О подготовке к проведению референдума о государственном суверенитете Курдистана

Как известно, 25 июля 2017 г. в Иракском Курдистане должен состояться референдум о независимости этого федерального округа от остального Ирака.  То есть, будет объявлено о создании нового государства – Курдистана. Ранее, на страницах сайта Института Ближнего Востока, коллектив авторов, освещающих эту проблематику, неоднократно и единогласно сходился во мнении: это преждевременный, во многом, конъюнктурный, и даже провокационный шаг, неизбежно ввергнет Ирак, и, скорее всего, соседние территории Ирана, Турции и Сирии в новую войну. Собственно, с подачи США, часть этой войны уже идет, на территории Сирии, где подготавливается западный сегмент будущего Курдистана, смеем надеется, обреченный на фиаско, не нужный ни Сирии, ни Турции, ни России, которые постараются сделать все, чтобы этого не произошло. По большому счету, вся большая игра на территории Сирии и Ирака, вот уже как последние три года, идет вокруг курдского вопроса. И, поневоле, задаешься вопросом, это у американцев получилось, как чаще всего бывало в последнее время, спонтанно, и по глупости, или ставка делалась и на «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и на курдов, а там, как вывезет? Мы не умоляем закономерности происходящих в регионе сложных и взаимосвязанных процессов, многие из причин которых, относятся, самое раннее, еще к прошлому веку, но, применительно к Ираку, пытаемся представить себе, ту часть американского плана, которая определила бы что будут делать части ВС США, когда между иракской армией и шиитским ополчением с одной стороны, и отрядами пешмерга с другой начнутся широкомасштабные вооруженные столкновения? Когда-то, в середине 1980-х гг. с подобной дилеммой столкнулись советские военные советники, вынужденно оказавшиеся по разные стороны фронта во время короткой войны между Южным и Северным Йеменами (НДРЙ и ЙАР). Ну, воевали друг с другом, случалось, и в плен брали бывших сослуживцев…

Внимательно отслеживая все новости на этот счет, мы вынуждены сегодня констатировать: закулисные силы, вынашивавшие идею в ее нынешнем воплощении, последовательно и осознанно ведут дело именно к этому, и шансов избежать нового кровопролитного конфликта, с каждым днем становится все меньше.

Повторимся, мы не оспариваем права курдского народа, как и любого другого, на самоопределение. Но, мы выступаем против нынешней формы и времени проведения референдума, который, согласно официальным заявлениям курдского руководства и политиков должен проходить и на территориях соседних провинций, чей статус закреплен в Конституции Ирака, как спорный, речь, прежде всего, идет о Киркуке. И о части провинций Найнава (Ниневия), Анбар и Дияла.

Большая часть их территорий лишь недавно перестала быть полем боевых действий, значительная часть местного населения была вынуждена покинуть свои дома, в ряде случае отмечалось искусственное изменение демографических пропорций с помощью ввода на сопредельные территории курдских военизированных формирований. Все это не способствует объективному подсчету количества жителей курдской и некурдской национальностей и, с этой точки зрения, о преждевременности таких действий, и об их противоречии действующим конституционным и местным законодательным положениям, неоднократно говорилось и на местах, и в Багдаде, и, даже, некоторыми оппозиционными политиками в Эрбиле.

В этой связи, часть прокурдски настроенных законодателей в Киркуке, а также сам губернатор этой провинции, весной этого года организовали провокации, связанные с подъемом флага Курдистана над государственным учреждениями в качестве элемента государственной символики, а также попытались внести изменения в нормы положения о проведении референдума и правилах подсчета численного и этнического состава голосующих.

Эти попытки были решительно осуждены как на местном, так и на федеральном уровне.

Подобные «игры с огнем», как их охарактеризовали депутаты от курдского оппозиционного блока «За перемены», движения «Горан», и в парламенте региона, и в центральном законодательном органе Ирака, являются «безответственными и, не чем иным, как воплощением амбиций части курдского руководства». Кстати, и среди членов Демократической партии Курдистана и среди членов Патриотического союза Курдистана, не все поддерживают нынешний курс на отделение от Ирака.

Что касается международного сообщества, то недавние робкие попытки представителей Евросоюза призвать Эрбиль «не предпринимать односторонних шагов» не были приняты в расчет и выглядят достаточно жалко. Американские представители каждый раз пускаются в туманные рассуждения насчет «прав человека, наций, верховенства свободы и защиты идеалов демократии», что в данном случае может восприниматься и трактоваться каждой из сторон в своих собственных интересах.

Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади в очередной раз предупредил курдское руководство о недопустимости нарушения конституции страны.

Президент курдской автономии М.Барзани, в свою очередь, призвал все курдские политические силы сплотиться, и «защитить исконное право курдского народа на самоопределение».

Очевидно, что и в Багдаде, и в Эрбиле отдают себе отчет в том, что развитие ситуации может принять силовой характер и обе стороны активно готовятся к такому сценарию.

Ключевым моментом тут становится степень вовлеченности жителей Киркука в предстоящее голосование. Лидеры местных суннитской и туркоманских общин однозначно заявили о том, что их племена не примут участие в нем и проигнорируют его результаты. Если власти провинции попробуют провести референдум на ее территории, не исключено введение прямого федерального правления и военного положения во всем Киркуке со всеми вытекающими последствиями, прежде всего, запрете на политическую деятельность. В прикладном плане, лояльные Багдаду, и суннитские, и туркоманские военизированные формирования давно отмобилизованы, получили вооружение и боеприпасы и развернуты во всех нужных местах.

Возможно, один из планов Эрбиля, как раз и состоит в том, чтобы устроить своеобразный гамбит, пожертвовать в итоге, Киркуком, но «под шумок» провести легитимное голосование в столичной провинции региона, в Дохуке и в Сулеймании, в конец концов, нефть нефтью, но, и на отсоединяющихся территориях, ее достаточно. Для клана Барзани, более чем.  Мы бы не преувеличивали значимость Киркука для курдов именно с этой точки зрения. Как максимум, возможно вооруженное размежевание по линии проживания курдской части населения провинции, но, вероятность его купирования собственно, Киркуком, стремится к нулю. Ведущие иракские политические силы, руководство силового блока и шиитского ополчения и прямо, и косвенно заявляли о готовности защитить территориальное единство Ирака всеми доступными средствами, то есть, если война с курдами начнется, она начнется везде.

Как конкретно тогда будут развиваться события, не возьмется сегодня предсказать никто. Но мы считаем, что, на сегодня, шансы Иракского Курдистана обрести таким вот способом независимость, обречены на провал и отбросят курдский народ в плане ее реализации намного дальше, чем он стоял к ней еще до прихода к власти С.Хусейна. Быть может, логика общественного развития такова, что тому, чему суждено случиться, неизбежно случится. Во всяком случае, все личные визави автора из числа граждан Ирака, занимающих различные должности и посты, все как один, выражали свою усталость и раздражение от подобной, излишне затянувшейся развязки курдского вопроса. И мнение, что никакого независимого Курдистана, во всяком случае, в таком формате, в котором к этому ведет правительство М.Барзани, они никогда не допустят. Как и весь иракский народ, среди курдской части которого, к слову, есть немало противников подобного воплощения права курдов на самоопределение.

52.22MB | MySQL:103 | 0,601sec