеко идущие уступки палестинцам, однако окончательное урегулирование в результате этого так и не было достигнуто – В.Ч.)». Авигдор Либерман также выразил пренебрежение по поводу значения урегулирования конфликта с палестинцами для Израиля. «Не должно быть иллюзий, — сказал он, — Даже окончание конфликта с палестинцами не решит проблем, оно увеличит их. Следует достичь, прежде всего, региональное урегулирование с умеренными суннитскими государствами и только потом – соглашение с палестинцами».

Несмотря на то, что и «Еврейский дом» и НДИ являются, безусловно, правыми партиями, несмотря на то, что обе они исходят в своих программных документах из того, что еврейский народ имеет право на всю Эрец-Исраэль между Средиземным морем и Иорданом, их стратегия и их политическая риторика различны. Различна и их целевая аудитория: достаточно упомянуть о том, что во фракции «Еврейского дома» в Кнессете нет ни одного уроженца СССР или, хотя бы, уроженца Израиля, родители которого репатриировались из СССР. А во фракции НДИ, именуемой до сих пор «израильской партией с русским акцентом», нет ни одного депутата, который носил бы кипу. В этой связи уместно сделать предположение, что нападки Нафтали Беннета на Авигдора Либермана имеют своей целью укрепление его положения среди сторонников религиозного сионизма, а не борьбу с лидером НДИ за голоса его традиционных избирателей. Можно также утверждать, что этот конфликт (как и предыдущие витки напряженности в отношениях между «Еврейским домом» и НДИ) не представляет реальной угрозы для целостности правящей коалиции. Он является одним из элементов кампании поселенцев по оказанию давления на правительство (прежде всего, на премьер-министра и министра обороны) при посредстве своих представителей в этом же правительстве, в роли которых выступают министры от «Еврейского дома» Нафтали Беннет и Аелет Шакед (министр юстиции).

52.2MB | MySQL:103 | 0,515sec